Дело № 2-29/2020 (2-1153/2019)
11RS0004-01-2019-001511-74
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Васевчик Е.П.
с участием прокурора Бельской А.Ю.
при секретаре Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 13 мая 2020 года дело по иску администрации МР «Печора» к ФИО3, ФИО4 о выселении из служебного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МР «Печора» обратилась в суд с иском к ответчикам о выселении из жилого помещения по адресу: **********, Печорский пр-т, **********, указывая в обоснование исковых требований, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью. Постановлением администрации МР «Печора» №... от **.**.** ФИО3 на состав семьи два человека было предоставлено указанное служебное жилое помещение, как состоящему в трудовых отношениях с ОАО «РТИ». **.**.** между администрацией МР «Печора» и ФИО8 был заключен договор найма служебного помещения. По информации представленной Министерством обороны ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФИО3 утратил связь с Министерством обороны в связи с истечением **.**.** срока действия трудового договора. **.**.** в адрес ФИО8 направлено уведомление о необходимости в месячный срок со дня получения требования освободить спорное служебное жилое помещение. Согласно сведений ОМВД России по ********** ответчики ФИО3 и ФИО2 зарегистрированы по месту проживания по ********** в **********, указанное жилое помещение предоставлено ответчикам Министерством обороны РФ **.**.**. До настоящего времени ответчики спорное жилое помещение по адресу: **********, Печорский пр-т, **********, не освободили, что и послужило основанием для обращения с иском в суд.
В судебном заседании представитель истца администрации МР «Печора» ФИО9, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, доводы изложенные в исковом заявлении поддержала.
Ответчики ФИО3, ФИО2 исковые требовании не признали, указали, что хотели бы остаться проживать в спорной квартире на период осуществления трудовой деятельности в **********. ФИО2 относится к числу гражданского персонала Министерства обороны РФ и подлежит обеспечению жилым помещением по месту работы. Непосредственным местом исполнения трудовой функции ФИО8 в ОАО «РТИ» является - **********, объект 3671, войсковая часть 96876.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице территориального отделения **********, ФБУ "Войсковая часть №...», АО "Концерн "Радиотехнические и Информационные системы", ФКУ "ОСК Северного флота" - "3 финансово-экономическая служба" в лице филиала в **********, Федеральное бюджетное учреждение "Войсковая часть №...", ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения", Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Военная прокуратура Воркутинского гарнизона Западного военного округа.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ без участия представителей третьих лиц ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице территориального отделения **********, ФБУ "Войсковая часть №...», АО "Концерн "Радиотехнические и Информационные системы", ФКУ "ОСК Северного флота" - "3 финансово-экономическая служба" в лице филиала в **********, Федеральное бюджетное учреждение "Войсковая часть №...", ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения", Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Военной прокуратуры Воркутинского гарнизона Западного военного округа, которые надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Согласно письменным отзывам ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице территориального отдела ********** исковые требования поддерживает.
ФБУ "Войсковая часть №...» в письменном отзыве исковые требования администрации МР просят оставить без удовлетворения, полагая, что поскольку в соответствие с Положением по техническому и авторскому надзору за вооружением и военной техникой космических войск командиры эксплуатирующих воинских частей вызывают установленным порядком специалистов организаций промышленности для проведения работ надзора в воинской части (на объекте эксплуатации); обеспечивают прибывших на объект представителей организаций промышленности жилыми помещениями гостиничного типа (постоянных представителей надзора – при возможности квартирами) и проч., ответчики должны быть обеспечены жилым помещением по месту работы в ********** Республики Коми.
Заслушав представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, с учетом мнения прокурора, полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Постановлением главы администрации ********** №... от **.**.** спорное жилое помещение расположенное по адресу: **********, включено в число служебной жилой площади.
По сведениям КУМС МР «Печора» на **.**.** спорное жилое помещение расположенное по адресу: **********, внесено в реестр недвижимого имущества муниципальной казны и находится в собственности МО МР «Печора».
Как следует из представленного ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» копии послужного списка, ФИО3 состоял в трудовых отношениях с МО РФ и проходил военную службу с **.**.** по **.**.**, на момент увольнения в запас работал в должности старшего помощника начальника отдела снабжения и ремонта службы вооружения войсковой части 96876.
В период прохождения службы на основании ордера №... от **.**.**, выданного Печорской КЭЧ района Министерства обороны Российской Федерации, ФИО3 на состав семьи три человека, включая супругу ФИО2 и дочь ФИО10, предоставлено служебное жилое помещение по адресу: **********, Печорский пр-т, **********.
До настоящего времени ответчики продолжают проживать в спорной квартире.
Согласно материалам дела с 2009 года ФИО3 состоит в трудовых отношениях с АО Концерн «Радиотехнические и Информационные Системы» (далее АО «РТИ»). Трудовые договоры между ним и АО Концерн «Радиотехнические и Информационные Системы» заключаются ежегодно и на срок менее одного года. **.**.** заключен трудовой договор №... на срок до **.**.**, в соответствие с которым ФИО3 принят на должность ведущего специалиста объекта, грейд 10, категория В. Непосредственным местом исполнения трудовой функции является **********, объект 3671, войсковая часть 96876.
ФИО2 согласно трудовому договору №... от **.**.** состояла в трудовых отношениях с ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по **********, Республики Коми и Ненецкому автономному округу», в должности бухгалтера 1 категории. С **.**.** работает в филиале ФКУ «ОСК Северного флота»-«3 финансово-экономическая служба» ********** в должности бухгалтера отделения (Финансово-расчетного пункта) при войсковой части №....
В соответствие со ст.12 Федерального закона от **.**.** №61-ФЗ «Об обороне» работники войсковых частей и организаций Министерства обороны РФ являются гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Постановлением администрации МО «Печора» №... от **.**.** на основании ходатайства ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Отделение территориальное, ********** – **********, руководствуясь приказом от **.**.** №... «Об организации в ВС РФ работы по предоставлению жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала ВС РФ», ст.100 ЖК РФ, с ФИО8 заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу: **********, ********** - на срок до **.**.**.
Согласно договору найма служебного помещения №... от **.**.** ФИО3 предоставлено служебное жилое помещение, по адресу: **********, Печорский пр-т, **********, для временного проживания. Жилое помещение предоставлено в связи с работой. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется ФИО2 Договор заключен сроком до **.**.**.
Согласно условиям договора, настоящий договор прекращается, в том числе в связи с истечением срока трудового договора (п. 18).
Трудовой договор №...-П от **.**.** между ОАО «РТИ» и ФИО8 прекратил свое действие **.**.**.
**.**.** между ОАО «РТИ» и ФИО8 заключен трудовой договор №...-П на срок до **.**.**.
**.**.** ФИО3 обратился к Главе администрации МР «Печора» о заключении нового договора найма служебного жилого помещения, в котором он проживает с семьей, на новый срок, на время трудовых отношений на территории района с возможностью пролонгации при заключении новых трудовых договоров.
Также рассмотреть вопрос о продлении работнику ОАО «РТИ» ФИО3 срока проживания в служебной квартире по адресу: **********, Печорский пр-т, **********, ходатайствовал перед Главой администрации МР «Печора» и командир войсковой части 96876 на основании ходатайства генерального директора ОАО «РТИ», указывая на необходимость нахождения ФИО8 в городской черте для быстрого устранения возможных неполадок оборудования и отсутствия у последнего другого пригодного для проживания жилого помещения.
На основании ходатайства войсковой части 96876 и представленных документов администрация МР «Печора» разрешила ФИО11 регистрацию по месту пребывания в служебном жилом помещении по адресу: **********, Печорский пр-т, **********, на состав семьи 2 человека, на срок – до **.**.**.
**.**.** между администрацией МР «Печора» и ФИО8 был заключен договор найма служебного жилого помещения №... на жилое помещение по адресу: **********, Печорский пр-т, **********, сроком до **.**.**.
В последующем с ФИО8 также ежегодно перезаключались трудовые договоры с ОАО «РТИ», но договор найма служебного жилого помещения на спорную квартиру больше не заключался.
В августе 2019 года (после поступления иска в суд) ответчиком ФИО8 направлялся пакет документов в администрацию МР «Печора» для заключения договора найма служебного жилого помещения на новый срок.
Согласно сообщению администрации МР «Печора» от **.**.** в соответствие с решением Совета муниципального района «Печора» от **.**.** №... утвержден перечень категорий граждан, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории МР «Печора». Согласно указанному перечню служебные жилые помещения могут быть предоставлены только работникам муниципальных предприятий (учреждений, организаций). В связи с тем, что АО «Концерн «РТИ» не относится к муниципальным учреждениям, администрация МР «Печора» не вправе предоставлять служебные жилые помещения, а также заключать договоры найма специализированного жилищного фонда работникам данного предприятия. Рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО3 служебного жилого помещения по адресу: **********, Печорский пр-т, **********, возможно будет только после принятого решения ФГКУ «СевРУЖО» и направленного ходатайства в адрес администрации МР «Печора», поскольку данное жилое хоть и является муниципальной собственность МР «Печора», но закреплено за Министерством обороны.
Также **.**.** в суд ответчик ФИО3 обращался в территориальное отделение ********** ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения в **********, на что получил отказ в связи с тем, что не является гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, в ответе территориального отделения ********** ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от **.**.** указано, что факт заключения договора найма служебного жилого помещения с ФИО8 на состав семьи 2 человека до срока окончания трудового договора с ОАО «РТИ», т.е. до **.**.** по ходатайству начальника отделения (территориальное, **********) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ основан на ошибочном понимании принадлежности ФИО8 к категории гражданского персонала Минобороны РФ и в нарушение приказов Министра обороны РФ от **.**.** №..., от **.**.** №....
**.**.** ответчик ФИО2 обратилась в территориальное отделение ********** ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о предоставлении ей служебного жилого помещения в **********, но также получила отказ со ссылкой на приказы Министра обороны РФ от **.**.** №..., от **.**.** №..., указания Департамента жилищного обеспечения 2017 года и Регламент взаимодействия органов жилищного обеспечения, органов военного управления, воинских частей и организации Вооруженных сил Российской Федерации при организации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии гражданам, работающим по трудовому договору в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации, утв. Заместителем Министра обороны Российской Федерации от **.**.** №..., - из которых следует, что при наличии текущей потребности в специализированных жилых помещениях для предоставления военнослужащим, осуществлять предоставление служебных жилых помещений гражданскому персоналу только по решению Департамента путем направления ходатайств командующих войсками военных округов, командующего Северным флотом и предложений начальников РУЖО. По состоянию на **.**.** текущая потребность в обеспечении служебными жилыми помещениями составляет 35 военнослужащих, из них: БК-6, УЖУ-29.
Из пояснений ответчиков в судебных заседаниях следует, что они приложили все усилия, чтобы узаконить свое проживание в спорной квартире, но навстречу им не идут.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014г. N 485 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которой лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации на период прохождения службы (работы) предоставляются служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях (п. 3); вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) (п. 5). Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа (п. 6). Передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала. В случае отказа освободить жилое помещение специализированного жилищного фонда лицо гражданского персонала и проживающие совместно с ним члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 9).
Согласно Положению о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2010 г. N 1888, названный Департамент является уполномоченным органом, который принимает решение о предоставлении жилых помещений, относящихся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, в том числе предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам гражданского персонала Вооруженных Сил (пп. 1 п. 8 Положения).
Таким образом, уполномоченным органом по вопросу предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, в том числе лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, в настоящее время является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в лице региональных управлений жилищного обеспечения (структурных подразделений регионального управления), в данном случае в лице ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ответу территориального отделения ********** ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от **.**.** рассмотрение заявление ФИО4 от **.**.** приостановлено. По состоянию на **.**.** отделением направлено предложение в ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об обеспечении ее служебным жилым помещением в общежитии.
По мнению истца администрации МР «Печора» оснований для дальнейшего проживания ответчиков в спорной квартире не имеется, поскольку срок действия договора найма служебного жилого помещения истек, новый договор не заключался. Ходатайств о заключении с ответчиками нового договора найма служебного жилого помещения в адрес администрации МР «Печора» не поступало, спорная квартира закреплена за МО РФ.
Материалами дела установлено, что ответчики в ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ не состоят на учете граждан нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением.
По информации администрации МР «Печора» ФИО3, ФИО2 в администрации МР «Печора» на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не состояли и не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признавались.
Кроме того, ответчики реализовали свое право на жилье посредством приобретения в собственность жилого помещения по адресу: **********.
Согласно договору найма служебного жилого помещения №... от **.**.** заключенного между ФИО8 и заместителем начальника федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ответчику в бессрочное владение передано жилое помещение находящееся в государственной собственности расположенное по адресу: **********. Совместно с нанимателем в указанное помещение вселены члены его семьи ФИО2 и ФИО10
Сторонами **.**.** подписан акт приема-передачи указанного помещения.
По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по ********** на жилое помещение расположенное по адресу: **********, **.**.** зарегистрировано долевое право собственности по ? доле на ответчиков ФИО8 и ФИО2
Ответчиками ФИО8 и ФИО4 **.**.** подписаны обязательства об освобождении и сдаче жилого помещения расположенного по адресу: **********, Печорский пр-т, **********., в связи с предоставлением жилого помещения по адресу: **********.
Однако до настоящего времени ответчики не исполнили обязательство об освобождении жилого помещения в ********** Республики Коми.
**.**.** в адрес ФИО8 ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны направлено требование об освобождении жилого помещения.
**.**.** в адрес ФИО8 ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны было направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации.
Доказательства тому, что ответчики состояли или в настоящее время состоят в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, равно как и доказательства тому, что ответчики являются лицами, нуждающимися в жилом помещении, а администрация МР «Печора» лицом, обязанным предоставить ответчикам спорное помещение материалы дела не содержат.
Обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, ответчиками в ходе судебного разбирательства не представлено, ни к одной из перечисленных в данной статье категорий ответчики не отнесены, на момент предоставления спорного жилого помещения ответчики знали об основаниях освобождения предоставленного жилого помещения, в связи с чем, оснований для сохранения за ними права пользования спорным жилым помещением не имеется.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для проживания ответчиков в жилом помещении по адресу: **********, и обоснованности заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Принимая во внимание, что ответчики утратили право пользования жилым помещением по адресу: **********, в добровольном порядке требование истца о выселении из служебного жилого помещения не исполнили, они подлежат выселению из данного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.
То обстоятельство, что ФИО2, являясь гражданским персоналом Вооруженных сил Российской Федерации, продолжает осуществлять свою трудовую деятельность в ********** Республики Коми и должна быть обеспечена служебным жилым помещением в ********** Республики Коми, само по себе не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Выселить ФИО3, ФИО2 из служебного жилого помещения по адресу: **********, Печорский пр-т, **********, без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Васевчик
Мотивированное решение изготовлено **.**.**