Решение по делу № 2-512/2019 от 26.02.2019

Дело № 2-512/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                   <адрес>

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.

при секретаре судебного заседания Ильиной В.Н.,

с участием: представителя истца - помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Борисовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Канашского района Чувашской Республики об обязании выделить денежные средства для установки системы видеонаблюдения, к МБОУ «Новочелкасинская основная общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики об обязании установить в общеобразовательной школе систему видеонаблюдения,

у с т а н о в и л:

И.о. Канашский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Канашского района Чувашской Республики об обязании выделить денежные средства для установки системы видеонаблюдения, к МБОУ «Ночелкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики об обязании установить в общеобразовательной школе систему видеонаблюдения, указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ года Канашском межрайонной прокуратурой была проведена проверка МБОУ «Новочелкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики на предмет антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что образовательное учреждение не оснащено системой видеонаблюдения, денежные средства администрацией Канашского района Чувашской Республики на его оснащение не выделялись.

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Канашского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства по противодействию терроризма. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Канашского района Чувашской Республики сообщено, что запланировано выделение денежных средств для установки видеонаблюдения в образовательном учреждении в ДД.ММ.ГГГГ года.

Однако указанные в представлении требования ответчиком не выполнены, и отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения влечет нарушение прав учащихся и работников учреждения на безопасные условия пребывания в нем. Просит обязать администрацию Канашского района Чувашской Республики выделить денежные средства для установки системы видеонаблюдения в МБОУ «Новочелкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а МБОУ «Новочелкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики установить систему видеонаблюдения в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Борисова К.В. иск и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков - администрации Канашского района Чувашской Республики, МБОУ «Новочелкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, отзыв (возражение) на иск не представили.

Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Данный иск заявлен прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц: педагогов, учащихся и их родителей, других лиц, которые могут находиться на территории образовательного учреждения.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Из пункта 2 части 13 статьи 30 вышеуказанного Закона следует, что в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу подпунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 2 части 6 и части 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012 Свода правил «Общественные здания и сооружения» (актуализированной редакции СНиП 31-06-2009), утвержденного Приказом Минрегиона России № 635/10 от 29 декабря 2011 года, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

Пункт 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии с пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, одними из основных задач противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест массового пребывания людей.

В силу пункта 42 вышеуказанной Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования № 2013 от 11 ноября 2009 года «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, вступивших в действие 11 апреля 2015 года.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 названных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.

В судебном заседании установлено, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму установлен факт отсутствия в МБОУ «Новочелкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики, расположенном по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, системы видеонаблюдения. Здание школы закреплено за Учреждением на праве оперативного управления.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Канашского района Чувашской Республики Канашской межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях (л.д.).

Из сообщения администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на мероприятия по оборудованию всех образовательных учреждений инженерно-техническими средствами в целях обеспечения антитеррористической безопасности Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики будут выделены денежные средства в размере рублей. Выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации будут устранены в ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, составленной помощником Канашского межрайонного прокурора Борисовой К.В. по результатам проверки исполнения внесенного представления, администрацией Канашского района Чувашской Республики денежные средства МБОУ «Новочелкасинская ООШ» Канашского района на оснащение учреждения системой видеонаблюдения не выделены, образовательное учреждение системой видеонаблюдения не оснащено (л.д.).

Согласно подпунктам 1.1 и 1.5 Устава МБОУ «Новочелкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики образовательное учреждение является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета Канашского района Чувашской Республики, на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Учредителем образовательного учреждения является Канашский район Чувашской Республики. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляется администрацией Канашского района Чувашской Республики (л.д.).

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из системного толкования положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

Согласно Уставу образовательного учреждения школа является лишь участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, в то время как их непосредственным распорядителем является администрация Канашского района Чувашской Республики.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.

Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, отсутствует постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные в материалы дела документы и доказательства и учитывая, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, администрация Канашского района Чувашской Республики от уплаты государственной пошлины освобождена.

Поскольку прокурор при подаче иска в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика - МБОУ «Новочелкасинская ООШ» Канашского района Чувашской Республики, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Канашского района Чувашской Республики выделить денежные средства для установки системы видеонаблюдения в МБОУ «Новочелкасинская основная общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики, расположенном по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать МБОУ «Новочелкасинская основная общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики установить систему видеонаблюдения в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МБОУ «Новочелкасинская основная общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий                                                                  Б.З. Орлов

2-512/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Канашская межрайонная прокуратура Чувашской Республики
Ответчики
МБОУ "Новочелкасинская ООШ" Канашского района Чувашской Республики
Администрация Канашского района Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Дело оформлено
20.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее