Председательствующий – Кыдыев А.В. (№ 2-121/2019) Дело № 33-703
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2019 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Солоповой И.В.,
судей – Шинжиной С.А., Ялбаковой Э.В.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чойском районе Республики Алтай ФИО13 на решение Чойского районного суда Республики Алтай от 01 июля 2019 года, которым
удовлетворены исковые требования ФИО4.
На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Алтай возложена обязанность включить ФИО4 в стаж работы, дающей право на досрочное установление страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: время нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; время обучения в Бийском государственном педагогическом институте с <дата> по <дата>.
Взысканы с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Алтай в пользу ФИО4 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в <адрес> Республики Алтай о возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на досрочное установление страховой пенсии по старости, время обучения в педагогическом институте и время нахождения на курсах повышения квалификации. Требования мотивированы тем, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», решением ГУ УПФР в <адрес> от <дата> отказано в назначении пенсии, так как на дату обращения за назначением пенсии стаж работы составил 19 лет 2 месяца 10 дней. ГУ-УПФР не включил в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период обучения в Бийском государственном педагогическом институте с <дата> по <дата> – 5 лет 6 дней, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>. На момент ее поступления в институт действовало постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с пунктами 2 и 4 этого Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения для начисления льготной пенсии засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях, при условии, если времени обучения непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность и льготный стаж на педагогических должностях. Период с <дата> по <дата> является временем обучения в педагогическом институте, до <дата> работала старшей пионерской вожатой в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, который зачислен в льготный стаж. После обучения в институте стала работать учителем начальных классов в <данные изъяты> № и проработала там с <дата> по <дата>. Таким образом, периоду обучения предшествовала педагогическая работа. На момент обращения за назначением досрочной пенсии педагогический стаж по решению комиссии составил 19 лет 2 месяца 10 дней, что больше необходимых 2/3 стажа, т.е. 16 лет 8 месяцев. В силу требований п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, положениями ст. 187 ТК РФ, п.п. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем отказ во включении в стаж работы по специальности периодов нахождения на курсах повышения квалификации является необоснованным. В связи с изложенным, ФИО4 просит обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Алтай включить в стаж работы, дающей право на досрочное установление страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», время нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; время обучения в Бийском государственном педагогическом институте с <дата> по <дата>, а также взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Суд вынес вышеизложенное решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, начальник ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ФИО1 В обоснование жалобы указывает, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17 декабря 1959 года № 1397 подлежит применению к периодам работы до 01 января 1992 года и до 01 октября 1993 года. Согласно требованиям абзаца 5 пункта 2 указанного Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность, при наличии не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии. В педагогический стаж ФИО4 ошибочно был включен период работы в качестве старшей пионервожатой с <дата> по <дата>, поскольку работа в качестве пионервожатой не указана в Законе РСФСР от 02 августа 1974 года «О народном образовании» в качестве педагогической деятельности. Начало педагогической деятельности ФИО4 имело место с <дата>, в связи с чем, нормы Положения от 17 декабря 1959 года № 1397, утратившего силу с 01 октября 1993 года, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца. При определении права ФИО4 на назначение досрочной страховой пенсии как педагогического работника, пенсионный орган руководствуется Постановлением № 665 от 16.07.2014 года, к которому применяются Правила исчисления периодов работы № 516 от 11.07.2002 года, устанавливающие, что в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, засчитываются периоды работы на соответствующих видах работ, выполняемых постоянно в течение полного рабочего дня, за которые уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. С учетом норм трудового и отраслевого законодательства, для педагогических работников работа, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня, означает непосредственное выполнение трудовых обязанностей согласно занимаемой должности на основании трудового договора в течение рабочего времени, норма которого устанавливается за ставку заработной платы (должностной оклад). Нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, не обусловлено выполнением трудовых обязанностей, по характеру и условиям труда соответствующих занимаемой должности, на которую принят работник, в связи с чем, время нахождения на курсах повышения квалификации не может быть включено в стаж работы, дающей право на досрочное установление страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Кроме того, периоды, которые не связаны с выполнением соответствующей работы, могут включаться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если прямо предусмотрены Правилами № 516. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации к числу таких периодов не отнесены.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ФИО8, ФИО9, поддержавших доводы жалобы с учетом дополнений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО4 с <дата> по дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости – <дата> осуществляла педагогическую деятельность.
В настоящее время занимает должность <данные изъяты>.
С <дата> по <дата> ФИО4 обучалась в <данные изъяты>, в период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя по <данные изъяты> на основании приказа № от <дата> находилась на курсах повышения квалификации в БОУ <данные изъяты> с <дата> по <дата>; на основании приказа № от <дата> находилась на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>.
<дата> ФИО4 обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Алтай с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 -ФЗ от <дата> «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Алтай от <дата> ФИО4 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по тем основаниям, что у истца отсутствовал необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. В специальный стаж не был включен период обучения ФИО4 в Бийском <данные изъяты> с <дата> по <дата>. Также не включен в специальный стаж ФИО4 время нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и период обучения в педагогическом институте, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (19 лет 2 месяца 10 дней), и при этом периоду обучения истца в педагогическом институте непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность. В период нахождения ФИО4 на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место ее работы и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении требований ФИО4 о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по следующим основаниям.
Право на страховую пенсию по старости, как установлено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 которого страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29.12.2013 года № 400-ФЗ, Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29.12.2013 года № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 01.10.1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Абзацем 4 пункта 2 указанного Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Согласно абзацу 5 пункта 2 Положения в стаж работы засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Действующее в период работы ФИО4 в должности пионервожатой с <дата> по <дата> законодательство предусматривало возможность включения в льготный стаж данной работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления ее права в области пенсионного обеспечения.
В период учебы истца в Бийском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1990 года по 15 августа 1995 года действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО4 в период работы в должности <данные изъяты> на основании приказа № от <дата> находилась на курсах повышения квалификации в <данные изъяты> с <дата> по <дата>; на основании приказа № от <дата> находилась на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о включении в специальный стаж необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов пребывания на курсах повышения квалификации, поскольку исходя из буквального толкования положений ст. ст. 173, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации с отрывом от работы, являются учебным отпуском для работника, с сохранением за ним средней заработной платы, при этом направление на курсы повышения квалификации является обязанностью работодателя.
Оснований не согласиться с выводом суда об обязании ответчика включить спорные периоды в стаж работы ФИО4 судебная коллегия не усматривает, поскольку при включении в специальный стаж спорных периодов, решение о зачете которых принято судом, с учетом периодов бесспорно включенных в специальный стаж истца пенсионными органом, ФИО4 имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании ст. 22, пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как ее специальный стаж на момент обращения с заявлением о назначении пенсии превысил 25 лет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с этим, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чойского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Алтай ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи С.Н. Чертков
Э.В. Ялбакова