Дело № 2-368,2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
гор. Кирс 10 августа 2017 года
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Шилоносовой Т.П., при секретаре Карповой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области гражданское дело по иску прокурора Верхнекамского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» об обязании не запрещать эксплуатацию энергоустановок, возобновить подачу электрической энергии,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Верхнекамского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» об обязании не запрещать эксплуатацию электроустановок, возобновить подачу электрической энергии в здание общественной бани, расположенной по адресу <адрес>. В обосновании своих требований указывает, что прокуратурой Верхнекамского района проведена проверка по обращению жителей Лесного городского поселения по факту направления уведомления об ограничении подачи электроэнергии здания бани, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве аренды ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес>. В ходе проверки установлено, что согласно договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лесного городского поселения ООО «ЖКХ «Ресурс» предоставлено на праве аренды здание бани, назначение: коммунально-бытовое, общая площадь 761,6 кв.м, кадастровый номер №, расположенной по адресу: <адрес>. Срок действия договора составляет 3 года с момента заключения договора, указанный объект является социально-значимым объектом на территории Лесного городского поселения, численность посещаемых указанную выше баню составляет от 80 до 90 человек в неделю.
На территории Лесного городского поселения отсутствует централизованное горячее водоснабжение, а также в части многоквартирных
домов душевые и ванные комнаты, в связи с чем, жители Лесного городского поселения не имеют иной возможности помывки, кроме как посещения указанной выше бани.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес> (потребитель) и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения №, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с приложением № к указанному договору среди объектов, по которым производится распределение электрической энергии абонента ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес>, являются котельные, а также согласно подпункту 12 - баня, расположенная по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес> направлено уведомление №, в котором указано о введении ограничения подачи электроэнергии путем отключения бани, расположенной по адресу: <адрес>, с 11 часов ДД.ММ.ГГГГ в связи с имеющейся задолженностью по оплате потребленной электроэнергии.
Действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по ограничению подачи электроэнергии путем отключения бани, являются незаконными и грубо нарушают права и законные интересы граждан, добросовестно оплачивающих услуги посещения бани, поскольку в Лесном городском поселении отсутствует централизованная подача горячей воды. Баней в поселке пользуются значительное количество жителей. Энергоснабжающей организации известно, что баня является социально-значимым объектом и служит для помывки людей. Ограничение подачи электроэнергии может привести к социальной напряженности, возникновению угрозы жизни и здоровья людей, нарушению их конституционных и гражданских прав, в частности права на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека.
Отсутствие условий возможности использования общественной бани населением для помывки создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, в том числе педикулезом, кожных и других заболеваний.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ на теплоснабжение, водоснабжение и принятие сточных вод, заключенному ООО «ЖКХ «Ресурс» с МУП УК ЖКХ <адрес>, ООО «ЖКХ «Ресурс» предоставляет услуги по надлежащей эксплуатации и функционированию системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отпускает и подает тепловую энергию на отопление в соответствии с показателями качества, а также в соответствии с графиком температур сетевой воды, а МУП УК ЖКХ <адрес> оплачивает представленные услуги.
Задолженность по указанному договору составляет 11728057,96 рублей, иной значительной просроченной дебиторской задолженности ООО «ЖКХ «Ресурс» не имеет, что подтверждается справкой о размере дебиторской задолженности. Кроме того, организацией направлено заявление о включении задолженности в реестр требований кредиторов, поскольку МУП УК ЖКХ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ находится в стадии ликвидации.
В соответствии с п. 2.1 агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного МУП УК ЖКХ <адрес> с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обязуется от своего имени совершать действия по организации расчетов с потребителями по оплате коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, по ведению претензионно-исковой работы по взысканию дебиторской задолженности с потребителей.
Согласно п. 3.1.8.1 указанного договора ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» из платежей за коммунальные услуги, поставляемые ООО «ЖКХ «Ресурс» удерживать 10% на договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, 90% обязуется перечислять в ООО «ЖКХ «Ресурс» на специальный банковский счет, за минусом вознаграждения. Таким образом, бездействие ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по взысканию не в полном объеме дебиторской задолженности МУП УК ЖКХ <адрес> по агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ явилось одной из причин не полной оплаты ООО «ЖКХ «Ресурс» задолженности за электроэнергию, поскольку задолженность МУП УК ЖКХ <адрес> перед ООО «ЖКХ «Ресурс» составляет 11728057,96 рублей, данных средств достаточно для погашения большей части задолженности перед ООО «ЭнергосбыТ Плюс», поскольку она составляет 12641843,50 рублей. Кроме того, ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес> лишено технической возможности, как для выработки электрической энергии, так и ее передачи.
ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», занимая доминирующее положение на рынке услуг электроснабжения и прекращая поставку электроэнергии, применило такой способ защиты своих прав, который привел к нарушению прав добросовестных потребителей, не имеющих возможности получить указанную услугу иным способом. ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» имело возможность защитить свои права иным способом, без прекращения поставки электроэнергии.
Таким образом, прекращение электроснабжении общественной бани, расположенной по адресу: <адрес> нарушает санитарно- эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию бани, что как следствие влечет приостановление ее эксплуатации в соответствии с положениями действующего законодательства. Отсутствие условий возможности использования общественной бани населением для помывки создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, в том числе педикулеза, кожных и иных заболеваний.
В судебном заседании заместитель прокурора Верхнекамского района, Кузнецов И.И. уточнил исковые требования, просит суд обязать ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» возобновить подачу электроэнергии здание общественной бани, расположенной по адресу <адрес>, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель ответчика - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в судебное заседание не прибыл, с требованиями искового заявления ответчик не согласны. В письменном отзыве указав, что действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» соответствуют законодательству РФ и условиям договора энергоснабжения.ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и обществом с ограниченной ответственностью «ЖКХ «Ресурс» <адрес> заключен договор энергоснабжения № (далее - Договор). ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» надлежащим образом исполняло свои обязательства перед ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес>, а ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес> нарушает обязанность по оплате потребленной электроэнергии.По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес> имело задолженность перед ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме 12 607 517,30 руб. (копия акта сверки задолженности прилагается).По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность составила 13 509 252,14 руб.
Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей не предоставленному исполнению.
В соответствии с п. 1 ст. 546 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК РФ. В силу ст. 523 ГК РФ такой односторонний отказ от исполнения договора допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон, в том числе и в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товара.
Таким образом, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» вправе отказаться от исполнения договора электроснабжения.
В соответствии с п. 2 указанных Правил № 442 от 04.05.2012г, ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
Согласно пункту 18 Правил № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению к указанным выше Правилам, частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
Приложение к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии содержит Перечень категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Общественные бани в указанный перечень не включены.
Согласно пункту 2.1.2 договора энергоснабжения, заключенного с ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес>, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» вправе ввести ограничение режима потребления электрической энергии в порядке, определенном в соответствии с законодательством РФ и договором.
Таким образом, ограничение режима потребления электроэнергии общественной бани, расположенной по адресу: <адрес>, связи с наличием задолженности по ее оплате произведено ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в рамках действующего законодательства РФ и условий договора энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ
Нормы Федерального закона «О защите прав потребителей» № от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат применению к отношениям между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес>.
ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» является продавцом электроэнергии, реализующим ее ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес> и не состоит в договорных отношениях с гражданами, пользующимися услугами бани. ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» поставляет электроэнергию юридическому лицу ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес>, с которым в рамках заключенного договора электроснабжения осуществляются расчеты за поставленную электроэнергию. Таким образом, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не участвует в предоставлении населению услуг общественной бани.
Отношения между гражданами и ООО «ЖКХ «Ресурс» по предоставлению услуг по помывке регулируются положениями гражданского законодательства, в частности, ст. 426 и ст. 779 Гражданского кодекса РФ.
Действия по ограничению электроснабжения общественной бани, не нарушают нормы ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ. Ссылка Прокурора Верхнекамского района Кировской области на нарушение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ является необоснованной.В указанном ФЗ установлено право граждан на благоприятную среду обитания, по данному праву законодатель корреспондирует обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять требования санитарного законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ст. 11). Таким образом, требования касающиеся, в частности, предоставления услуг общественной бани обязательны только для тех организаций, которые осуществляют данный вид деятельности, т.е. ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес>.
Ограничение подачи электроэнергии связано с недобросовестностью ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес>, которое несет обязанность по надлежащему содержанию общественной бани в <адрес>.
Между МКУ Администрацией Лесного городского поселения Верхнекамского района Кировской области (Арендодатель) и ООО «ЖКХ» Ресурс» <адрес> (Арендатор) заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение, пользование здания бани по адресу: <адрес>.
В силу п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
На основании изложенного, просит в иске прокурору Верхнекамского района отказать.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в <адрес>, в судебное заседание не прибыл, просит дело рассмотреть без участия его представителя, в письменном отзыве указал, что требования прокурора Верхнекамского района поддерживает в полном объеме. Считают невозможным отключение от электроэнергии общественной бани по адресу Верхнекамский район, <адрес> ООО «ЖКХ «Ресурс», так как будут нарушены санитарно- эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию бани, что повлечет приостановление ее эксплуатации согласно действующего законодательства. Отсутствие условий возможности использования общественной бани населением для помывки создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, в том числе педикулезом, кожных и других заболеваний.
Представитель ООО «ЖКХ Ресурс» <адрес> в судебное заседание не прибыл, извещены надлежащим образом, письменного отзыва не предоставили.
Представитель МУП УК ЖКХ <адрес> в судебное заседание не прибыл, извещены надлежащим образом, письменного отзыва не предоставили.
Администрация Лесного городского поселения исковые требования прокурора района поддерживает, просят дело рассмотреть без участия представителя администрации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.1 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с т п.1 ст.10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52- ФЗ от 30.03.1999г.(далее Закон) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Часть 1 ст. 24 Закона устанавливает, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно СанПиН 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2013 N 70, устанавлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех видов общественных бань и саун (далее - бани). Согласно п.п. 2.4, 2.7, 2.8, 3.8 СанПиН 2.1.2.3150-13, здания бань оборудуются системами горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции. Для достижения оптимальных параметров микроклимата допускается устройство систем кондиционирования. Системы водоснабжения бань должны обеспечивать бесперебойную подачу холодной и горячей воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и горячего водоснабжения. Освещение помещений бань должно соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. В помещениях бань должны поддерживаться следующие параметры микроклимата: в раздевальной - температура воздуха 25 - 28°С, в мыльной - не ниже 25°С.
В соответствии с ч. 1 ст. 540 ГК РФ гражданин, использующий коммунальные услуги для бытовых нужд, становится абонентом энергоснабжающей организации вне зависимости от наличия письменного договора. Такой договор считается заключенным на неопределённый срок и в соответствии со ст. 546 ГК РФ не может быть изменен или расторгнут вследствие одностороннего отказа энергоснабжающей организации от исполнения договора в отношении потребителей граждан.В силу п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с договором электроснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес> ответчик обязуется подавать покупателю (Потребитель) электрическую энергию (мощность), в сроки и на условиях, предусмотренных договором, а «Потребитель» обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (л.д. 23-31). Поставка электроэнергии по настоящему договору осуществляется по тем точкам поставки, которые указаны в Приложении к договору. (ст.32-37). Условиями договора предусмотрена обязанность потребителя оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии в порядке, установленном договором.
Однако в нарушение условий договора за потребителем образовалась задолженность перед ОАО "ЭнергосбыТ Плюс» за потребленную электроэнергию, в связи с чем, последним направлено уведомление от 08.06.2017г об ограничении режима потребления электроэнергии. Из указанного уведомления следует, что в случае непогашения задолженности по оплате за электроэнергию в полном объеме до 18.06.2017г, 19.06.2017г будет введено ограничение режима потребления электроэнергии путем отключения бани, расположенной по адресу <адрес>, а с 11 часов 23.06.2017г будет введено полное ограничение режима потребления электрической энергии. Подача электрической энергии будет произведена после оплаты задолженности. ( л.д. 15).
Согласно акта о введении ограничения режима потребления от 23.06.2017г произведено полное отключение бани в связи с неисполнением обязательства по оплате электрической энергии. (л.д. 80).
Суд, изучив материалы дела, обстоятельства данного спора, приходит к выводу о нарушении ответчиком Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, а также прав и интересов иных лиц.
Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила), которые устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.
В соответствии с п.8 Правил, если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, то такое лицо обязано обеспечить поставку электрической энергии таким потребителям без ограничения режима их потребления, в том числе обеспечить подачу электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления по соглашению с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и уведомить об этом инициатора введения ограничения до даты и времени введения в его. отношении ограничения режима потребления.
До реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления, ограничение режима потребления не вводится.
По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно- энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.
Исходя из положений п. 18 указанных Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
При этом приложение к настоящим Правилам определяет категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экологическим, экономическим и социальным последствиям.
Согласно п. п. 1, 2 данного Приложения не допускается введение ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони в отношении медицинских учреждений, а также организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов - в отношении этих объектов.
Согласно справки, на объекте Баня по адресу <адрес> отсутствует резервный источник питания электроэнергии. Предоставлять услуги населению по помывке населения без электроэнергии социальный объект-Баня, не может.(л.д.45, 115).
Согласно справки Администрации Лесного городского поселения Верхнекамского района, на территории Лесного городского поселения отсутствует центральное горячее водоснабжение. (л.д.47).
Согласно обращения жителей <адрес> в прокуратуру Верхнекамского района, с 18.06.2017г отключили электроснабжение в Бане, расположенной в <адрес>, в связи с чем Баня прекратила свою работу. В населенном пункте нет горячего водоснабжения, половина домов не оборудована ваннами и душевыми. Баня является единственным местом, где можно нормально помыться, если отключат электроэнергию и баня перестанет работать, это приведет к распространению заболеваний на территории поселения. (л.д. 67).
Согласно справки от 19.06.2017г №, численность жителей посещающих общественную баню <адрес> составляет от 80-90 человек в неделю. (л.д.42).
Согласно договору от 14.10.2015г, МУП «УК ЖКХ <адрес>» и ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес>» и МУП «УК ЖКХ <адрес>» заключили договор на теплоснабжение, водоснабжение и принятие сточных вод. (л.д.7-10).
Из обращения ООО «ЖКХ «Ресурс» следует, что Баня в <адрес> является социально-значимым объектом, прекращение подачи электроэнергии в баню может повлечь за собой опасность для жизни людей. (л.д.14).
Дебиторская задолженность по состоянию на 20.06.2017г ООО «ЖКХ «Ресурс» составила 15 835 642.98 рублей. Кредиторская задолженность на 20.06.2017г ООО «ЖКХ «Ресурс» составила13712165.54 руб. (л.д.16,17).
Согласно агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между МУП «УК ЖКХ <адрес>» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», агент от своего имени, но за счет Принципала совершать, а Принципал принимать и оплачивать действия по организации расчетов по ведению претензионно-исковой работы, по ограничению, приостановлению предоставления коммунальных услуг по энергоснабжению и по заключению и исполнению договоров.(л.д.18-22).
Согласно договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, МКУ администрация Лесного городского поселения передает в аренду ООО «ЖКХ «Ресурс» здание бани, расположенной в <адрес>.(л.д.38-41).
Согласно справки от 19.06.2017г №, Баня, расположенная в <адрес>, является социально-значимым объектом на территории Лесного городского поселения. (л.д.43).
Из сведений по услугам Бани, следует, что за 10 месяцев с 01.09.2016г по 20.06.2017г за услуги бани собрано 393.84 тыс. рублей, что в среднем за месяц составляет 39.4 тыс. рублей. (л.д.44).
Согласно заключению ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в <адрес>, считают невозможным отключением от электроэнергии общественной бани в <адрес>, так как будут нарушены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию бани, что повлечет приостановление ее эксплуатации. Отсутствие условий для помывки, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, в том числе кожных и других заболеваний.(л.д.66).
Таким образом, в суде установлено, что ООО «ЖКХ «Ресурс» <адрес> лишено технической возможности для выработки электроэнергии и ее передаче. ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» занимая доминирующее положение на рынке услуг электроснабжения и прекращения поставки электроэнергии, применило такой способ защиты своих прав, который привел к нарушению прав добросовестных потребителей, которые не могут иным способом получить услугу. Работа бани без подачи электроэнергии невозможна.
При закрытии бани будут нарушены права граждан, предусмотренные ст.4 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» на получение услуг установленного качества, безопасных для жизни и здоровья граждан.
Также будут нарушены права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, гарантированные ст. 42 Конституции РФ и закрепленные ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, что подтверждается заключением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в <адрес>.
Отсутствие подачи электроэнергии на здание бани может привести к чрезвычайной ситуации в <адрес>. Будут нарушены конституционные права граждан.
Довод прокурора о том, что ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» является единственным поставщиком электроэнергии в <адрес> и занимает по сути монопольное положение на рынке продажи электроэнергии, иных источников электроэнергии ООО « ЖКХ «Ресурс» не имеет, ответчиком не опровергается.
Соответственно, действия ответчика полностью ограничившего подачу электроэнергии на здание Бани <адрес> судом расцениваются как злоупотребление правом в иных формах и доминирующим положением на рынке.
Взаимоотношения ответчика с его контрагентами по заключенным договорам, в том числе наличие у ООО "ЖКХ «Ресурс" <адрес> задолженности по оплате приобретенной электрической энергии, не могут служить законным основанием для нарушения прав граждан.
В соответствии со ст. 9 Федерального Закона РФ от 26 января 1996 г. № 15- ФЗ «О введение в действие части второй Гражданского Кодекса РФ» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий и приобретающий услуги для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Федеральным Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
В силу Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 потребитель - это гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Следовательно, потребителем является не только то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с продавцом, но и то, которое использует товар, работу, услугу для определенных законом целей.
Статья 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя предоставить потребителю услугу, соответствующую по качеству, требованиям, предусмотренным законами или в установленном ими порядке.
Электроэнергия является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в баню <адрес>, который является социально - значимым объектам, прекращение подачи исключает возможность обеспечения населения <адрес> помывкой, чем создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и других массовых заболеваний, иных тяжелых последствий.
Кроме того, судом учитывается, что федеральным законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты лиц, которые не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.
Действия ответчика по прекращению поставки электроэнергии в здание бани <адрес>, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
Также следует отметить, что в силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 121 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Таким образом, указанными нормами закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Исходя из смысла приведенных норм, поскольку права добросовестных потребителей не должны нарушаться, в противном случае нормативные акты, нарушающие права граждан противоречат положению ст. 46 Конституции Российской Федерации, суд делает вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Поскольку замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для здоровья неопределенного круга лиц, жителей <адрес> городского поселения, суд считает возможным в соответствии со ст. 212 ГПК обратить решение к немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход МО «Верхнекамский район» в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Верхнекамского района в интересах неопределенного круга удовлетворить.
Обязать ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» возобновить подачу электроэнергии в здание общественной бани, расположенной по адресу <адрес>
Обратить решение к немедленному исполнению.
Взыскать с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» госпошлину в размере 300 рублей в доход муниципального образования «Верхнекамский район».
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 14.08.2016 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в мотивированном виде, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.
Федеральный судья Т.П.Шилоносова.