дело № 2-13/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 февраля 2017 года г. Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Рязановой О.А., при секретаре Дергуновой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Петрову И.М., Петровой Е.А., Петровой (Трунилиной) А.И., Петровой Е.И. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении; встречному иску Петрова И.М., Петровой Е.А., Трунилиной А.И., Петровой Е.И. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением,
Установил:
Минобороны Российской Федерации обратилось в суд с настоящим иском, в обоснование которого ссылается, что жилое помещение по адресу: <адрес>, было предоставлено Петрову И.М. и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с прохождением Петровым И.М. военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Данное жилое помещение на основании постановления главы администрации Центрального административного округа города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № относится к специализированному жилищному фонду Российской Федерации и закреплено за Министерством обороны Российской Федерации. Петров И.М. уволен с военной службы по собственному желанию приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 6 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Центрального, Ленинского и Октябрьского административного округа города Омска. Поскольку в настоящее время Петров И.М. перестал проходить действительную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации, ответчики подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, поскольку незаконное удержание спорного жилого помещения нарушает права собственника – российской Федерации, как равноправного субъекта гражданских правоотношений, на свободное пользование и распоряжение ведомственным жилым фондом, а также создает препятствие для исполнения предусмотренных законом обязательств по обеспечению других военнослужащих жилыми помещениями на период прохождения военной службы (лиц гражданского персонала, на период трудовых отношений). Просит суд прекратить право пользования ответчиками Петровым И.М., Петровой Е.А., Петровой А.И., Петровой Е.И. служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, выселить ответчиков из жилого помещения по указанному адресу, обязать сдать в установленном порядке жилое помещение по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику отделения ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Представитель истца по доверенности Петренко В.В., надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчики Петров И.М., Петрова Е.А., Трунилина (Петрова) А.И., Петрова Е.И. исковые требования Минобороны РФ не признали. Заявлен встречный иск о признании права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. В обоснование встречного иска ссылаются, что спорная квартира была предоставлена в целях улучшения жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ году. На дату увольнения Петрова И.М. из ВС РФ по собственному желанию выслуга Петрова И.М. в календарном исчислении составляла 21 год 6 месяцев, в льготном исчислении – 23 года 9 месяцев. Указывают, что при увольнении в запас Петрову И.М. на основании п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» должно было быть предоставлено постоянное жилье. В рапорте на увольнение Петровым И.М. было указано, что тот на момент увольнения имел служебное жилье, постоянного не имел. Полагают, что не могут быть выселены из спорного жилья без предоставления другой жилой площади.
Представитель третьего лица ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Диденко Л.Н. исковые требования Минобороны РФ поддержала. Пояснила, что при предоставлении Петренко И.М. и членам его семьи жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ году ответчик был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. На дату увольнения ответчика с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ году сведения о том, что петров И.М. был признан нуждающимся в жилье отсутствуют, при этом признание военнослужащего нуждающимся в жилом помещении носит заявительный характер.
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, надлежаще уведомленного о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимал.
Заслушав стороны, заключение прокурора Рудницкого С.И., полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования Министерства обороны Российской Федерации, а в удовлетворении встречного иска отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Центрального административного округа г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № квартира № № дома № по ул. <адрес> в г. Омске включена в число служебной жилой площади № квартирно -эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации.
На основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира предоставлена Петрову И.М. на состав семьи – 4 человека.
Петров И.М. и Петрова Е.И. проживают в указанной квартире до настоящего времени, несут бремя ее содержания, оплачивают коммунальные услуги.
Как установлено судебным разбирательством, на день разрешения спора Брак Петрова И.М. с Петровой Е.А. расторгнут, старшая дочь Петрова И.М. Петрова А.И. ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с Трунилиным Н.И., сменив фамилию на Трунилина, проживает в жилом помещении мужа.
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ Петров И.М., <данные изъяты> № уволен в запас в соответствии с п. 6 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по собственному желанию), с ДД.ММ.ГГГГ Петров И.М. исключен из списков войсковой части в связи с окончанием срока контракта и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Центрального, Ленинского и Октябрьского административного округа города Омска.
Согласно выписки из послужного списка майора Петрова И.М., на военную службу Петров И.М. призван добровольно ДД.ММ.ГГГГ, исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ, с правом ношения военной формы одежды и знаков различия.
На момент увольнения Петров И.М. имел выслугу лет в календарном исчислении – 21 год 6 месяцев 14 дней, в льготном исчислении – 2 года 3 месяца 20 дней. Общая выслуга – 23 года 10 месяцев 4 дня.
В обоснование иска указано на то, что квартира № дома № по ул. <адрес> в г. Омске отнесена к служебному жилищному фонду и находится на балансе Министерства обороны Российской Федерации; ответчики к числу лиц, проходящих военную службу и работающих в системе Министерства обороны России, а также к категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилья, не относятся.
По смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 и 72 (пункт «б» части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливаются их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать этим лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения Федотовых в спорную квартиру, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 108 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей до 2004 года), без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Как следует из статьи 3 Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (утратившей силу с 29.12.2004) и статьи 108 ЖК РСФСР для лиц, указанных в пунктах 6 и 8 части 1 статьи 108 ЖК РСФСР, которые на день вступления в силу указанного федерального закона не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без предоставления другого жилого помещения, такой порядок выселения из служебного жилого помещения, занимаемого ими на день вступления в силу указанного федерального закона, сохраняется.
Разрешая настоящий спор, суд, исходя из того, что жилищные правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, полагает, что в силу статьи 5 Вводного закона, части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации они регулируются, в том числе и нормами Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент их возникновения.
Петров И.М. и члены его семьи были вселены в специализированное жилое помещение еще до вступления в силу ЖК РФ и на момент вступления в силу ЖК РФ (1 марта 2005 года) проработал в войсковой части № более 7 лет (поступил на службу ДД.ММ.ГГГГ).
Права членов семьи Петрова И.М. производны от прав нанимателя.
Вселение Петрова И.М. и членов его семьи в спорное жилое помещение не было самовольным, служебное жилое помещение было предоставлено Петрову И.А. как военнослужащему по контракту Вооруженных сил Российской Федерации.
Законодательством предусмотрены различные формы и порядок предоставления военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений с установлением дифференцированных гарантий в зависимости от категорий военнослужащих и выбора ими конкретного способа реализации жилищных прав. Такое правовое регулирование не является нарушением их конституционных прав при условии соблюдения права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим названного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого федерального закона.
Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Вместе с тем в целях обеспечения конституционного права на жилище данная гарантия может быть распространена на указанных военнослужащих, не обеспеченных к моменту увольнения никаким жильем и возражающих против увольнения без предоставления жилья тем способом, который они избрали.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, высказанной в постановлении по делу «Сладков против России» от 18 декабря 2008 г. (жалоба N 13979/03), который констатировал, что данная норма защищает военнослужащих от бездомности тем самым, что связывает возможность их увольнения с предоставлением жилья. Закон не запрещает военнослужащим покинуть службу, если они согласны выйти в отставку, не получив жилого помещения.
Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного статьей 27 Конституции Российской Федерации.
При этом в пункте 3 статье 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В целях обеспечения возможности осуществления данного права законодатель в пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установил, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно абзацу восьмому статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции от 2 июня 2016 г.) местом жительства являются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения, поскольку данная группа, по смыслу закона, выделена в отдельную категорию граждан в целях реализации их права на свободу выбора места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением возможности реализовать это право путем предоставления жилых помещений в избранном месте жительства взамен сдаваемых по последнему месту службы.
Таким военнослужащим предоставлены иные гарантии реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации - запрет на выселение из служебного жилья до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства в соответствии с пунктом 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487, или выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (в редакции от 18 сентября 2015 г.), в том числе в случаях, когда уволенные военнослужащие пожелают выехать в населенный пункт, в котором ими избрано место жительства, до получения там жилого помещения.
Принимая во внимание, что ответчики не имеют другого жилья на праве собственности, не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма, а также членами семьи собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договору социального найма, занимаемое служебное жилое помещение, предоставленное на законном основании, является единственным местом их жительства, самостоятельно обеспечить себя другим жильем возможности не имеют и имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, у суда имеются основания для вывода о применении в данном деле статьи 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Так, материалами дела подтверждено, что на момент прекращения военной службы, Петров И.М. прослужил 23 года 10 месяцев 4 дня, следовательно, ни Петров И.М., ни члены его семьи, вопреки доводам иска, не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Доводы иска о том, что Петров И.М. не был признан в установленном законом порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения на дату увольнения ДД.ММ.ГГГГ, не выражал волеизъявление на подачу соответствующего заявления при увольнении, не свидетельствуют об отсутствии оснований не признать Петрова И.М. нуждающимся в жилом помещении, поскольку другого жилья ответчики не имеют, спорное жилое помещение для ответчиков является единственным жилым помещением, их нуждаемость в улучшении жилищных условий очевидна (проживание в служебном жилом помещении), соответственно, они имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании общих норм права.
Ответчик Петров И.М. в силу ранее действующего законодательства, приобрел право на дополнительные гарантии, вследствие чего не может быть выселен из спорного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, и поскольку Петров И.М. не обеспечен каким-либо иным жильем, требования о признании его и членов его семьи утратившим право пользования спорным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения, не подлежат удовлетворению.
Отказ в удовлетворении требований о выселении ответчиков из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не означает, что должны продолжаться правоотношения по найму служебного жилого помещения, в связи с чем доводы встречного иска Петрова И.М., Петровой Е.А., Трунилиной А.И., Петровой Е.И. о признании права пользования жилым помещением суд отклоняет как необоснованные и полагает необходимым отказать в удовлетворении встречного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Петрову и.М., Петровой Е.А., Петровой (Трунилиной) А.И., Петровой Е.И. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении, отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований Петрова И.М., Петровой Е.А., Трунилиной А.И., Петровой Е.И. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Рязанова