Дело № 2а-1519/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2016 года с.Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Степановой Н.Ю.,
с участием административных истцов ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО54., ФИО55., ФИО53
представителя административного истца ФИО3,- ФИО28, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административных ответчиков – администрации Моргаушского района Чувашской Республики, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО19,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения о снятии с учета незаконным и обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
ФИО3, ФИО4, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО57., ФИО56., ФИО58., обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета ФИО3 в составе семьи из пяти человек: ФИО3, ФИО4, ФИО5 А., ФИО6 А., ФИО7 А. незаконным, его отмене и обязании администрацию <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики восстановить ФИО26 в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в составе семьи из пяти человек с даты первоначального обращения. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО3 обратился к главе <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» семья административного истца в составе пяти человек, включая супругу- ФИО4, детей: ФИО50., ФИО51., ФИО52 была признана нуждающейся в жилых помещениях и принята на учет нуждающихся в жилых помещениях. Распоряжением главы <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района «О включении в состав участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года» от 09 апреля 2015 года № 10 ФИО3 с составом семьи из пяти человек признан участником и включен в состав участников вышеуказанной целевой программы. ДД.ММ.ГГГГ административный истец был приглашен в администрацию Моргаушского района, как ему пояснили, что подошла очередь для получения жилья и необходимо представить дополнительные документы. Однако, ДД.ММ.ГГГГ в его адрес из администрации Моргаушского района поступило письмо (уведомление) за № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что ему отказано во включении в список нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на п. 3 раздела 1 приложения № 4 Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года». ДД.ММ.ГГГГ 2016 года ФИО3 обратился в администрацию Моргаушского района с претензионным письмом с просьбой разъяснить отказ. ДД.ММ.ГГГГ им получен письменный ответ за № от 17 мая 206 года, согласно которому ФИО18 (его бабушка) улучшила свои жилищные условия ДД.ММ.ГГГГ, как вдова участника Великой Отечественной войны, при помощи государственной поддержки, распоряжением главы <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ № на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) семья снята с учета. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 вновь обратился к главе администрации Моргаушского района с претензионным письмом, однако ответ на дату обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд не получен.
Административные истцы полагают, что решение главы администрации Моргаушского района и распоряжение главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета» являются незаконными и нарушающими их права. По мнению истцов, ссылка на п. 3 раздела 1 приложения № 4 федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года» является несостоятельной, поскольку семья ФИО33 из пяти человек уже была включена в состав участников федеральной целевой программы на основании распоряжения главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. В письменном уведомлении главы администрации Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ № не содержатся сведения, когда и при каких обстоятельствах выявлены нарушения, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. ФИО3 не был ознакомлен с принятым решением о снятии его с учета, копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № ему была вручена лишь спустя 53 дня после его письменного обращения ДД.ММ.ГГГГ. ФИО18 (бабушка), улучшившая свои жилищные условия как вдова участника Великой Отечественной войны, не является членом семьи ФИО3 При принятии решения о снятии семьи с учета не было принято во внимание, что члены семьи не обеспечены установленной учетной нормой жилой площади и у них нет собственного жилья.
В судебном заседании административные истцы ФИО3, ФИО4, представитель административного истца ФИО3- ФИО28 поддержали административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, вновь привели их суду, просили удовлетворить. Пояснили, что регистрация в жилом доме внука ФИО48 была произведена собственником жилого помещения ФИО29, на решение которого они не могли повлиять. Фактически ФИО49 проживает с ними, приходит после школы, остается ночевать. Проживает он также и со своими родителями. Квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежала бабушке ФИО3- ФИО18 Решение об отчуждении квартиры принято ей и истцы какого либо отношения к этому не имеют.
Представитель административных ответчиков- администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района, администрации Моргаушского района ФИО19 просила в удовлетворении исковых требований отказать, суду пояснила, что в соответствии с Законом ЧР от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений наделены государственными полномочиями Чувашской Республики по ведению учета граждан, проживающих в сельской местности, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках устойчивого развития сельских территорий, на срок до 2020 года. Порядок ведения учета указанных категорий граждан органами местного самоуправления поселений установлен Кабинетом Министров Чувашской Республики. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12 января 2006 года № 2 «О Порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений ведется органами местного самоуправления поселений и городских округов Чувашской Республики отдельным списком по каждому из нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики. Администрация Моргаушского района Чувашской Республики не может являться административным ответчиком по данному делу.
По существу дела представитель пояснила, что бабушка административного истца ФИО3- ФИО18, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, являясь ранее собственником жилого дома, постановлением <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях» была признана нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи из 8 человек, в том числе: внука- ФИО3, его жены- ФИО4, правнучки ФИО3 В последующем ей была предоставлена единовременная выплата на улучшение жилищных условий в рамках Федерального закона «О ветеранах» и ею ДД.ММ.ГГГГ приобретена квартира общей площадью. 31,1 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. ФИО18 снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления <данные изъяты> сельского поселения №. ДД.ММ.ГГГГ приобретенная квартира ФИО18 отчуждена внучке ФИО33 ФИО30 и семья административных истцов постановлением <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ вновь была признана нуждающейся в жилых помещениях.
В 2014 году в ходе проверки достоверности предоставленных сведений, с целью включения семьи ФИО3 в список получателей социальных выплат в рамках Постановления Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598, администрацией Моргаушского района было выявлено, что на дату постановки заявителя и членов его семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имелись обстоятельства, исключающие в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 53 ЖК РФ, постановку семьи на учет. На основании постановления <данные изъяты> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Распоряжением администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № семья ФИО3 с составом семьи из пяти человек вновь была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №.
При постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях было учтено, что на каждого члена семьи (на 9 человек) приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения, принятого на территории сельского поселения. В соответствии с Постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена учетная норма в размере 12 кв.м общей площади на одного члена семьи. При постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не было учтено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бабушка ФИО3- ФИО18 имела в собственности квартиру общей площадью 31,1 кв.м и что указанная квартира была приобретена с использованием средств единовременной выплаты, предоставленной ей как жене умершего военнослужащего ВОВ. В последующем квартира отчуждена ФИО18 внучке - ФИО33 ФИО30
Племянник административного истца ФИО3 - ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, является сыном ФИО23 (сестры административного истца ФИО3) и ФИО22, имеющих в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 73,4 кв.м.
По общему правилу местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Законными представителями ФИО20 являются его родители.
При постановке на учет семьи ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ сельским поселением не были учтены пятилетний срок со времени отчуждения ФИО18, принадлежащей ей квартиры, и право пользования ФИО20 жилым помещением его родителей, находящимся по адресу: <адрес>, общей площадью 73,4 кв.м.
Данные обстоятельства были выявлены при проверке правомерности постановки административного истца ФИО3 на учет нуждающихся в жилых помещениях, проведенной в 2016 году, с целью включения его семьи в список молодых семей, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
С оригиналом распоряжения <данные изъяты> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета» в установленные сроки была ознакомлена ФИО21, работающая специалистом I разряда <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района, являющаяся супругой ФИО3, членом молодой семьи.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст.2 ЖК РФ).
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст. 14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением администрации Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м. общей площади жилья на человека.
Жилой дом площадью 105,7 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО29, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, право собственности зарегистрировано на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном жилом доме в качестве членов хозяйства собственника ФИО29 зарегистрированы и проживают: ФИО18 (мать), ФИО26 (жена), ФИО3 (сын), ФИО4 (невестка), ФИО3 (внук), ФИО3 (внучка), ФИО3 (внучка), что подтверждается выпиской из похозяйственной книги № <данные изъяты> сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Согласно указанной выше похозяйственной книги в качестве члена хозяйства ФИО29 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован также его несовершеннолетний внук ФИО47, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого из членов семьи ФИО29 составляет 11,74 кв.м (105,7кв. м : 9 чел.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района с заявлением о принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года № 2, указав при этом состав семьи из пяти человек: заявителя, его супруги- ФИО4, дочерей ФИО9, ФИО10 и сына ФИО11.
Распоряжением администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» ФИО3 признан нуждающимся в жилых помещениях с составом семьи из пяти человек и принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к главе администрации <данные изъяты> сельского поселения с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории- «молодая семья».
Распоряжением администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в состав участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года» семья ФИО3 (молодая семья) в составе пяти человек признана участником федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»,
Распоряжением администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета» ФИО3 был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи пять человек. Этим же распоряжением распоряжение администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ № признано утратившим силу.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Моргаушского района ФИО3 отказано во включении в список молодых семей, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» со ссылкой на п. 3 раздела 1 приложения № 4 к федеральной целевой программе.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к главе администрации Моргаушского района с претензионным письмом с просьбой пересмотреть вынесенное решение.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Моргаушского района ФИО3 разъяснено о том, что в соответствии с п. 3 раздела 1 Типового положения социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат. В соответствии с выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО18 улучшила свои жилищные условия ДД.ММ.ГГГГ как вдова участника Великой Отечественной войны при помощи государственной поддержки. При этом было учтено совместное с ней проживание ФИО3, его супруги ФИО4, детей: ФИО9, ФИО10, что подтверждается учетным делом. 14 декабря квартира ФИО4 отчуждена, что вновь ухудшила жилищные условия. Администрацией сельского поселения не были учтены данные обстоятельства. Семья снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 вновь, в связи с несогласием с письмом администрации Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ №, обратился к главе администрации Моргаушского района с претензионным письмом.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Моргаушского района ФИО3 разъяснено, что в соответствии с Законом ЧР от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений наделены государственными полномочиями Чувашской Республики по ведению учета граждан, проживающих в сельской местности, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках устойчивого развития сельских территорий, на срок до 2020 года. Порядок ведения учета указанных категорий граждан органами местного самоуправления поселений установлен Кабинетом Министров Чувашской Республики. С оригиналом распоряжения <данные изъяты> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета» в установленные сроки была ознакомлена его супруга ФИО4, являющаяся специалистом 1 разряда <данные изъяты> сельского поселения. Уведомление об отказе во включении в список от ДД.ММ.ГГГГ № получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, что родители ФИО45.: отец- ФИО22, мать- ФИО23, а также его несовершеннолетний брат- ФИО46 проживают по адресу: <адрес>, в жилом доме общей площадью 64 кв.м (площадь указана в соответствии с выпиской из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ).
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, несовершеннолетний ФИО44 фактически проживает вместе со своими родителями по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются ответом на запрос администрации Моргаушского района ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями в судебном заседании свидетелей ФИО24, заведующей сектором КДН администрации Моргаушского района, ФИО25, специалистом сектора опеки и попечительства администрации Моргаушского района.
В судебном заседании свидетель ФИО29 (собственник жилого помещения, в котором проживают административные истцы) подтвердил, что все зарегистрированные в его хозяйстве лица являются членами его семьи и они ведут общее хозяйство. Его внук ФИО40 проживает у них, поскольку его мать работает медсестрой в <адрес>, раньше работала сутками, сейчас ежедневно. Отец мальчика работает в <данные изъяты>». К ним часто приходит и брат ФИО41- ФИО42. Из оглашенных судом показаний свидетеля ФИО29 следует, что с просьбой прописать ФИО39 к нему обратились его дети- ФИО8 и ФИО12, причина ему не известна.
Доводы в судебном заседании ФИО29 о том, что его внук ФИО43 проживает у них, поскольку мать и отец заняты на работе, суд не может принять во внимание. Указанные обстоятельства не свидетельствуют о фактическом проживании внука у ФИО29
Доказательств утраты ФИО20 права пользования жилым помещением по адресу <адрес> суду не представлено. По представленным сектором опеки и попечительства администрации Моргаушского района сведениям, семья ФИО38 на профилактическом учете не состоит, сведения о фактах лишения родительских прав, ограничении родительских прав, отобрании ребенка у них отсутствуют.
Согласно ст. 31 ЖК РФ, 292 ГК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником и могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения. Следовательно, административные истцы не были лишены возможности выразить свое волеизъявление по вселению в занимаемое жилое помещение несовершеннолетнего ФИО20 Более того, из объяснений собственника жилого помещения следует, что с просьбой зарегистрировать внука ФИО59 к нему обратились сам административный истец- ФИО3 и его сестра ФИО23
Однако, если даже несовершеннолетний ФИО20 проживает вместе с административными истцами по адресу: <адрес>, то при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, т.е. подлежит учету и площадь жилого помещения по адресу: <адрес> (64 кв. м : 4 чел.). В этом случае обеспеченность общей площадью на каждого проживающего по адресу: <адрес> составляет выше учетной нормы- 12 кв.м, установленной в Моргаушском районе и на территории сельского поселения.
Судом также установлено и подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, что ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась собственником жилой квартиры площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>. Право собственности на жилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и прекращено ДД.ММ.ГГГГ. Согласно объяснений в судебном заседании сторон, квартира была подарена ФИО18 своей внучке ФИО33 ФИО30
Сразу же после отчуждения квартиры ФИО18 административный истец ФИО3 обратился в администрацию <данные изъяты> сельского поселения с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях. На основании постановлений администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № он был признан нуждающимся в жилых помещениях с составом семьи из четырех человек, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в список граждан нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858.
Однако постановлением администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Комиссия по рассмотрению заявлений получателей социальных выплат отказала ФИО3 во включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО26 вновь обратился в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района с заявлением о принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу изложенного, отчуждение квартиры ФИО18 суд расценивает как намеренное ухудшение жилищных условий, которое препятствует постановке на учет административных истцов в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет со дня совершения указанных действий, поскольку именно такое отчуждение позволило истцам претендовать на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доказательств того, что подобное безвозмездное отчуждение квартиры незадолго до подачи соответствующего заявления было объективно необходимо и не преследовало цели получить административными истцами статус нуждающегося в улучшении жилищных условий, суду не представлено.
Довод административных истцов о том, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежала ФИО18 и они какого либо отношения к ней не имеют, суд признает несостоятельными, Основанием для ее приобретения послужила нуждаемость ФИО18 в улучшении жилищных условий, ввиду проживания совместно с ней, в том числе административных истцов и двух их детей.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 1 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598) установлено, что названное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Согласно положениям подпункта «г» п. 4 названного Типового положения, одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях указанного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Следовательно, на момент принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях у административных истцов не имелось оснований состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ указано, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, с п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике» граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом по смыслу указанной нормы имеются в виду сведения, которые касаются существенных обстоятельств и которые имеют решающее значение при принятии решения о постановке гражданина на учет и свидетельствуют об отсутствии состава всех необходимых условий для признания права гражданина состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. По смыслу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ не имеет значения, явились ли неправильные сведения результатом ошибки или намеренного действия, есть ли в этом вина заявителя или нет.
Принимая во внимание, что распоряжение главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании истцов нуждающимися в жилых помещениях было принято без учета изложенных выше обстоятельств, суд считает, что администрацией <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ принято правильное решение о снятии административных истцов с учета нуждающихся. Следовательно, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ст.ст. 176, 178 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 289-290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО6, ФИО7 к администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета семьи в составе из пяти человек: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 незаконным и его отмене, обязании администрацию <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики восстановить в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в составе семьи из пяти человек, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Алексеева
Мотивированное решение составлено 21 августа 2016 года.