Дело № 21-164/2020 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
11 марта 2020 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Семахина Сергея Станиславовича в лице защитника Немовой М.И. на решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 17 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Семахина Сергея Станиславовича,
установил:
Постановлением заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области № 673 от 15.10.2019 г. должностное лицо - технический директор общества с ограниченной ответственностью «УватКарьерСтрой» (далее по тексту также – ООО «УватКарьерСтрой», Общество) Семахин С.С. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 17 января 2020 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Семахина С.С. оставлено без изменения, жалоба лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Семахина С.С. оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласен Семахин С.С., в лице защитника Немовой М.И., которая в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 17 января 2020 года отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Семахина С.С. состава административного правонарушения, указывая, что в акте осмотра от 06.09.2019 г. был зафиксирован не вал порубочных остатков, а помещенная в карьерную выемку погребенная древесина. Считает, что акт осмотра от 06.09.2019 г. является недопустимым доказательством, поскольку осмотр проводился вне прокурорской проверки соответственно составление акта осмотра могло быть исключительно поводом для проведения внеплановой проверки. Обращает внимание что должностное лицо Семахин С.С. и ООО «УватКарьерСтрой» не были извещены о точном времени и месте освидетельствования мест рубок, вследствие чего представитель Общества был лишен возможности принять участие в составлении акта осмотра. При составлении акта осмотра от 06.09.2019 г. не привлекались понятые, и не велась видеозапись. Копия протокола осмотра не направлялась в адрес Общества или должностного лица Семахина С.С. В акте осмотра не представлены сведения о точности и достоверности измерений, не указаны измерительные приборы, которые использованы для измерения площади складирования порубочных остатков, штабелей заготовленной древесины, ширина полос минерализованной поверхности расстояний от стен леса. Координаты в акте осмотра от 06.09.2019 г. были установлены на основании показаний навигатора GARMIN GPS map 60Scx (серийный номер 118421410) без указания официально утвержденной системы координат, в которой они установлены. Учитывая отсутствие в материалах дела об административном правонарушении сертификатов, лицензий, иных документов, подтверждающих исправность и надежность, а также проведение поверки навигатора Garmin GPS map 62 stc, используемого для установления координат местоположений при осмотре лесного участка, указанные в акте осмотра от 06.09.2019 г. координаты и площадь не являются фактическими. Полагает, что должностным лицом, вынесшим постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, факт нарушения расстояний, указанных в пункте 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 417 (далее по тексту также – Правила Пожарной безопасности в лесах), не установлен, как и ширина и длина валов порубочных остатков без проведения осмотра места совершения правонарушения и соответствующих замеров. Обращает внимание, что постановление о возбуждении дела об административном производстве было вынесено с нарушением сроков, установленных статьёй 28.5 КоАП РФ. Указывает, что проект освоения лесов не может содержать сведений о захоронении порубочных остатков в силу приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав Семахина С.С., его защитника Немову М.И., просивших об удовлетворении жалобы, заслушав представителя Департамента лесного комплекса Тюменской области Колбина А.Г., просившего в удовлетворении жалобы отказать, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 15.10.2019 г. и решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 17 января 2020 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на, в частности, должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Пунктом 17 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что в лесах, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, 14.07.2017 г. ООО «УватКарьерСтрой» получена лицензия на разведку и добычу песка на участке недр местного значения: «Менделеево-2» в Тобольском районе Тюменской области, Тобольском участковом лесничестве, 39 квартал (1, 4-7, 9, 24 выделы). 40 квартал (7-10, 23, 28 выделы).
Договором аренды лесного участка № 81-43/29-17 от 10.08.2017 г., заключенным между Департаментом лесного комплекса Тюменской области и ООО «УватКарьерСтрой», данному юридическому лицу передан лесной участок, расположенный в Тобольском участковом лесничестве, квартал 39 (выделы 37 (1, 4-7, 9, 24), квартал 40 (выделы 35 (7-10, 23, 28), площадью 20,882 га. Срок договора составляет 11 лет 10 месяцев. Лесной участок передан в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины с установленным, объемом изъятия древесины 2,4438 тысяч куб.м. В соответствии с указанным договором, арендатор обязан осуществлять установленный настоящим договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией (подпункт «ж» п. 12).
Проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «УватКарьерСтрой», при использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и заготовки древесины, захоронение порубочных остатков не предусмотрено.
В соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2). Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (пункт 3).
Решение о проведении прокурорской проверки в отношении ООО «УватКарьерСтрой» на предмет соблюдения федерального законодательства было принято Тобольской межрайонной прокуратурой 30.08.2019 г. на основании информации, направленной 19.08.2019 г. Прокуратурой Тюменской области по результатам публикации 12.08.2019 г. на сайте российского информационного агентства «Ura.ru» информации под заголовком «Тюменские власти рассказали, как под Тобольском исчез целый лес». Проведение проверки пунктом 7 решения от 30.08.2019 г. было поручено помощнику Тобольского межрайонного прокурора Бачининой В.И. В тот же день Тобольской межрайонной прокуратурой был направлен запрос директору ГКУ ТО «Тюменьлес» об осмотре мест проведения рубок лесных насаждений ООО «УватКарьерСтрой».
С решением о проведении прокурорской проверки в отношении ООО «УватКарьерСтрой» директор ООО «УватКарьерСтрой» Х. был ознакомлен 03.09.2019 г.
Из сообщения ГКУ ТО «Тюменьлес» от 10.09.2019 г. № 1676 в адрес Тобольской межрайонной прокуратуры следует, что на основании соответствующего запроса участковыми лесничими Тобольского лесничества Л. и Ю. совместно с помощником Тобольского межрайонного прокурора Б. 06.09.2019 г. был произведён осмотр указанных прокурором лесных участков с составлением акта осмотра от 06.09.2019 г.
Из вышеуказанного акта осмотра лесного участка от 06.09.2019 г. с приложенной к нему фототаблицей на 4 л., в частности, следует, что работы на осмотренном участке ведутся в соответствии с лесной декларацией от 29.12.2018 г. на отведенной площади, за границы арендуемого участка не выходят, участок очищен от легковоспламеняемых горючих материалов пятнадцатиметровой полосой до песчаной поверхности. В соответствии с проектом освоения лесов ООО «УватКарьерСтрой», укладка порубочных остатков должна осуществляться в кучи или валы шириной не более 3 м. для перегнивания, сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Между тем из данного акта следует, что в квартале 40 выдел 10 Тобольского участкового лесничества осуществлено захоронение<.......>
Поскольку данный осмотр производился в рамках прокурорской проверки, отсутствуют основания к выводу о том, что данный осмотр подлежал проведению в порядке, регламентируемым ведомственными нормативными актами, в частности, приказом Минприроды России от 27.06.2016 г. № 367, и к признанию акта осмотра от 06.09.2019 г. ненадлежащим доказательством по данному делу об административном правонарушении. Кроме того, поскольку осмотр лесного участка 06.09.2019 г. производился не в рамках применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, оснований к применению к данному осмотру требований ст. 27.8 КоАП РФ также не имеется.
Из акта осмотра лесосеки от 06.09.2019 г. также следует, что для определения координат, в том числе участка местности, на котором осуществлено захоронение порубочных остатков, использовался навигатор GARMIN GPS map 60Scx, руководство пользователя которого имеется в материалах дела и из которого следует, что данный прибор применяется, в частности, для определения географических координат места нахождения прибора на основании данных передаваемых со спутниковой группировки, следовательно, отсутствие сведений о проведении поверки, как данного прибора, так и применённого при осмотре фотоаппарата, основанием к признанию акта осмотра от 06.09.2019 г. ненадлежащим доказательством также не являются.
Какие либо основания к выводу о том, что захоронение порубочных остатков, установленное актом от 06.09.2019 г., расположено вне границ лесного участка, арендуемого ООО «УватКарьерСтрой», не имеется, а поскольку захоронение порубочных остатков проектом освоения лесов и Правилами пожарной безопасности в лесах не предусмотрено, вопрос о порядке измерения площади указанного захоронения основанием к отмене оспариваемых правоприменительных актов не является.
Из материалов дела следует, что ООО «УватКарьерСтрой» о предстоящей проверке было уведомлено, что также следует из свидетельских показаний участкового лесничего Ю., который судебном заседании районного суда утверждал, что представитель ООО «УватКарьерСтрой» при проверке присутствовал. Помощник Тобольского межрайонного прокурора Б. в судебном заседании районного суда также утверждала, что при осмотре в рамках прокурорской проверки присутствовал именно Семахин С.С. В то же время в судебном заседании вышестоящего суда Семахин С.С. утверждал, что он при данном осмотре не присутствовал. Надлежащих доказательств участия Семахина С.С. в осмотре лесного участка, проведённого в рамках прокурорской проверки 06.09.2019 г., в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Из содержания приведенных норм не следует, что Законом о прокуратуре предусмотрено обязательное присутствие проверяемого лица при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, вследствие чего обстоятельства, связанные с участием должностного лица ООО «УватКарьерСтрой» - его технического директора Семахина С.С., либо иного должностного лица указанного общества в осмотре лесного участка, проведённого 06.09.2019 г., основанием к признанию данного акта ненадлежащим доказательством также не являются.
На основании акта осмотра лесосеки от 06.09.2019 г., направленного в Тобольскую межрайонную прокуратуру 10.09.2019 г., указанной прокуратурой в отношении ООО «УватКарьерСтрой» было вынесено представление об устранении нарушений закона от 11.09.2019 г., а 12.09.2019 г. директор ООО «УватКарьерСтрой» был уведомлен о необходимости обеспечить явку должностных лиц общества, ответственных за соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности для дачи объяснений на 10 часов 30 минут 16.09.2019 г.
Из приказа ООО «УватКарьерСтрой» от 08.02.2018 г. следует, что Семахин С.С. принят в данное общество на работу и назначен его техническим директором.
В соответствии с пунктом 2.1.4 должностной инструкции технического директора ООО «УватКарьерСтрой» от 08.02.2018 г., с которой Семахин С.С. был ознакомлен 08.02.2018 г., технический директор обязан соблюдать и контролировать соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требований противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, осуществлять контроль за соблюдением действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды на объектах компании.
В силу требований пункта 1 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ, непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В свою очередь статьей 28.4 предусмотрено, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением заместителя Тобольского межрайонного прокурора от 16.09.2019 г. в отношении должностного лица – технического директора ООО «УватКарьерСтрой» Семахина С.С. в связи с обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие в его действиях состава административного правонарушения, правомерно возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ. С указанным постановлением Семахин С.С. ознакомлен 16.09.2019 г.
Данное дело об административном правонарушении 20.09.2019 г. направлено в ГКУ ТО «Тюменьлес» для рассмотрения дела по существу, а определением участкового лесничего Янгутумского лесничества – государственного лесного инспектора ГКУ ТО «Тюменьлес» Ю. от 26.09.2019 г. передано по подведомственности в Тобольский межрайонный отдел Федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) Департамента лесного комплекса Тюменской области.
С определением заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области А. от 30.09.2019 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15 часов 00 минут 15.10.2019 г., Семахин С.С. был ознакомлен 01.10.2019 г.
Постановлением заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области № 673 от 15.10.2019 г. должностное лицо - технический директор ООО «УватКарьерСтрой» Семахин С.С. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: договора аренды лесного участка № 81-43/29-17 от 10.08.2017 г., заключённого между Департаментом лесного комплекса Тюменской области и ООО «УватКарьерСтрой»; проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «УватКарьерСтрой»; решения от 30.08.2019 г. о проведении прокурорской проверки в отношении ООО «УватКарьерСтрой» на предмет соблюдения федерального законодательства; акта осмотра лесного участка от 06.09.2019 г. с фотоматериалом к нему; уведомления от 12.09.2019 г. на имя директора ООО «УватКарьерСтрой»; приказа от 08.02.2018 г. о приеме Семахина С.С. на работу в ООО «УватКарьерСтрой»; должностной инструкции технического директора ООО «УватКарьерСтрой» от 08.02.2018 г.; постановления заместителя Тобольского межрайонного прокурора от 16.09.2019 г. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении технического директора ООО «УватКарьерСтрой» Семахина С.С., иных, имеющихся в административном материале и материалах дела доказательств, - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Семахина С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях Семахина С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 1 ст. 8.32 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области № 673 от 15.10.2019 г. и решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 17 января 2020 года в отношении Семахина С.С. оставить без изменения, жалобу Семахина С.С., поданную его защитником Немовой Н.И., оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда |
А.Р. Глушко |