Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 19 марта 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, в лице главного государственного санитарного врача в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах ФИО3, в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Лахденпохский водоканал» о понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Управление Роспотребнадзора по <адрес> (далее Управление), в лице главного государственного санитарного врача в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах ФИО3, в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «№» (далее – Общество) о признании действий (бездействия) противоправными и об обязании исполнить требования предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление мотивировано тем, что при проведении территориальным отделом Управления плановой выездной проверки на основании распоряжения врио руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ № объектов централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>; канализационно-очистных сооружений <адрес>, арендатором которых является Общество, были выявлены нарушения действующих санитарных правил, а именно: СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (далее СП 3.1/3.2.3146-13), СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (далее СП 3.1.2.3114-13), СанПиН 2.2.2/2.41340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (далее СанПиН 2.2.2/2.41340-03), СП 2.2.2.1327-03 «Санитарно-эпидемиологические правила «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту (далее СП 2.2.2.1327-03), СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02), СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее СанПиН 2.1.4.1074-01), СанПиН 2.1.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (далее СанПиН 2.1.980-00).
По результатам указанной проверки Обществу было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Также Общество дважды было привлечено к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ.
В ходе проверки выполнения требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в отношении Общества на основании распоряжения врио руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ №, было установлено, что выявленные ранее нарушения устранены не в полном объеме, то есть требования предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме выполнены не были.
По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Также Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В ходе проверки выполнения требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в отношении Общества на основании распоряжения врио руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ №, было установлено, что выявленные ранее нарушения устранены не в полном объеме, то есть требования предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме Обществом выполнены не были, а именно, не исполнены следующие пункты предписания:
- п. 1: на территории зоны санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения г. Лахденпохья (озеро Пайк-Ярви) не оборудованы твердым покрытием дорожки к сооружениям; здание насосной не оборудовано канализацией, с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой канализации, что является нарушением п.п. 3.3.1.1,3.2.1,3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02;
- п. 2: не обеспечено качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения г. Лахденпохья в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01, а именно: по органолептическим свойствам (цветность) перед подачей в распределительную сеть, в распределительной сети (п.3.5 таблица 4 СанПиН 2.1.4.1074-01); по обобщенным показателям (перманганатной окисляемости) перед подачей в распределительную сеть, в распределительные сети (п. 3.4.1 таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-01). Протоколы лабораторных исследований не представлены;
- п. 3: не организовано прохождение периодических медицинских осмотров лиц, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных производственных факторов, что является нарушением п.п. 7.1,7.4,8.2 СП 3.1/3.2.3146-13;
- п. 4: не обеспечено наличие на предприятии проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения г. Лахденпохья, разработанного в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, имеющего заключение учреждений госсанэпидслужбы и утвержденные в установленном порядке, что является нарушением п.п. 1.6,1.11,1.12,-1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02;
- п. 7: не обеспечен производственный контроль качества питьевой воды по рабочей программе, что является нарушением с п.п. 4.2-4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01.
По результатам проверки Обществу было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Также Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Учитывая, что Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за неисполнение аналогичных предписаний, истец полагает, что действиями Общества нарушаются права и законные интересы граждан на безопасность жизни и здоровья, гарантированные государством, поэтому, ссылаясь на положения ст. 51 Федерального закона РФ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», истец просил признать действия (бездействия) Общества по неисполнению требований санитарного законодательства противоправными и обязать исполнить требования предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор № 41 от 11.12.2018.
Ранее в судебном заседании представитель Управления – ФИО4, действующая по доверенности, заявленные требования уточнила, просила признать действия (бездействие) Общества по неисполнению требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, изложенные в пунктах 1,3,4,7 противоправными, обязать Общество их исполнить, а именно: обеспечить мероприятия на территории зоны санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения г. Лахденпохья (озеро Пайк-Ярви), оборудовать твердым покрытием дорожки к сооружениям; здание насосной оборудовать канализацией, с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой канализации; организовать прохождение периодических медицинских осмотров лиц, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных производственных факторов; обеспечить наличие проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения г.Лахденпохья, разработанного в соответствии с требованиями санитарных правил и норм; обеспечить производственный контроль качества питьевой воды при эксплуатации систем водоснабжения в г. Лахденпохья, осуществлять контроль качества воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети в количестве и периодичностью отбираемых для лабораторных исследований проб воды с учетом требований санитарных правил. Кроме этого просила обязать Общество довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации.
В судебное заседание представитель Управления, извещенный надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, указав, что исковые требования поддерживают в полном объеме с учетом уточнения. Просили суд обязать Общество установить срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, указанный в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик – представитель Общества, в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Посредством телефонной связи директор Общества ФИО5 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, указал, что с исковыми требованиями согласен в полном объеме. В предварительном судебном заседании ФИО5 заявленные требования с учетом уточнения признал в полном объеме, пояснил, что обязанность по выполнению требований предписания возложена на Общество, однако из-за финансовых трудностей выполнить требования в установленный предписанием срок не представилось возможным.
Представители третьих лиц – Администрации Лахденпохского муниципального района и Администрации Лахденпохского городского поселения в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 6 и ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городской округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Гарантирующей организацией, согласно п. 6 ч. 2 закона № 416-ФЗ, признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Общество зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом его деятельности является «забор, очистка и распределение воды».
Согласно Уставу Общества, Договору аренды систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения на территории г. Лахденпохья № от ДД.ММ.ГГГГ, Договору обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения на территории Лахденпохского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Общество является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории г. Лахденпохья Республики Карелия.
В судебном заседании установлено, что в отношении Общества Управлением неоднократно проводились проверки соблюдения требований санитарного законодательства, по результатам которых выявлялись нарушения и выносились предписания по исполнению требований. За нарушения санитарного законодательства и невыполнение законных предписаний должностных лиц, Общество привлекалось к административной ответственности по статьям 6.3 КоАП РФ и ч.1 ст.19.5 КоАП РФ соответственно.
Данные обстоятельства никем не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
Так, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Обществу выдавалось предписание №, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, об устранении, в том числе нарушений норм санитарного законодательства, указанных также в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако предписание № не было исполнено в полном объеме. По факту нарушений ДД.ММ.ГГГГ начальником Роспотребнадзора были рассмотрены два протокола по делам об административных правонарушениях в отношении Общества по ст. 6.3 КоАП РФ, с назначением административных наказаний: административного штрафа в размере 10000 рублей (Постановление № от №.) и предупреждения (Постановление № от №.) Также, в связи с невыполнением требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка Лахденпохского района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<адрес>» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Кроме того, Общество в связи с невыполнением требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка Лахденпохского района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Судом установлено, что в ходе проверки выполнения требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в отношении Общества на основании распоряжения врио руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ №, было установлено, что выявленные ранее нарушения устранены не в полном объеме, то есть требования предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме Обществом выполнены не были, а именно, не исполнены следующие пункты предписания:
- п. 1: на территории зоны санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения г. Лахденпохья (озеро Пайк-Ярви) не оборудованы твердым покрытием дорожки к сооружениям; здание насосной не оборудовано канализацией, с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой канализации, что является нарушениями п.п. 3.3.1.1,3.2.1,3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02;
- п. 2: не обеспечено качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения г. Лахденпохья в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01, а именно: по органолептическим свойствам (цветность) перед подачей в распределительную сеть, в распределительной сети (п.3.5 таблица 4 СанПиН 2.1.4.1074-01); по обобщенным показателям (перманганатной окисляемости) перед подачей в распределительную сеть, в распределительные сети (п. 3.4.1 таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-01). Протоколы лабораторных исследований не представлены;
- п. 3: не организовано прохождение периодических медицинских осмотров лиц, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных производственных факторов, что является нарушениями п.п. 7.1,7.4,8.2 СП 3.1/3.2.3146-13;
- п. 4: не обеспечено наличие на предприятии проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения г. Лахденпохья, разработанного в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, имеющего заключение учреждений госсанэпидслужбы и утвержденные в установленном порядке, что является нарушениями п.п. 1.6,1.11,1.12,-1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02;
- п. 7: не обеспечен производственный контроль качества питьевой воды по рабочей программе, что является нарушениями с п.п. 4.2-4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01.
По результатам данной проверки ООО «Лахденпохский водоканал» было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (№).
Согласно общим положениям СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с положениями СанПиН 2.1.4.1110-02 указаны мероприятия по первому классу о том, что на территории первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должны предусматриваться мероприятия, указанные в:
- п. 3.2.1.1 - территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие;
- 3.2.1.2 - не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений;
- 3.2.1.3. - здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.
СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливает гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения).
СП 3.1/3.2.3146-13 устанавливает требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации. Работники, не прошедшие обязательный медицинский осмотр, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, а также при наличии медицинских противопоказаний не допускаются руководителем юридического лица и индивидуальным предпринимателем к исполнению ими трудовых обязанностей. Ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр, возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Судом установлено, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с соблюдением установленного порядка, сторонами не оспаривалось, в настоящее время в полном объеме Обществом не исполнено, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства в полном объеме в материалы дела не представлено, таким образом требования истца о признании противоправными действий Общества по неисполнению требований санитарного законодательства, изложенных в п.п. 1,3,4,7 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного должностным лицом Управления и обязании Общества исполнить указанные требования, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу положений ст.46 Федерального закона №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из ст. 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
Таким образом, требование истца в части обязания Общества довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации законно и обоснованно. При этом суд полагает разумным предоставить Обществу срок для исполнения указанного требования в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Лахденпохского муниципального района подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Признать противоправными действия ООО «№» в отношении неопределенного круга потребителей по неисполнению требований санитарного законодательства, изложенных в п.п. 1,3,4,7 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия.
Обязать ООО «№» в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить требования предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
- обеспечить мероприятия на территории зоны санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения г. Лахденпохья (озеро Пайк-Ярви) – оборудовать твердым покрытием дорожки к сооружениям; здание насосной оборудовать канализацией, с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой канализации;
- организовать прохождение периодических медицинских осмотров лиц, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных производственных факторов;
- обеспечить наличие проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения г.Лахденпохья, разработанного в соответствии с требованиями санитарных правил и норм;
- обеспечить производственный контроль качества питьевой воды при эксплуатации систем водоснабжения в г. Лахденпохья, осуществлять контроль качества воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети в количестве и периодичностью отбираемых для лабораторных исследований проб воды с учетом требований санитарных правил.
Обязать ООО «№» довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «№» в доход бюджета Лахденпохского муниципального района 300 (триста) рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.