Дело № 2-1891/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2017 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Воронове М.В., с участием истца Виссарионова А.П., представителя истца – адвоката Александрова А.А., представителя ответчика администрации г. Чебоксары Ивановой Л.Н., представителя третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» Зейнутдинова Р.К., третьего лица – кадастрового инженера Николаева А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виссарионова Алексея Павловича к администрации города Чебоксары о признании согласованными границ земельного участка,
установил:
Виссарионов А.П. обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары о признании согласованными границ земельного участка с кадастровым номером № с земельными участками с кадастровыми номерами №, № в координатах, указанных в подготовленном кадастровым инженером межевом плане.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный участок в границах, определенных с геодезической точностью и закрепленных долговременными межевыми знаками - столбами забора, в фактическом пользовании определен более пятнадцати лет.
Граница земельного участка истца в координатных точках н1-н9 является смежной с участком муниципальной собственности с кадастровым номером №
Граница земельного участка в координатных точках н2-нЗ-н4-н5 является смежной с участком муниципальной собственности с кадастровым номером №.
Для установления и координатного описания границ земельного участка с кадастровым номером № с целью внесения в реестр объектов Единого государственного реестра недвижимости данных, достоверно описывающих земельный участок как объект прав, истцом было заказано межевание спутниковым методом кадастровому инженеру ФИО1, выполнившему кадастровые работы и подготовившему межевой план. Однако в ходе процедуры согласования частей границ земельного участка истца, смежного с земельными участками, находящимися в распоряжении муниципального образования - г. Чебоксары, был получен отказ администрации г. Чебоксары в согласовании фактически сложившегося более 15 лет землепользования по границе с земельным участком с кадастровым номером №.
В качестве обоснования своего отказа в письме от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией г. Чебоксары указано, что до утверждения проекта планировки земель общего пользования с учетом фактических подъездных дорог г. Чебоксары и постановки их на кадастровый учет в новых границах, предлагаемых к согласованию границы земельного участка истца, согласованы быть не могут. При этом по земельному участку с кадастровым номером № никаких возражений заявлено не было.
Также администрация г. Чебоксары ссылается на координаты красных линий, которые, якобы, не были учтены при уточнении границ земельного участка истца.
Отказ собственника смежных земельных участков в согласовании границ данных участков нарушает права истца как собственника, поскольку не позволяет завершить процедуру уточнения границ земельного участка с кадастровым номером №.
Виссарионов А.П. просит признать согласованными с администрацией г. Чебоксары границы земельного участка <данные изъяты> в координатах, указанных в подготовленном кадастровым инженером ФИО1. межевом плане.
В судебном заседании истец и его представитель – адвокат Александров А.А. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г. Чебоксары Иванова Л.Н. не признала исковые требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» Зейнутдинов Р.К., третье лицо – кадастровый инженер Николаев А.Ю. полагали требования истца подлежащими удовлетворению.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании распоряжения главы администрации г. Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ № Виссарионову А.П. выдан государственный акт на <данные изъяты> гектаров земель (в собственность) для ведения личного подсобного хозяйства по <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за Виссарионовым А.П. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как «ранее учтенный» объект, внесен на основании Инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков кадастрового квартала № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2).
Согласно частям 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В случае, если координаты характерных точек спорных границ между земельными участками с кадастровыми номерами №, № и № в настоящее время определены с большей погрешностью, чем средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90. то местоположение спорных границ (координаты характерных точек границ) подлежит уточнению.
В то же время положениями статей 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрена процедура согласования границ земельных участков.
В случае наличия возражений относительно согласования местоположения смежной границы между земельными участками, что должно подтверждаться надлежащими документами, согласно части 5 статьи 40 ФЗ «О кадастровой деятельности» споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
То есть обращению в суд должно предшествовать нарушение прав при проведении процедуры согласования, отказ ответчика от его проведения и согласования путем подписания акта согласования.
В соответствии со статьями 14, 15, 18, 21, 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, учет изменений и государственная регистрация прав в отношении земельных участков, зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства производится по заявительному принципу.
При этом в качестве одного из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав пунктом 7 части 2 статьи 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрен межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке были утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка утверждены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» увеличение площади земельного участка допустимо при уточнении сведений о площади земельного участка, если такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или если такой размер не установлен, на величину не более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03 марта 2016 г. № 187, установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, соответственно, при уточнении границ земельного участка его площадь не может быть увеличена на величину, превышающую минимальный размер.
С учетом предусмотренного законом дополнительного расхождения площади по предельному минимальному размеру, установленному для «личного подсобного хозяйства» в зависимости от территориальной зоны, в которой расположен участок по Правилам землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов, площадь земельного участка может быть увеличена в случае, если земельный участок входит в территориальную зону, в которой предусмотрен вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка (1200 кв.м). В случае, если в зоне не предусмотрен такой вид, то размер земельного участка может быть увеличен на величину не более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.
Соответственно, для определения размера, на которую может быть увеличена площадь спорного земельного участка, необходимо учитывать при проведении кадастровых работ по уточнению границ участка сведения о территориальной зоне, в которой расположен данный участок.
В ходе процедуры согласовании частей границ земельного участка истца, смежного с земельными участками, находящимися в распоряжении муниципального образования – г. Чебоксары, администрация г. Чебоксары письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, возвратив материалы кадастровых работ на земельный участок №, сообщила кадастровому инженеру ФИО1, что земельный участок истца частично сформирован из муниципального земельного участка с кадастровым номером №, межевание выполнено без учета красных линий, согласование материалов межевания по формированию границ земельного участка с кадастровым номером возможно после утверждения проекта планировки земель общего пользования.
С целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № с границами земельных участков с кадастровыми номерами №, № № и № по заказу истца кадастровым инженером ФИО1, <данные изъяты>, подготовлен межевой план.
Согласно акту согласования граница земельного участка истца от точки н1 до точки н2 согласована с собственником смежного земельного участка с кадастровым номером № ФИО2
Граница со смежным земельным участком с кадастровым номером №, принадлежащем ФИО3, ФИО4 и ФИО3, от точки н5 до точки н9 установлена определением Московского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ (дело №).
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет как «ранее учтенный» объект, изначально был учтен со следующими характеристиками: <данные изъяты>
Сведения о данном объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на государственный кадастровый учет, и описания земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «Земля» по заказу МУ «Земельное Управление» Администрации г. Чебоксары.
В последующем местоположение его границ (координаты характерных точек границ) неоднократно уточнялись в связи с исправлением реестровых (кадастровых) ошибок по смежествам с земельными участками частных собственников. Площадь указанного земельного участка уточнена до <данные изъяты>. Однако с учетом количества смежных земельных участков и методом определения местоположения границ указанного земельного участка, уточнение будет необходимо и в последующем. Определение местоположения границ указанного земельного участка осуществлялось без проведения процедуры согласования со смежными земельными участками.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок за муниципальным образованием – г. Чебоксары - столица Чувашской Республики.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как «ранее учтенный» объект, учтен в ЕГРН со следующими характеристиками: <данные изъяты>
Указанный земельный участок был внесен в государственный кадастр недвижимости в на основании Инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков кадастрового квартала № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ЕГРН содержатся сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) указанного земельного участка.
С учетом того, что границы земельных участков с кадастровыми номерами № и № поставлены на кадастровый учет без определения координат характерных точек границ на местности, смежные с земельным участком истца границы в спорных точках являются неточными и подлежат уточнению.
Согласно схеме расположения земельного участка с кадастровым номером № по координатам, указанным в межевом плане, границы земельного участка согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ определены по фактическим границам землепользования.
Из заключения кадастрового инженера следует, что площадь земельного участка по сведениям ГКН составляет <данные изъяты>, а по фактически сложившимся границам – <данные изъяты>
Таким образом, увеличение площади земельного участка с кадастровым номером № на <данные изъяты> по сравнению с площадью, сведения о которой содержатся в ЕГРН, не противоречит пункту 32 части 1 статьи 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и допустимо при уточнении сведений о площади земельного участка.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) и другие подобные сооружения.
Из изложенного следует, что красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов и отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая улицы, проезды, и т.д.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
Вместе с тем, исходя из положений пунктов 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 23 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы развития территорий поселения включают в себя карты (схемы) планируемого размещения инфраструктуры (в том числе автомобильных дорог местного значения) поселения и утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправлении после проведения согласно статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичных слушаний по вопросам планирования развития территории поселения.
При отсутствии генерального плана красные линии утверждаются нормативным правовым актом муниципального образования.
Суду не представлен Генеральный план города Чебоксары, утвержденный Чебоксарским Собранием депутатов Чувашской Республики, на котором были бы отображены утвержденные красные линии.
При указанных обстоятельствах довод представителя администрации г. Чебоксары о межевании земельного участка с кадастровым номером № без учета имеющихся красных линий суд находит несостоятельным.
Сам факт утверждения планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков и их частей к территориям общего пользования (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Утвержденные в составе проектов планировки красные линии должны в этом случае использоваться как основание для последующего принятия решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, как усматривается из описания земель кадастрового квартала №, изготовленного в ДД.ММ.ГГГГ главным инженером ООО <данные изъяты> по заказу МУ «Земельное управление», точки н47, н48 на местности не закреплены; описание прохождения от точки н47 до точки 325, в межевом плане указанной как точка н3, и от точки 326, указанной в межевом плане как точка н4, до точки н48 отсутствует.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО ФИО1 границы земельного участка с кадастровым номером №, смежного с земельным участком №, установлены картометрическим способом, без закрепления точек на местности, и соответственно часть границы от точки н2 до н5 уточнены с более высокой точностью и с учетом сложившихся землепользований, огороженных заборами границ.
В письменном отзыве ФГБУ «ФКП Росреестра» указано, что филиалом проверены указанные в исковом заявлении координаты характерных точек границ. Согласно схеме расположения смежных границ между земельными участками с кадастровыми номерами №, № и № на ортофотоплановой подложке видно, что установленные ранее точки границ земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № по смежеству не закреплены на местности по фактическим границам землепользования истца: Несоответствие фактических границ земельных участков координатам их описывающих, является одним из видов реестровых (кадастровых) ошибок.
Таким образом, полученные в результате кадастровых работ границы земельного участка истца учитывают сложившееся землепользование, не нарушают ничьих прав и законных интересов и приводят к внесению достоверных сведений о границах земельных участков в ГКН.
В связи с изложенным, суд полагает обоснованными исковые требования Виссарионова А.П. о признании согласованными с администрацией г. Чебоксары границ земельного участка с кадастровым номером № с земельными участками с кадастровыми номерами №, № в координатах, указанных в подготовленном кадастровым инженером межевом плане, и удовлетворяет их.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Виссарионова А.П. к администрации города Чебоксары о признании согласованными границ земельного участка удовлетворить.
Признать смежные границы земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>А, принадлежащего Виссарионову А.П., согласованными с администрацией города Чебоксары в координатах характерных точек, указанных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ООО «Чеб-Кадастр» ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ: с земельным участком с кадастровым номером № в точках координат <данные изъяты>; с земельным участком с кадастровым номером № в точках координат <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова
Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2017 года.