Дело № 2-358/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Новый Уренгой, 24 января 2020 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Серовой Т.Н.,
при секретаре Маслюковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олейника Д.Б. к Администрации города Новый Уренгой о признании незаконным распоряжений, восстановлении жилищных прав и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
у с т а н о в и л:
Олейник Д.Б. обратился в суд с административным иском, указав, что он со своей супругой ФИО10 и двумя несовершеннолетними детьми проживают в однокомнатной квартире расположенной по адресу: <адрес>, которую он получил по наследству. В 2015 году истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включен в список малоимущих. Он состоит на диспансерном учете у врача-невролога по заболеванию код <данные изъяты>, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно. В связи с этим он обратился в Администрацию г.Новый Уренгой с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом во вне очередном порядке. Распоряжением Администрации г.Новый Уренгой <данные изъяты> от 10.09.2019г. истцу было отказано в принятии на учет. Распоряжением <данные изъяты> от 12.09.2019г. истец исключен из списка граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Распоряжением <данные изъяты>-з от 22.10.2019 истцу повторно отказано в принятии на учет. Истец просит признать данные распоряжения незаконными, Обязать Администрацию г.Новый Уренгой восстановить его семью в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также обязать предоставить ему жилое помещение по договору социального найма в пределах нормы жилой площади, действующей в г.Новый Уренгой.
Исковое заявление Олейника Д.Б. было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке КАС РФ, но в связи с тем, что часть требований, а именно требования о восстановлении жилищных прав и внеоочередном предоставлении жилья подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, суд, руководствуясь ст. 33.1 ГПК РФ, своим определением, внесенном в протокол судебного заседания, перешел из административного производства к рассмотрению дела в порядке ГПК РФ.
В судебном заседании истец свои требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель истца Пантелеева Е.В., допущенная к участию в деле по ходатайству истца в судебном заседании, поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Мельничук Н.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с иском не согласилась. В обоснование возражений указала, что распоряжением Администрации города Новый Уренгой от 10.06.2015 <данные изъяты> Олейник Д.Б. составом семьи 3 человека включен в список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 31.07.2019 г. он обратился в Администрацию города
с заявлением о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом во внеочередном порядке. Распоряжением Администрации города новый Уренгой от 10.09.2019 <данные изъяты> ему в этом отказано, в связи с отсутствием нуждаемости в жилых помещениях. Было установлено, что в собственности супруги заявителя находится 1/4 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а в собственности Олейника Д.Б. - жилое помещение, расположенное по адресу: по адресу: <адрес> <адрес>. Поскольку общая площадь находящихся в собственности жилых помещений превышает учетную норму в размере
12 м.кв. на каждого члена семьи, нуждаемости в жилых помещениях у семьи не имеется.
Изучив мнение сторон, исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Внеочередное право на обеспечение жилой площадью предоставляется гражданам в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, которая содержит исчерпывающий перечень лиц, которым предоставляются жилые помещения из муниципального жилищного фонда.
В силу требований п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Согласно распоряжению Администрации города Новый Уренгой от 10.06.2015 <данные изъяты> «О принятии на учет Олейника Д.Б. в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма», Олейник Д.Б. составом семьи 3 человека включен в список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства город Новый Уренгой согласно даты подачи заявления от 06.05.2015.
В последующем на основании заявления Олейника Д.Б. от 11.05.2016 в состав семьи включена его дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
31.07.2019 г. Олейник Д.Б. обратился в Администрацию города Новый Уренгой с заявлением о принятии его на учёт качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом во внеочередном порядке по договору социального найма, составом семьи 4 человека.
Распоряжением Администрации города новый Уренгой от 10.09.2019 [суммы изъяты]-р Олейнику Д.Б. отказано в принятии на учет нуждающегося в жилом
помещении, предоставляемом во внеочередном порядке по договору социального найма, в связи с отсутствием нуждаемости в жилых помещениях.
Распоряжением Администрации города Новый Уренгой от 12.09.2019 [суммы изъяты]-р Олейник Д.Б. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и исключен списка нуждающихся в жилых помещениях, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
24.09.2019 г. Олейник Д.Б. обратился в Администрацию города Новый Уренгой с заявлением о принятии его на учёт качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом во внеочередном порядке по договору социального найма.
Распоряжением Администрации города Новый Уренгой от 22.10.2019 [суммы изъяты]-р Олейнику Д.Б. повторно отказано в постановке на указанный учет, в связи с отсутствием нуждаемости в жилых помещениях.
Основанием для принятия указанных Распоряжений явилось то обстоятельство, что в собственности у супруги истца - ФИО10 находится 1/4 доля жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р<адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.. А также то, что в его собственности находится жилое помещение, расположенное по адресу: по адресу: <адрес>, <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.. При вычислении площади на одного члена семьи человека установлен размер 12,47 кв.м., т.е. было установлено отсутствие нуждаемости, поскольку в соответствии с п. 1 решения Городской Думу муниципального образования г. Новый Уренгой от 28.09.2005 №64 «Об установлении предоставления площади жилого помещения по договору социального найма учетной нормы площади жилого помещения», в целях признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования города Новый Уренгой установлена учетная норма площади жилого помещения - 12 кв.м.
Однако, жилое помещение в <адрес> не может быть учтено при расчете учетной нормы площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи истца, поскольку оно находится в зоне проживания с правом на отселение.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 8.10.2015г. №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», <адрес> отнесен к зоне проживания с правом на отселение.
Статьей 10 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с правом на отселение – часть территории РФ за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки\кв.м.
Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.1992г. №1008 « О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержден, в том числе режим проживания населения в зоне проживания с правом на отселение, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и ином деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости.
В соответствии с указанным документом, в зоне проживания с правом на отселение граждане самостоятельно принимают решение о дальнейшем проживании на территории зоны или переселении на другое место жительства.
Как следует из пояснений истца, в данном жилом помещении его супруга не проживает с 2007 года. Кроме того, она не имеет возможности реализовать его и произвести отчуждение в пользу государства, поскольку доля его супруги в указанном помещении всего <данные изъяты> кв.м., а одним из собственников жилья является несовершеннолетний ребенок.
Суд полагает, что ФИО10 самостоятельно приняла решение о переезде на новое место жительства. При этом она не обращалась за получением компенсаций и льгот взамен указанного жилого помещения, удостоверение не получала, на учете не состоит и длительное время не проживает на той территории, что является основанием для утраты права на получение какой либо меры финансовой или социальной поддержки государства, в связи с правом на отселение, вследствие длительного не проживания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в пользовании семьи истца находится только одна квартира площадью 36,6 кв.м.. С учетом 4х членов семьи на каждого из них приходится площадь в размере 9,15 кв.м., т.е. меньше учетной.
Следовательно, распоряжение Администрации г. Новый Уренгой № <данные изъяты> от 12.09.2019 года о снятии семьи истца с учета и исключении из списка нуждающихся в жилом помещении является незаконным.
Права истца и членов его семьи подлежат защите путем признания за ним права на восстановление в списке очередников.
Далее, в соответствии с п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных приказом Минздрава России от 29.11.2012 г. N 987н, лица с диагнозом <данные изъяты> имеют право на внеочередное предоставление жилья.
Как установлено материалами дела Олейник Д.Б. является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой <данные изъяты>, а также состоит на учете у врача-невролога в ГБУЗ ЯНАО НЦГБ КДО№1, с кодом заболевания <данные изъяты>, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. ( л.д. 17,18, 29)
Таким образом, истец подлежит внеочередному переселению в благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма.
Следовательно, Распоряжение Администрации города Новый Уренгой от 10.09.2019 [суммы изъяты]-р об отказе Олейнику Д.Б. в принятии на учет нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом во внеочередном порядке по договору социального найма, является незаконным.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с решением Городской думы МО г. Новый Уренгой от 28.09.2005 г. № 64 на территории МО город Новый Уренгой норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 кв. м. общей площади.
Согласно ч.2 ст. 58 ЖК РФ Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
С учетом указанных норм закона, семье истца должно быть предоставлено во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в пределах нормы жилой площади, действующей в г.Новый Уренгой, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом права Олейник Д.Б. на дополнительную площадь.
Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконными распоряжения Администрации г.Новый Уренгой [суммы изъяты]-р от 10.09.2019 года «Об отказе в принятии на учет Олейника Д.Б. в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом во внеочередном порядке договору социального найма», [суммы изъяты] от 12.09.2019г. «Об исключении из списка граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма», [суммы изъяты]-з от 22.10.2019 «Об отказе в принятии на учет Олейника Д.Б. в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом во внеочередном порядке по договору социального найма».
Обязать Администрацию г.Новый Уренгой восстановить семью Олейник в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать Администрацию г.Новый Уренгой предоставить Олейнику Д.Б. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах нормы жилой площади, действующей в г.Новый Уренгой, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом его права на дополнительную площадь.
Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Судья: Т.Е.Серова