Дело№58RS0010-01-2020-000288-35 № 2а-137/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 июня 2020 года р.п. Земетчино
Пензенской области
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Козырьковой О.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению порядка, а также административного регламента осуществления муниципального контроля в сфере организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, и обязать администрацию Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области в срок до 10 августа 2020 года включительно устранить выявленные нарушения законодательства, а именно разработать и утвердить порядок и административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что вопреки нормам действующего законодательства, администрацией Морсовского сельсовета Земетчинского района ни порядок, ни административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках не разработаны и не утверждены. В связи с этим, прокурором района в адрес главы администрации было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
22 июля 2019 года администрацией Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области в прокуратуру Земетчинского района предоставлен ответ, согласно которому порядок и административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках находится в стадии разработки. Однако по результатам повторной проверки установлено, что вопреки требованиям п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», порядок, а также административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках не разработаны и не утверждены.
Указанные нарушения в деятельности администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области грубо нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, что является недопустимым.
При подаче административного искового заявления прокурор Земетчинского района Пензенской области в силу ч. 2 ст. 291 КАС РФ ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству административный ответчик не представил возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, просил рассмотреть дело без его участия.
Поскольку все лица, участвующие в процессе, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным, дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствие со ст. 291 КАС РФ.
Суд, исследовав письменные материалы административного дела, полагает, что требования административного истца обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 17.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст.14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ), муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Пунктом 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области от 28 августа 2017 года № 35 утвержден Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, уполномоченных на их осуществление, согласно которому одним из видов муниципального контроля является контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.
Как следует из материалов административного дела, в 2019 году прокуратурой Земетчинского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области. В ходе проверки установлено, что администрацией не разработаны и не утверждены порядок и административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках. 24 июня 2019 года прокурором Земетчинского района Пензенской области в адрес главы администрации Морсовского сельсовета было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Однако до настоящего времени нарушения устранены не были.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению порядка и административного регламента осуществления муниципального контроля в сфере организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправлении, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков.
Учитывая, что административный ответчик является органом местного самоуправления, государственная пошлина с него взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению порядка, а также административного регламента осуществления муниципального контроля в сфере организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.
Обязать администрацию Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области в срок до 10 августа 2020 года включительно устранить выявленные нарушения законодательства, а именно разработать и утвердить порядок и административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.
Администрации Морсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу – прокурору Земетчинского района Пензенской области по истечении срока исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья