Решение по делу № 2а-2866/2017 от 29.05.2017

№ 2а - 2866 / 17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        город Волгоград              23 августа 2017 года

Красноармейский районный суд города Волгограда

в составе председательствующего Гужвинского С.П.

     при секретаре                     Мельниковой Л.А.,

    с участием представителя административного истца (инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области) Харахоркина М.А., представителя административного ответчика (ТСЖ «На Гремячинской») и заинтересованного лица (ФИО5) Потехина А.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о ликвидации товарищества собственников жилья «На Гремячинской»,

УСТАНОВИЛ:

    Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в Красноармейский районный суд города Волгограда с административным исковым заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) «На Гремячинской», ссылаясь на положения ч. 2 ст. 61 ГК РФ (которым предусматривается возможность ликвидации юридического лица по решению суда по иску государственного органа в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер), п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (которым предусмотрено, что товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения и другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества, принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме), раздела I (1) постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (которым предусмотрено, что перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, принявшими решение о создании товарищества собственников жилья в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, может включаться общее имущество, в отношении которого принято решение, предусмотренное п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которого к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами), изменения, внесенные Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (которыми предусмотрено, что товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствии требованиям, установленным п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном ч. 3 или ч. 4 ст. 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 01 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами).

Что касается фактических обстоятельств, в связи с которыми ставится вопрос о ликвидации ТСЖ «На Гремячинской», в административном исковом заявлении указывается, что:

в нарушение вышеуказанных норм решение в отношении общего имущества, предусмотренное п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации – отсутствует,

решение о создании ТСЖ «На Гремячинской» принято общими собраниями, оформленными протоколами от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирных домах №№ и по <адрес>, №№ и по <адрес> и № по <адрес>, притом что кворум в количестве не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом многоквартирном доме, необходимый в соответствии с п. 1 ст. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, для принятия решения о выборе способа управления товариществом собственников жилья – отсутствует (остальные дома вошли в состав товарищества позже),

документы, подтверждающие, что данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах – отсутствуют, то есть факт несоответствия ТСЖ «На Гремячинской» требованиям, установленным п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации – подтверждён материалами дела в полном объёме,

решение о реорганизации ТСЖ «На Гремячинской» либо о выборе иного способа управления в домах, входящих в состав ТСЖ – не принимались, то есть со стороны ТСЖ «На Гремячинской» нарушены требования, установленные Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ, в результате чего оно не вправе осуществлять деятельность по управлению домами и подлежит ликвидации,

в целях устранения нарушений в адрес ТСЖ «На Гремячинской» было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ по организации и проведению общего собрания собственников помещений во входящих в состав товарищества многоквартирных домах для принятия решения о ликвидации ТСЖ «На Гремячинской», которое не было, однако, исполнено, то есть направленные на устранение нарушений жилищного законодательства Российской Федерации меры товариществом - не принимаются,

имеющие место нарушения носят неустранимый характер, являясь, по мнению административного истца, безусловным основанием для ликвидации ТСЖ «На Гремячинской» как несоответствующего требованиям ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    В ходе судебного разбирательства представитель административного истца вышеуказанные требования поддержал в полном объеме, указав, что ТСЖ «На Гремячинской» не соответствует требованиям п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, действует в нарушение законодательства Российской Федерации, в связи с чем должно быть ликвидировано.

    Представитель административного ответчика (ТСЖ «На Гремячинской») и заинтересованного лица (ФИО5) – возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что пропуск срока на принятие решения о реорганизации товарищества собственников жилья либо выборе иного способа управления не является неустранимым нарушением, притом что последствие этого нарушения в виде ликвидации товарищества собственников жилья, к тому же, жилищным законодательством Российской Федерации – не предусмотрено.

    Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

    Из представленных административным истцом в подтверждение фактических обстоятельств доказательств усматривается, что:

    на основании проведённых ДД.ММ.ГГГГ общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> было создано товарищество собственников жилья «На Гремячинской», о чём ДД.ММ.ГГГГ была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (т. 1 л.д. 14 – 17, 18 – 22, 23 – 27, 28 – 32, 33 – 37, 38 – 42),

    в состав ТСЖ «На Гремячинской» входит <данные изъяты> многоквартирных дома: №№ , , , , , , , , , по <адрес>, №№ , , , , , по <адрес>, №№ , , , , , , , , , по <адрес>, № и по <адрес>, №№ , , , , , , по <адрес>, №№ и по <адрес> (т. 1 л.д. 7 – 9),

    по результатам проведения инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области документарной проверки ТСЖ «На Гремячинской» в ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку ТСЖ «На Гремячинской» не представило подтверждающие данные обстоятельства документы, сделан вывод, в том числе, и о несоответствии этого ТСЖ требованиям п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, в то время как это ТСЖ не было реорганизовано до ДД.ММ.ГГГГ, также как и не был выбран иной способ управления входящих в его состав многоквартирными домами (т. 1 л.д. 5 – 6, 7 – 9),

    ДД.ММ.ГГГГ инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области председателю правления ТСЖ «На Гремячинской» выдано предписание, которым, с указанием на то, что это ТСЖ не соответствует требованиям п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, предписано организовать и провести общее собрание собственников помещений входящих в состав товарищества многоквартирных домов для принятия решения о ликвидации ТСЖ «На Гремячинской» (т. 1 л.д. 10),

    при проведении инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что вышеуказанное предписание – не исполнено (т. 1 л.д. 11, 12 – 13).

Каких-либо доказательств, опровергающих вышеуказанные фактические обстоятельства, в том числе подтверждающих, что на земельных участках, на которых расположены входящие в ТСЖ «На Гремячинской» многоквартирные дома, имеются сети инженерно-технического обеспечения и другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в этих домах, административным ответчиком – не представлено.

    Однако, что касается правового обоснования вопроса о ликвидации ТСЖ «На Гремячинской», суд находит необходимым сделать следующие выводы.

    

    В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесённых в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям этого Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.     

    Как предусмотрено ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 05 мая 2014 года):

    юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которого оно создано (п. 2),

    юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (подп. 1 п. 3).

    Таким образом, основанием для ликвидации товарищества собственников жилья могут быть нарушения порядка его создания, если они носят неустранимый характер (притом что инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области, что касается ссылок на ст. 61 ГК РФ, не заявлялись требования о признании государственной регистрации ТСЖ «На Гремячинской» недействительной).

    В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, на положения которой, в том числе, ссылается административный истец, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

    Однако, вышеуказанными положениями не установлено, что такое решение должно быть принято именно при создании товарищества собственников жилья.

Таким образом, нарушение вышеуказанных положений закона не свидетельствует о нарушении требований закона именно при создании ТСЖ, притом что суд не усматривает препятствий в принятии решения в отношении общего имущества в настоящее время, то есть это нарушение ещё и не является неустранимым.

    В своём исковом заявлении административный истец ссылается на раздел I (1) «Требования, в соответствии с которыми определяется перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах» в составе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года (с последующими изменениями и дополнениями) № 491.

    Однако, этот раздел введён в вышеуказанные Правила постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 480, то есть уже после создания ТСЖ «На Гремячинской», в связи с чем нарушение этих норм не может быть признано нарушением закона при создании этого ТСЖ.

    В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья может быть создано собственникам и помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества, принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства (в редакции Федеральных законов от 04 июня 2011 года № 123-ФЗ, от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ, от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ).

Однако, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 29 декабря 2004 года, действовавшей на время создания ТСЖ «На Гремячинской»:

товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.

    Таким образом, требования о принятии решения о создании товарищества кворумом в количестве не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом многоквартирном доме, указанные в качестве оснований для административных исковых требований в административном иске, на время создания ТСЖ «На Гремячинской» - не предусматривались, в связи с чем отсутствие указанного в административном исковом заявлении кворума для принятия решения не является допущенным при создании ТСЖ «На Гремячинской» нарушением требований закона.

    В соответствии со ст. 140 Жилищного кодекса Российской Федерации:

реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме разделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 этого же Кодекса, решение о разделении товарищества может быть принято на общем собрании его членов большинством голосов членов товарищества от числа голосов членов товарищества, присутствующих на его общем собрании, при условии согласия на такое разделение общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение о котором принято большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом многоквартирном доме в течение двух лет с момента проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в котором инициировали такое разделение (ч. 3, введённая Федеральным законом от 04 июня 2011 года № 123-ФЗ),

реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме выделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 этого же Кодекса, решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (ч. 4, введённая Федеральным законом от 04 июня 2011 года № 123-ФЗ).

    

    В соответствии со ст. 5.1 (введенной Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ) Федерального закона от 29 декабря 2004 года (с последующими изменениями и дополнениями) № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»:

товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном ч. 3 или ч. 4 ст. 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 01 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.

Однако, по мнению суда, то обстоятельство, что собрание собственников помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ «На Гремячинской», для решения о реорганизации этого ТСЖ либо о выборе иного способа управления жилыми домами, не проведено в период после внесения изменений в ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04 июня 2011 года № 123-ФЗ и до 01 июля 2016 года, не свидетельствует (с учётом временных аспектов – это нарушение имело место позднее) о нарушении закона, допущенном именно при создании этого ТСЖ (которое было создано в июле – августе 2010 года), что касается оснований для его ликвидации, как они предусмотрены п. 2 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и подп. 1 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми обоснованы административные исковые требования инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области.

При этом требованиями жилищного законодательства Российской Федерации не предусматривается в качестве последствий неисполнения требований ст. 5.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года (с последующими изменениями и дополнениями) № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ликвидация товарищества собственников жилья.

    При таких обстоятельствах суд считает, что указанные в административном исковом заявлении инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области фактические обстоятельства не свидетельствуют о наличии правовых оснований, указанных административным истцом в обоснование своих административных исковых требований (неустранимые нарушения закона при его создании), для ликвидации ТСЖ «На Гремячинской», в связи с чем суд находит, что в удовлетворении административного искового заявления необходимо отказать.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 178, 180, 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении административного искового заявления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о ликвидации товарищества собственников жилья «На Гремячинской» – отказать.

    Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд города Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий     подпись        С.П.Гужвинский

Решение в окончательной форме изготовлено – 28 августа 2017 года.

Председательствующий    подпись        С.П.Гужвинский    

2а-2866/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области
Ответчики
ТСЖ "На Гремячинской"
Другие
Общество с ограниченной ответственостью УК "ЭУ-20"
Силина Е.А.
Авдеев Г.В.
Общество с ограниченной ответственностью УК "ЭУ-67"
Потехин А.С.
Болотина Л.П.
Общество с ограниченой ответственностью УК "Южное"
Харахоркин М.А.
Суд
Красноармейский районный суд г. Волгоград
Дело на сайте суда
krasn.vol.sudrf.ru
29.05.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.05.2017[Адм.] Передача материалов судье
31.05.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
13.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2017[Адм.] Судебное заседание
26.06.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
26.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2017[Адм.] Судебное заседание
16.08.2017[Адм.] Судебное заседание
23.08.2017[Адм.] Судебное заседание
28.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее