Дело № 2-1626/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2019 года г.Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Тимофеевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лариной О.А.,
с участием:
истца – Трунова С.А.,
представителя истца – Афанасьева Л.В.,
представителя ответчика – Фролова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Иваново гражданское дело по иску Трунова Сергея Александровича к Комитету Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защиты населения о взыскании невыплаченной премии, денежной компенсации, компенсации морального вреда,
установил:
Трунов С.А. обратился в суд с иском к комитету Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защиты населения с вышеуказанными исковыми требованиями.
Иск мотивирован тем, что истец в период времени с 12.08.2014 по 07.03.2019 в соответствии со служебным контрактом проходил службу в комитете Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защите населения в должности специалиста-эксперта управления по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защиты населения.
07.03.2019 служебный контракт с истцом ответчиком был расторгнут. Однако, премия за 1 квартал 2019 года за период отработанного времени с 01.01.2019 по 07.03.2019 выплачена истцу не была. В удовлетворении его требований о выплате ему квартальной премии ответчик отказал.
Данные действия истец считает незаконными, в связи с чем (с учетом изменений исковых требований) просил суд взыскать с ответчика в свою пользу премию за выполнение особо важных и сложных заданий в первом квартале 2019 года за фактически отработанное время с 01.01.2019 по 07.03.2019 в размере 13.764,29 рублей, денежную компенсацию за несвоевременную выплату премии в размере 1.027,50 руб., компенсацию морального вреда – 10.000 руб.
В судебном заседании истец Трунов С.А. и его представитель Афанасьев Л.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагали, что в силу положений ст. 21 Закона Ивановской области от 6.04.2005 № 69-ОЗ «О государственной гражданской службе Ивановской области» премия за выполнение особо важных и сложных заданий не относится ни к одному из видов поощрений, установленных для государственных гражданских служащих Ивановской области, следовательно, должна рассматриваться как обязательная выплата. По их мнению, законных оснований для невыплаты данной премии у представителя нанимателя не имелось. Данная премия подлежала выплате в размере, пропорциональном отработанному истцом времени.
Представитель ответчика комитета Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защиты населения Фролов С.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что на момент вынесения приказа о премировании Трунов С.А. не являлся государственным гражданским служащим, поэтому в приказ включен не был. Премия выплачивается за счет экономии фонда оплаты труда, она не является гарантированной выплатой. Полагал, что размер премии на момент увольнения истца не мог быть им определен, поскольку устанавливается, исходя из имеющейся по итогам квартала экономии фонда оплаты труда.
Суд, учитывая доводы участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что 12.08.2014 года Трунов С.А. был принят на работу в отдел обеспечения деятельности мировых судей на должность специалиста-эксперта, ему установлен оклад в размере 5592 рубля, ежемесячное денежное поощрение в размере 7269 рублей и ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы (50%). (л.д. 38).
Приказом от 07.03.2019 служебный контракт с Труновым С.А. расторгнут, по инициативе государственного гражданского служащего Ивановской области, в соответствии п. 3, ч.1, ст. 33 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Истец освобожден от занимаемой должности государственной гражданской службы Ивановской области специалиста-эксперта управления по обеспечению деятельности мировых судей (л.д. 39).
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Трунов С.А. согласно приказу о приеме на работу, служебному контракту занимал должность государственного –гражданского служащего Ивановской области.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 50 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту – Закон) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относится премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (подпункт 4 пункта 5 статьи 50 Закона).
В соответствии с положениями ч.6 ст. 3 Закона Ивановской области от 4.12.2006 № 123-ОЗ «О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области» порядок выплаты государственным гражданским служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска определяется представителем нанимателя.
Исходя из вышеуказанных положений закона, порядок и условия выплаты премии за выполнение важных и сложных заданий устанавливается представителем нанимателя, то есть данная выплата не является гарантированной (безусловной).
Согласно п. 9 служебного контракта № 35/14 от 12.08.2014, заключенного между Комитетом Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защите населения и Труновым С.А., гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит, в том числе, из премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя.
В Комитете Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защите населения порядок и условия выплаты премии за выполнение особо важных и сложных задач установлены Положением о материальном стимулировании государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Ивановской области в комитете Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защиты населения, утвержденным Приказом от 29.01.2019 № 18-п (л.д. 71, 72-81).
Согласно п. 3.1, 3.2 указанного Положения премия за выполнение особо важных и сложных заданий является мерой материального стимулирования и поощрения гражданских служащих. Данная премия выплачивается в случае достижения гражданским служащим в отчетном периоде (квартале, календарном году) высоких положительных результатов в решении вопросов профессиональной служебной деятельности, своевременного и качественного выполнения должностных обязанностей, предусмотренных служебными контрактами и должностными регламентами, поручений руководителей.
Решение о премировании и размер премии за отчетный период в отношении гражданских служащих принимается председателем комитета.
Таким образом, исходя из положений вышеуказанного локального нормативного акта, суд приходит к выводу, что премия является дополнительной выплатой стимулирующего характера, назначение которой связано с оценкой качества исполнения должностных обязанностей, а также уровня профессионализма государственного гражданского служащего.
Оценка эффективности и качества выполнения работы государственных гражданских служащих, так же как и размер поощрения, является прерогативой руководителя - председателя комитета, и не может быть определен судом, исходя из субъективной оценки истца своей трудовой деятельности и по аналогии с размером премии, выплаченной другому сотруднику.
Доводы истца о том, что он не имел дисциплинарных взысканий и не мог быть лишен премии за 1 квартал 2019 года, основан на ошибочном толковании норм закона и Положения о материальном стимулировании, поскольку Положением не установлена зависимость выплаты премии от отсутствия у работника дисциплинарных взысканий. Из названия премии следует, что она производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом вклада каждого государственного гражданского служащего.
Отсутствие в локальном нормативном акте положения о том, что уволенным в течение квартала сотрудникам премия не выплачивается, об обратном не свидетельствует.
Как следует из содержания Положения, указанная в иске премия не является обязательной, по сравнению с ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы (л.д. 72-73).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Комитета Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защите населения в пользу Трунова С.А. премии за выполнение особо важных и сложных заданий в 1-м квартале 2019 года.
Таким образом, являющееся производным от основного требование истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за нарушение сроков выплаты премии (ст. 236 ТК РФ) удовлетворению также не подлежит.
В ходе судебного разбирательства судом не установлен факт нарушения со стороны ответчика трудовых прав Трунова С.А. Поэтому требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ суд оставляет без удовлетворения.
Согласно ст. 393 ТК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Таким образом, в целях предоставления дополнительных гарантий по обеспечению судебной защиты работниками своих трудовых прав трудовое законодательство предусматривает освобождение работника от судебных расходов, что является исключением из общего правила, установленного частью 1 ст. 98 ГПК РФ.
Исходя из этого, государственная пошлина взысканию с истца не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Трунову Сергею Александровичу – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А. Тимофеева
Мотивированное решение составлено 5 августа 2019 года