Дело №2-1415/2019
64RS0047-01-2019-000806-40
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2019 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Забайлович Т.В.,
при секретаре Эндрусенко М.А.,
с участием:
представителя истца и.о. прокурора г. Энгельса Саратовской области: Давреша Р.Т., представившего доверенность от <дата>,
ответчика Иванова Н.В.,
представителя ответчика Иванова Н.В.: Кондукторова А.С., представившего доверенность от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Энгельса Саратовской области к ООО «Нефтемаш», Иванову Н.В., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Нефтемашстрой», Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области об обязании разработать проект рекультивации и провести рекультивацию нефтезагрязненного земельного участка, о взыскании вреда, причиненного почвам,
установил:
заместитель прокурора г. Энгельса Саратовской области обратился с исковыми требованиями к ООО «Нефтемаш», Иванову Н.В., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Нефтемашстрой», Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области об обязании разработать проект рекультивации и провести рекультивацию нефтезагрязненного земельного участка, о взыскании вреда, причиненного почвам, в обоснование которых указал, что прокуратурой города Энгельса проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что на основании договора аренды от <дата> Иванов Н.В., именуемый арендодателем, передал ООО «Нефтемаш», именуемый арендатором, 2 земельных участка с кадастровыми номерами №.
Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности физическому лицу - Иванову Н.В.. Земельные участки предоставлены арендатору для использования «под производственную базу».
На земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> расположен комплекс объектов малогабаритной нефтеперерабатывающей установки. Нефтеперерабатывающая установка, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ООО «Нефтемаш». У ООО «Нефтемашстрой» имеется лицензия на эксплуатацию данного опасного производственного объекта.
В соответствии с пунктами 4.1.1., 4.3.2 договора аренды от <дата>, арендодатель имеет право доступа в любое время на земельный участок с целью контроля за его использованием и соблюдением арендатором условий настоящего договора, требований природоохранного, земельного законодательства Российской Федерации. Арендатор обязуется содержать арендуемое имущество в надлежащем состоянии и порядке, предусмотренном действующим земельным и природоохранным законодательством.
В рамках прокурорской проверки <дата> специалистами филиала <данные изъяты> проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № и отбор проб, почвы.
По результатам испытаний проб почвы установлено, что содержание нефтепродуктов в почве составило 3180 мг/кг, что относится к 4 уровню загрязнения (высокий - от 3000 до 5000 мг/кг). Сумма размера вреда, причиненного химическим загрязнением почвы на территории мини НПЗ в <адрес> составила 90 000 рублей. Площадь нефтезагрязнения - <данные изъяты>
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером № было совершено загрязнение почвы нефтепродуктами, т.е. причинен экологический вред окружающей среде.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований истец просит суд, обязать ООО «Нефтемаш» и Иванова Н.В. разработать проект рекультивации и провести рекультивацию нефтезагрязненного земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. Взыскать с ООО «Нефтемаш» и Иванова Н.В. сумму вреда, причиненного почвам в результате загрязнение почвы нефтепродуктами, в размере 90000 рублей в доход бюджета Энгельсского муниципального района.
В судебное заседание представитель ответчика ООО "Нефтемаш", представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Нефтемашстрой", Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Администрации Энгельского муниципального района Саратовской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.
Участники процесса не возражали рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчика и третьих лиц.
Принимая во внимание мнение участников процесса и, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объемедав пояснения аналогично изложенным в иске, с учетом их уточнений.
В судебном заседании ответчик, представитель ответчика исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, дав пояснения аналогично изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Иванов Н.В. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кадастровый № и земельного участка общей площадью <данные изъяты>, кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> (л.д. 73,74 том 2)
<дата> между Ивановым Н.В. «Арендодатель» и ООО «Нефтемаш» в лице арбитражного управляющего ФИО «Арендатор» был заключен договор аренды.
В соответствии с данным договором арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, расположенные по адресу: <адрес>, а именно: земельный участок общей площадью <данные изъяты> кадастровый № и земельный участок общей площадью <данные изъяты>., кадастровый №.
Земельные участки предоставляются арендатору для использования «под производственную базу». На земельных участках размещены здания и сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, принадлежащие арендатору.
В рамках прокурорской проверки <дата> специалистами филиала <данные изъяты> проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № и отбор проб, почвы.
По результатам испытаний проб почвы установлено, что содержание нефтепродуктов в почве составило 3180 мг/кг, что относится к 4 уровню загрязнения (высокий - от 3000 до 5000 мг/кг)
Сумма размера вреда, причиненного химическим загрязнением почвы на территории мини НПЗ в <адрес> составила 90 000 рублей. Площадь нефтезагрязнения - <данные изъяты>
В соответствии с положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также осуществлять мероприятия по охране земель.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (часть 1 статьи 13 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800
(ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель" разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта консервации земель и приступить к консервации земель в срок не позднее чем 7 месяцев со дня наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 26 настоящих Правил, если достижение соответствия свойств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, путем проведения рекультивации земель невозможно в течение 15 лет.
Проект консервации земель может быть разработан также в случае, если в процессе рекультивации земель выявится невозможность достижения соответствия свойств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, в течение указанного срока.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 ГПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.
Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Принимая во внимание, что проект восстановительных работ суду
не представлен, доказательств отказа ответчика в разработке проекта рекультивации и в проведении рекультивации указанного земельного участка, судом не установлено, а также учитывая приведенные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что оснований для удовлетворения требований об обязании разработать проект рекультивации и провести рекультивацию нефтезагрязненного земельного участка не имеется.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Федеральный закон об охране окружающей среды).
Статьей 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду влечет возмещение вреда окружающей среде в установленном порядке.
Обязанность компенсации причиненного окружающей среде вреда установлена в статье 77 данного Федерального закона, а порядок такого возмещения - в статье 78 Федерального закона об охране окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 названного Федерального закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пункт 3 указанной статьи предусматривает возмещение причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности вреда окружающей среде в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 78 Федерального закона об охране окружающей среды порядке определения размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 статьи 78 Федерального закона об охране окружающей среды).
Таким образом, указанные положения специального правового регулирования, направленные на полное возмещение причиненного окружающей среде вреда, предусматривают альтернативные способы его возможной компенсации - в денежном выражении в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде либо посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Такой смысл указанным нормам материального закона придается и в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащийся в пункте 37 Постановления от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", согласно которому при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
Приказом Минприроды от 8 июля 2010 г. № 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Данная Методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
С учетом приведенных норм суд приходит к выводу, что вред, причиненный почвам в результате загрязнения земельного участка нефттепродуктами, подлежит исчислению согласно указанной Методике.
Из представленного истцом расчета размера причиненного почвам ущерба, выполненного на основании указанной Методики, исходя из характеристик отходов, обнаруженных на земельном участке ответчика, данный размер составил 90 000 руб..
Проверив указанный расчет, а также принимая во внимание, что он не оспаривался ответчиком, суд находит его обоснованным.
Из положений абзаца второго пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В соответствии с положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также осуществлять мероприятия по охране земель.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (часть 1 статьи 13 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Следовательно, на ответчике, как на собственнике земельного участка, являющегося важнейшим компонентом окружающей среды и природного ресурса, в силу приведенных правовых норм лежала обязанность по его охране от захламления отходами производства и потребления.
Невыполнение ответчиком, как собственником земельного участка, установленных законом обязанностей по охране принадлежащего ему на праве собственности земельного участка от захламления отходами производства и потребления, а также мероприятий по его защите от негативного воздействия находится в причинной связи с деградацией данного объекта окружающей среды, и как следствием причинением вреда почвам.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что истец доказал факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконным бездействием причинителя вреда и причинением вреда.
Таким образом, с Иванова Н.В. в пользу бюджета Энгельсского муниципального района Саратовской области подлежит взысканию вред, причиненный окрущающей среде, в размере 90 000 рублей..
В остальной части исковые требования, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Иванова Н.В. в доход муниципального образования «Город Саратов» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 900 руб..
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора г. Энгельса Саратовской области
к ООО «Нефтемаш», Иванову Н.В., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Нефтемашстрой», Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Саратовской области, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области об обязании разработать проект рекультивации и провести рекультивацию нефтезагрязненного земельного участка, о взыскании вреда, причиненного почвам, удовлетворить в части.
Взыскать с Иванова Н.В. в пользу бюджета Энгельсского муниципального района Саратовской области вред, причиненный окружающей среде, в размере 90 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
Взыскать с Иванова Н.В. в доход муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в размере 2 900 руб.
На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.
Судья /подпись/ Т.В. Забайлович