Дело № 2а-1341/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Рудых Г.М.,
при секретаре Санжеевой О.В.,
с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области Волковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 16 марта 2020 года административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области к Олейникову Евгению Михайловичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 4 по Волгоградской области обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, указав, что в соответствии с действующим законодательством Олейников Е.М. является плательщиком земельного налога. Согласно сведениям регистрирующего органа налогоплательщик в 2015-2017 гг. имел в собственности земельные участки с кадастровыми номерами: №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №....
Недоимка по земельному налогу в отношении вышеуказанных объектов за 2015-2017 гг. составила 52 807 руб.. В связи с несвоевременной оплатой налога и сбора в установленный законодательством о налогах и сборах, налогоплательщику была начислена пеня за несвоевременную уплату земельного налога в размере 744 руб. 57 коп..
Налоговым органом налогоплательщику были направлено налоговое уведомление № 27865936 от 09.09.2018, а также требование об уплате налогов и пени № 6340 от 28.01.2019 со сроком уплаты до 01.03.2019, однако, до настоящего времени Олейников Е.М. земельный налог не был уплачен.
Просит суд взыскать в бюджет с Олейникова Е.М. сумму задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 52 807 руб. за период 2015-2017 гг., пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 744 руб. 57 коп., а всего сумму задолженности в размере 53 551 руб. 57 коп..
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области Волкова Д.В., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, настаивала на удовлетворении.
В судебное заседание административный ответчик Олейников Е.М. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, извещение, направленное по месту его регистрации вернулось в адрес суда, в связи с истечением срока хранения.
По правилам п.1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Как разъяснено в п. 68 того же Постановления Пленума Верховного Суда РФ, статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Поскольку судом приняты исчерпывающие меры к извещению административного ответчика, направленное по последнему известному месту регистрации последнего извещение осталось невостребованным адресатом и возвращено в суд, с учетом приведенных норм и правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ Олейников Е.М. считается извещенным о времени и месте слушания настоящего дела.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, находит заявленный административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
На основании ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В порядке п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
По смыслу подп. 2 п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилое помещение (квартира, комната).
В соответствии с п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Согласно п.1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст. 391 НК РФ).
По смыслу ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и в отношении земельных участков, занятых производственными объектами, не могут превышать 1,5 процента их кадастровой стоимости.
По смыслу пунктов 1, 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно данным, имеющимся в Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области Олейников Е.М. является плательщиком земельного налога. Согласно сведениям регистрирующего органа налогоплательщик в 2015-2017 гг. имел в собственности земельные участки с кадастровыми номерами: №..., №..., №..., №..., №..., №..., №....
Недоимка по земельному налогу в отношении вышеуказанных объектов за 2015-2017 гг. составила 52 807 руб.. В связи с несвоевременной оплатой налога и сбора в установленный законодательством о налогах и сборах, налогоплательщику была начислена пеня за несвоевременную уплату земельного налога в размере 744 руб. 57 коп..
Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области Олейникову Е.М. были направлено налоговое уведомление № 27865936 от 09.09.2018 с предложением оплатить сумму задолженности, а также требование об уплате налогов и пени № 6340 от 28.01.2019 со сроком уплаты до 01.03.2019, однако, до настоящего времени Олейников Е.М. земельный налог не был уплачен.
Таким образом, согласно расчету Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области, задолженность Олейникова Е.М. составляет по земельному налогу в размере 52 807 руб. за период 2015-2017 гг., пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 744 руб. 57 коп., а всего сумма задолженности составила в размере 53 551 руб. 57 коп.
Из представленных материалов следует, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № 118 Центрального судебного района г. Волгограда от 05.08.2019 с Олейникова Е.М. взыскана недоимка по уплате земельного налога, пени в указанном выше размере.
Данный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 118 Центрального судебного района г. Волгограда от 26.08.2019.
Как установлено ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, учитывая, что судебный приказ отмен 26.08.2019, а административный иск подан в суд 11.02.2020, срок на обращение в суд с административным иском к Олейникову Е.М. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области не пропущен.
При определении размера задолженности, суд принимает за основу расчет, предоставленный административным истцом. Иного расчета, а также доказательств оплаты задолженности в полном объеме суду не предоставлено.
На основании изложенного, суд считает исковые требования Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области о взыскании с Олейникова Е.М. суммы задолженности по земельному налогу, пени законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Также необходимо отметить, что исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, поскольку административный истец на основании п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с Олейникова Е.М. в пользу бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград государственную пошлину в сумме 1 806 руб. 55 коп..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области к Олейникову Евгению Михайловичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени – удовлетворить.
Взыскать в бюджет с Олейникова Евгения Михайловича, зарегистрированного по адресу: ..., сумму задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 52 807 руб. за период 2015-2017 гг., пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 744 руб. 57 коп., а всего сумму задолженности в размере 53 551 руб. 57 коп.
Взыскать с Олейникова Евгения Михайловича государственную пошлину в доход бюджета городского округа – город-герой Волгоград в размере 1 806 руб. 55 коп..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд города Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Г.М. Рудых