Дело № 2 –831/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Елово 29 августа 2017 г.
Осинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Полыгалова В.С., при секретаре Быковой Н.Ю.,
с участием истца Шестаковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Елово гражданское дело по иску Шестаковой Валентины Владимировны к администрации Дубровского сельского поселения Еловского района о включении в наследственную массу жилого дома, признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Шестакова В.В. обратилась в суд с иском к администрации Дубровского сельского поселения Еловского района о восстановления срока вступления в наследство на жилой дом, общей площадью 39,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Включении в наследство Б. и признании права собственности истца на жилой дом, общей площадью 39,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является дочерью Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ. При жизни Б. с 1997 года проживала в доме по адресу: <адрес>, в соответствии с распоряжением Главы администрации Дубровского сельского поселения, добросовестно и открыто владела указанным имуществом. При жизни Б. государственную регистрацию права собственности не осуществила. После смерти Б. истец в соответствующий срок обратилась к нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство, однако указанный дом не вошел в наследственную массу, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. После смерти Б. ее дочь – истец Шестакова В.В. открыто и непрерывно владеет указанным имуществом, следит за сохранностью дома, оплачивает налоговые платежи.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что дом по адресу: <адрес> приобрел ее брат Попов А.В. у Т. в 1999 году, но фактически в доме с этого времени стала проживать ее мать Б. Договор купли-продажи при сделке не оформляли, право собственности на дом никому не принадлежит. Ранее собственником дома являлся Р., который в свою очередь продал дом Т., которые прожили в доме более 10 лет. При этом никакие документы также не оформлялись, договор не составлялся. Р. умер. Правоустанавливающие документы на дом отсутствовали, домовой книги не было, поэтому Б. не оформила государственную регистрацию недвижимого имущества. Дом расположен на земельном участке, на который также отсутствуют правоустанавливающие документы. Право собственности на земельный участок не зарегистрировано.
Также истец указала, что после смерти Б. приняла указанное имущество, которым открыто и непрерывно владеет как своим собственным. Попов А.В. отказался от наследства в ее пользу. В настоящее время она следит за сохранностью дома, обрабатывает земельный участок. В соответствии с техническим паспортом у спорного дома два адреса: <адрес>. Сейчас действующий адрес: <адрес> №, ранее был №.
Представитель ответчика администрации Дубровского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступило.
Третье лицо Попов А.В. в судебное заседание также не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступило.
При указанных обстоятельствах, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, о чем судом вынесено соответствующее определение.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктом 2 ст.165 ГК РФ установлено, что если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В силу ст.223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 ст.551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
В соответствии ч.3 ст.551 ГК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Согласно ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним является вступивший в законную силу судебный акт.
Из представленной выписки из похозяйственной книги администрации Дубровского сельского поселения следует, что Б. проживала по адресу: <адрес> умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Согласно распоряжения главы администрации Дубровского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к нему (л.д.57) собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Р. (Б.).
Абзац 2 части 2 ст.218 ГК РФ указывает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
После смерти Б. за сохранностью дома следит Шестакова В.В., владеет им как своим собственным, оплачивает налоговые платежи.
Согласно расписке, родной брат Шестаковой В.В. – Попов А.В. отказался от наследства, оставшееся после смерти Б. в пользу родной сестры Шестаковой В.В. (л.д.23).
В соответствии с ч.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Между тем, несмотря на то, что после смерти Б., ее дочь Шестакова В.В. приняла меры по сохранению наследственного имущества, пользовалась всем находящимся в нем имуществом, однако права наследства в установленном законом порядке на недвижимое имущество – жилой дом по адресу: <адрес>, не зарегистрировала, в виду отсутствия правоустанавливающих документов на указанное жилое помещение.
Кроме того, согласно представленной справки районного бюро технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома по адресу: <адрес> (в настоящее время <адрес>) является Р. (л.д.32-34;59-64).
Согласно описания местоположения объекта недвижимости выписки из Единого государственного реестра недвижимости указанный дом также числится под № по <адрес>, хотя сама выписка содержит указание на адрес объекта недвижимости, как <адрес> (л.д. 6-7).
Из справки ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки» следует, что согласно учетной регистрации объектов недвижимого имущества по адресу: <адрес>, информации о наличии недвижимого имущества на праве собственности отсутствует (л.д.58).
Судом установлено, что строение по адресу: <адрес> является одним и тем же строением, что следует из вышеуказанных документов (л.д.6-7;9;32-34;59-64).
Таким образом, из представленных суду, изученных и оцененных письменных доказательств, в том числе данных ГБУ «ЦТИ Пермского края», следует, что дом по адресу: <адрес>) принадлежит Р., других собственников согласно представленных доказательств не установлено.
При совершении сделки купли-продажи между Р. и Т., в последующем между Т. и Поповым А.В. (Б.) переход права собственности на объект недвижимости в установленном законом порядке не осуществлялся, соответствующие договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, д. Шульдиха, <адрес>) не составлялись, сторонами не подписывались, не регистрировались.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В пунктах 1 - 2 ст.434 ГК РФ указано, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
На основании п.1 ст.549 ГК РФ предусматривает, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В силу ст.550 ГК, договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК) - несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ).
Положения ст. 554 и ст. 555 ГК РФ регламентируют определение предмета и цены в договоре продажи недвижимости, которые являются существенными условиями такого договора и по которым между сторонами должно быть достигнуто соглашение при заключении договора.
Установлено, что в 1999 - 2000 г. Б. вселилась в спорный жилой дом и проживала в нем одна по день своей смерти. После смерти Б. Шестакова В.В. приняла меры по сохранению наследственного имущества, пользовалась всем находящимся в нем имуществом с 2014 года, однако действий направленных на соответствующее оформление право собственности на объекты недвижимости в установленном законом порядке не предпринимала.
В тоже время право ее собственности на указанный жилой дом никем не оспаривается, так как государственная регистрация сделки и перехода права собственности на недвижимое имущество производится по заявлению обеих сторон.
В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю право собственности жилой дом по адресу: <адрес>, ни за кем не зарегистрировано.
В соответствии с распоряжением главы администрации Дубровского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к нему, предоставленного по запросу суда Еловским филиалом ГУП «ЦТИ Пермского края», право собственности на <адрес>), расположенный на территории Дубровского сельсовета, принадлежит Р., что противоречит предоставленному истицей распоряжению главы администрации Дубровского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к нему, в котором в качестве собственника названного дома под № указана Б. (л.д.9).
Указанный документ не может быть признан судом в качестве допустимого доказательства, поскольку фактически противоречит установленным по делу объективным обстоятельствам. Как указанного в данном приложении № к распоряжению главы администрации Дубровского сельсовета № от 22.12.1997 г., издано оно соответственно 22 декабря 1997 г. Однако на тот момент Б. не могла являться и числится собственником названного в нем дома, поскольку как указывает истец приобретала его лишь в 1999 - 2000 г.
В силу ст.56 ГПК РФ, исходя из общего правила распределения обязанностей по доказыванию, обязанность доказать заключение договора купли-продажи, полное или частичное исполнение договора заинтересованной стороной возлагается на истца.
Суд также обращает внимание на то, что в 2014 году Б. умерла, наследницей после ее смерти является дочь Шестакова В.В., которая в наследство на жилой дом по адресу: <адрес> не вступала. Согласно сведений нотариуса Еловского нотариального округа Г., после смерти в наследство вступила дочь Шестакова В.В. которой выдано свидетельство о праве на наследство по закону, жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> наследственной массе не заявлено.
Поскольку, истцом не было представлено доказательств надлежащей формы заключения договора купли-продажи недвижимого имущества, а несоблюдение письменной формы договора купли-продажи влечет его недействительность - не наступление для сторон правовых последствий, связанных с заключением договора, поэтому отсутствуют все основания для удовлетворения требования истца о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включение недвижимого имущества в наследственную массу и восстановление срока вступления в наследство.
При этом, суд обращает внимание истца на то, что она не лишена возможности получить спорные объекты недвижимости в ином установленном законом порядке, в том числе земельный участок, путем выкупа в собственность или на правах аренды, обратившись с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления, в ведении которых находится разрешение данных вопросов.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шестаковой Валентины Владимировны к администрации Дубровского сельского поселения о восстановления срока вступления в наследство на жилой дом, общей площадью 39,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, а также включения его в наследственную массу после смерти Б. и признании права собственности Шестаковой В.В. на указанный жилой дом, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда через Осинский районный суд (постоянное судебное присутствие в с. Елово) в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья – В.С. Полыгалов