Решение по делу № 2а-490/2019 от 06.08.2019

                                                                                                  Дело № 2а-490/2019

Решение

именем Российской Федерации

19 августа 2019 года                                                                           г. Сольцы

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Навойчик М.Н.,

при секретаре Лаптевой С.Б.,

с участием представителя административного истца -прокурора Волотовского района Новгородской области Кокоева А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Волотовского района Новгородской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ратицкого сельского поселения Волотовского района Новгородской области о признании бездействия незаконным, обязании ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся на земельном участке, расположенном в 15 метрах слева от автомобильной дороги «д. Волот - Гумнище»,

установил:

Прокурор Волотовского района Новгородской области обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой Волотовского района проведена проверка соблюдения администрацией Ратицкого сельского поселения Волотовского района требований законодательства об охране окружающей природной среды и размещения отходов производства и потребления на территории Ратицкого сельского поселения, в ходе которой установлено, что на земельном участке, расположенном в 15 метрах слева от автомобильной дороги «д. Волот - Гумнище», на расстоянии 1 км от населенного пункта д. Волот по направлению в населенный пункт Гумнище, расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов. В нарушение требований природоохранного законодательства какие-либо действия по ликвидации несанкционированной свалки ТБО администрацией Ратицкого сельского поселения Волотовского района до настоящего времени не предприняты. Просит обязать административного ответчика в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 15 метрах слева от автомобильной дороги «д. Волот - Гумнище».

В судебном заседании представитель административного истца Кокоев А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Ратицкого сельского поселения Волотовского района в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, с заявленными требованиями согласен.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы, приходит к следующему.

В соответствии со статей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (пункт 1).

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами является, в том числе охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия

В силу ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

На основании п.1 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Требованиями ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01) твердые бытовые отходы могут размещаться исключительно на полигонах - специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов.

Размещение отходов производства и потребления вне полигонов на местах временного складирования твердых бытовых отходов не допускается.

На основании ст. 1 Областного закона Новгородской области от 23.10.2014 №637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Новгородской области закреплен, в том числе, вопрос местного значения, предусмотренный п.18 ч.1 ст. 14 Закона №131-ФЗ участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 8 ст. 42 ЗК РФ).

В силу подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, ч.3 ст.8.1 Устава администрации Ратицкого сельского поселения Волотовского района полномочия по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию осуществляет администрация Ратицкого сельского поселения Волотовского района.

      В ходе проведенной истцом проверки выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно на земельном участке, расположенном в 15 метрах слева от автомобильной дороги «д. Волот - Гумнище», на расстоянии 1 км от населенного пункта д. Волот по направлению в населенный пункт Гумнище расположена несанкционированная свалка твёрдых коммунальных отходов, что подтверждается актом проверки от 25 июля 2019 года (л.д. 7).

Таким образом, факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в судебном заседании установлен.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Волотовского района действовал в рамках представленных ему полномочий.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки требуют затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Волотовского района Новгородской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ратицкого сельского поселения Волотовского района Новгородской области о признании бездействия незаконным, обязании ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся на земельном участке, расположенном в 15 метрах слева от автомобильной дороги «д. Волот - Гумнище» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ратицкого сельского поселения Волотовского района Новгородской области по непринятию мер к накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, выразившееся в наличии на земельном участке, расположенном в 15 метрах слева от автомобильной дороги «д. Волот - Гумнище», на расстоянии 1 км от населенного пункта д. Волот по направлению в населенный пункт Гумнище, несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

Обязать администрацию Ратицкого сельского поселения Волотовского района Новгородской области в течение 10-ти дней со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном в 15 метрах слева от автомобильной дороги «д. Волот - Гумнище», на расстоянии 1 км от населенного пункта д. Волот по направлению в населенный пункт Гумнище.

Решение может быть в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий                             М.Н. Навойчик

2а-490/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
и.о. прокурора Волотовского района
Ответчики
Администрация Ратицкого сельского поселения
Суд
Солецкий районный суд Новгородской области
Дело на сайте суда
solecky.nvg.sudrf.ru
06.08.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
06.08.2019[Адм.] Передача материалов судье
07.08.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.08.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2019[Адм.] Судебное заседание
19.08.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Регистрация административного искового заявления
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Дело оформлено
04.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее