Дело № 2-300/2017 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Краснотуранск 22 ноября 2017 года.
Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего: федерального судьи Швайгерт А.А.
При секретаре: Гросс О.В.
С участием: помощника прокурора Краснотуранского района Рамишвили Е.В., представителей ответчика Майер А.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснотуранского района Красноярского края, заявленного в защиту прав Стяжкина Алексея Олеговича, к администрации Краснотуранского района Красноярского края об обязании предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснотуранского района, действуя в защиту прав и свобод Стяжкина А.О. обратился в суд с иском, с учетом его уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации Краснотуранского района Красноярского края об обязании администрации Краснотуранского района Красноярского края в срок до 01.04.2018 г. предоставить Стяжкину А.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенноежилое помещение специализированного жилищного фонда, по месту проживания на территории Краснотуранского района Красноярского края, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади – 33 кв. м., с увеличением общей площади не более чем на 9 кв. м. или уменьшением не более чем на 11 кв. м., исходя из конструктивных особенностей жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Стяжкина А.О. о нарушении его жилищных прав, как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках проверки установлено, что Стяжкин А.О. состоит на учете в Министерстве образования края как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. 23.05.2017 г. Стяжкин А.О. обратился в администрацию района с заявлением о заключении с ним договора найма специализированного жилого помещения и однократное предоставление жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 22.06.2017 г., согласно ответу главы администрации района Стяжкину А.О. в заключении договора найма специализированного жилого помещения отказано, в связи с не заключением соглашения между Министерством образования края и администрацией Краснотуранского района и отсутствием финансирования. 30.05.2017 г. прокуратурой района главе администрации района внесено представление об устранении нарушений закона и обеспечении Стяжкина А.О. жилым помещением специализированного жилищного фонда. Согласно ответу главы администрации района от 28.06.2017 г. о результатах рассмотрения представления прокуратуры, требования прокуратуры фактически не удовлетворены, жилое помещение Стяжкину А.О. не представлено в связи с отсутствием субвенции из краевого бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Стяжкину А.О. не предоставлено. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Краснотуранского района Рамишвили Е.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить и привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Краснотуранского района Красноярского края, действующая на основании доверенности (л.д. 48) Майер А.Г. с удовлетворением заявленных исковых требований в части предоставления жилого помещения Стяжкину А.О. не возражала, однако считает, что Министерство образования Красноярского края также должно быть обязано выделить на совершение этих действий денежные средства, которые не предоставляет.
Процессуальный истец Стяжкин А.О., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство образования Красноярского края, отдел образования администрации Краснотуранского района о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями ст. 113 ГПК РФ. В судебное заседание не прибыли. В суд заявлений либо ходатайств с просьбой об отложении рассмотрения дела, а также данных об уважительности причин неявки представителей третьих лиц, не поступало. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
Заслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно представляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот) к категориям лиц, на которых распространяется действия Закона относятся, в том числе лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке
В соответствии со ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимсябез попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения.
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооружённых силах Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 Закона Красноярского края № 12-961 от 02.11.2000 г. «О защите прав ребёнка» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях. Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. Решение о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления. Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края. Уполномоченные органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченные органы местного самоуправления имеют право формировать муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Приобретение в муниципальную собственность и (или) строительство жилых помещений для предоставления лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров. Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с п. 3.52 Положения о Министерстве образования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края № 706-п от 27.12.2013 г. Министерство образования Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно ст. 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено наделить на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение (далее - жилое помещение), в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателямижилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе: приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; строительство жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе всфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из краевого бюджета.
При этом, ни главой 10 ЖК РФ, регламентирующей порядок и условия предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ не предусмотрено предоставление специализированных жилых помещений лицам указанной категории в порядке очередности.
В соответствии с исследованными в судебном заседании материалами прокурорской проверки (л.д. 9-20), а также представленными ответчиком материалами (л.д. 25-47) судом было установлено, что истец (Стяжкин А.О.) состоит на учете в Министерстве образования Красноярского края, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилом помещении. Номер по списку 1147.
23.05.2017 г. Стяжкин А.О. обратился в администрацию Краснотуранского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу, из числа сирот (по сути заключении с ним договора найма специализированного жилого помещения и однократное предоставление жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В связи с обращением Стяжкина А.О., 22.06.2017 г. Главой администрации Краснотуранского района был дан ответ, согласно которому ему было отказано в заключении договора найма специализированного жилого помещения, в связи с не заключением соглашения между Министерством образования края и администрацией Краснотуранского района и отсутствием финансирования.
28.06.2017г. в ответ на представление прокуратуры Краснотуранского района об устранении нарушений закона и обеспечении Стяжкина А.О. жилым помещением специализированного жилищного фонда Главой администрации Краснотуранского района, направлена информация №, согласно которой осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится за счет средств субвенций, предоставляемых бюджету Краснотуранского района из краевого бюджета. На 2016 год и 5 месяцев 2017 г. субвенция на исполнение переданных государственных полномочий из краевого бюджета не представлялась, соглашение о взаимодействии Министерства образования и администрации Краснотуранского района не заключалось.
Таким образом, судом установлено, что Федеральным законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, жилищным законодательством, законом Красноярского края № 12-961 от 02.11.2000 г. «О защите прав ребёнка», законом Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наоргана местного самоуправления, в частности на администрацию Краснотуранского района Красноярского края (ответчик) возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом, действующим законодательством, указанная обязанность на ставится в зависимость от наличия или отсутствия необходимых финансовых средств.
Кроме того, стороной ответчика в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательства объективно свидетельствующих о совершении им всех возможных действий по изысканию средств и возможностей для предоставления Стяжкину А.О. по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора об обязании администрации Краснотуранского района предоставления Стяжкину А.О. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, по месту проживания на территории Краснотуранского района, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из соответствующей нормы предоставления общей площади.
Судом предложенные стороной истца сроки устранения ответчиком нарушений, признаются разумными и выполнимыми.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Краснотуранского района Красноярского края, заявленного в защиту прав и свобод Стяжкина Алексея Олеговича удовлетворить.
Обязать администрацию Краснотуранского района Красноярского края в срок до 01.04.2018 г. предоставить Стяжкину Алексею Олеговичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу с. Краснотуранск Краснотуранского района Красноярского края, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по месту проживания на территории Краснотуранского района Красноярского края, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади – 33 кв. м., с увеличением общей площади не более чем на 9 кв. м. или уменьшением не более чем на 11 кв. м., исходя из конструктивных особенностей жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия.
Председательствующий: А.А. Швайгерт