№ 2а-2221/2020 <данные скрыты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2020 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего - судьи Хиталенко А.Г.,
при секретаре Кузьминой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Первомайского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Прокурор Первомайского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указывая, что прокуратурой Первомайского района г. Ижевска в рамках надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведен мониторинг Интернет-сайтов на предмет выявления нарушений в части незаконной продажи счетчиков, позволяющих «недосчитывать» потребленную энергию. Установлено, что на Интернет-странице <данные скрыты> содержатся сведения о способах безучетного потребления электрической энергии, в частности, о способах приобретения и установки «электрических счетчиков с пультом», которые будут «недосчитывать» до 90% потребленной энергии. Данная информация размещена в свободном доступе для неограниченного круга лиц, является информацией, размещение которой запрещено в Российской Федерации по следующим основаниям. Указанный прибор не является средством измерения, не пригоден для коммерческого учета электроэнергии, предназначается для безучетного потребления электрической энергии и газа пользователем данного прибора. Использование «счетчиков с пультом» для учета объемов потребленной электрической энергии и газа незаконно, поскольку приводит к ее хищению. Таким образом на Интернет странице <данные скрыты> размещена информация о способах хищения электроэнергии потребителями с целью занижения оплаты за используемые ресурсы. Просит признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные скрыты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. От административного ответчика Управления Роскомнадзора по УР поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, указали, что в удовлетворении требований прокурора в отношении указанных Интернет-ресурсов не возражают.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на Интернет-странице <данные скрыты> содержатся сведения о способах безучетного потребления электрической энергии, в частности, о способах приобретения и установки «электрических счетчиков с пультом», которые будут «недосчитывать» до 90% потребленной энергии.
Данная информация размещена в свободном доступе для неограниченного круга лиц, является информацией, размещение которой запрещено в Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьями 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) установлена обязанность произведения платы за коммунальные услуги потребителями.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 12 указанного закона сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Согласно Приказу Росстандарта от 20.09.2019 г. № 2173 сведения, содержащиеся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, подлежат раскрытию путем размещения на официальном Интернет сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
По данным Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, размещенным на Интернет сайте <данные скрыты>, сведения о приборах учета электроэнергии с пультом в данном фонде отсутствуют.
Согласно характеристикам устройства, размещенным на сайте <данные скрыты>, «электрический счетчик с пультом» представляет собой техническое устройство, изготовленное путем внедрения в схему прибора учета электроэнергии электронной платы, позволяющей регулировать работу счетчика путем занижения объемов учитываемой электроэнергии.
Таким образом, указанный прибор не является средством измерения, не пригоден для коммерческого учета электроэнергии, предназначается для безучетного потребления электрической энергии и газа пользователем данного прибора.
Согласно п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее по тексту – Правила), потребитель обязан:
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Согласно п. 35 Правил потребитель не вправе:
г) самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;
е) несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Таким образом, использование «счетчиков с пультом» для учета объемов потребленной электрической энергии и газа незаконно, поскольку приводит к хищению этих коммунальных ресурсов.
Таким образом, на Интернет-странице <данные скрыты> размещена информация о способах хищения электроэнергии потребителями с целью занижения оплаты за используемые ресурсы.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - ФЗ № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 статьи 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 ФЗ № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Размещенная на Интернет-сайте <данные скрыты> информация о способах хищения электроэнергии потребителями с целью занижения оплаты за используемые ресурсы нарушает публичные интересы и способствует совершению преступлений в указанной сфере, нарушает установленный государством порядок использования и платности за потребляемые энергоресурсы, что может привести к недополучению денежных средств ресурсоснабжающими организациями и, как результат, к срывам поставки населению энергоресурсов, нерациональному использованию энергоресурсов.
На названном интернет-сайте информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 7.19 КоАП РФ - самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа), так и уголовная ответственность (ст. 165 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) - причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями.
Соучастник преступления подлежит уголовному преследованию (ст. 34 УК РФ).
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации на Интернет-ресурсе по адресу: <данные скрыты>, на страницах которого размещена информация о способах хищения электроэнергии и газа потребителями с целью занижения оплаты за используемые ресурсы, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушает публичные интересы и способствует совершению преступлений в указанной сфере, нарушает установленный государством порядок использования и платности за потребляемые энергоресурсы, что может привести к недополучению денежных средств ресурсоснабжающими организациями и, как результат, к срывам поставки населению энергоресурсов, нерациональному использованию энергоресурсов.
Согласно п. 2.2 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Прокурора Первомайского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные скрыты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд УР (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня провозглашения.
Судья: А.Г. Хиталенко