дело № 5-77/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пос. Первомайский 29 сентября 2017 года
Судья Первомайского районного суда Оренбургской области Стройкина Д.Р.
при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении по ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области Козлова А.И.
УСТАНОВИЛ:
В Первомайский районный суд Оренбургской области для рассмотрения поступило дело об административном правонарушении по ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области Козлова А.И.
При подготовке данного дела к рассмотрению было установлено, что указанное дело подлежит возращению прокурору Первомайского района Оренбургской области.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> года и.о. прокурора Первомайского района Оренбургской области в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области Козлова А.И. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Согласно ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса, рассматривается судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 рассматривается судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела, перечисленные в данной норме, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года (вопрос № 10), в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года (вопрос № 7), где разъяснено применение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при схожих правоотношениях, в отношении перечисленных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ составов возможность отнесения их рассмотрения к компетенции суда поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.
В ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ предусматривается, что административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Часть 3 ст. 23.1 КоАП РФ относит к подсудности районных судов дела об административных правонарушениях, за которые может быть назначено наказание в виде дисквалификации.
По общему правилу, передача дела об административном правонарушении на рассмотрение судьи не требует принятия какого-либо специального решения и оформляется простым сопроводительным письмом. Исключение из этого правила составляют дела об административных правонарушениях, перечисленные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, которые направляются в суд на основании определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело. Такое определение выносится в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения.
Согласно положениям ст. 23.7.1 и ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, рассматривают органы, исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, судьями дела данной категории рассматриваются в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судьи.
Таким образом, именно указанным в ч. 1 ст. 23.7, ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ административным органам предоставлено право решать вопрос о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение судье, о чем должно быть вынесено соответствующее определение.
Исходя из изложенного, следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, подведомственно судье районного суда только при наличии определения должностного лица о передаче дела судье, вынесенного в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, постановление о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Козлова А.И., исполняющим обязанности прокурора Первомайского района Оренбургской области в нарушение указанных требований закона и положений ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ не было направлено в орган, уполномоченный рассматривать дела данной категории, и которому предоставлено право передать дело на рассмотрение судье, а было непосредственно направлено для рассмотрения в Первомайский районный суд Оренбургской области.
Направление прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, указанном в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, непосредственно в Первомайский районный суд является существенным нарушением процессуальных требований, а именно - подведомственности рассмотрения дела.
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела (ст. 29.1 КоАП РФ).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Вместе с тем, исходя из положений ст. 23.7 и ст. 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.14 - 15.15.16 данного Кодекса, в пределах своих полномочий.
В данном случае пределы бюджетных полномочий федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ограничиваются рассмотрением дел об административных правонарушениях в отношении средств федерального бюджета и бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Указом Президента РФ "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" от 02 февраля 2016 года N 41 постановлено упразднить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, передать функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в том числе, по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере - Федеральному казначейству. Указано на непрерывность осуществления передаваемых функций упраздняемой службы.
В соответствии с Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; за расходованием средств федерального бюджета.
Указом Губернатора Оренбургской области от 29.11.2013 N 1027-ук "Об утверждении положения, структуры и численности министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области" предусмотрено, что основными задачами Министерства являются: обеспечение внутреннего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере Оренбургской области в пределах компетенции Министерства
Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, в отношении местных бюджетов, органам внутреннего государственного финансового контроля не предоставлены.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении Козлову А.И. вменяется в вину нарушение требований бюджетного законодательства при расходование межбюджетных трансфертов, выделенных из бюджета муниципального образования <данные изъяты> район на реализацию переданных полномочий по организации дошкольного образования в границах сельского поселения.
Учитывая, что в настоящее время орган, полномочный рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, в отношении местных бюджетов, не определен, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Козлова а.И. о нарушении ст. 15.14 КоАП РФ в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, подлежит возвращению прокурору Первомайского района Оренбургской области.
Руководствуясь ст. 29.1 и п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области Козлова А.И. о нарушении ст. 15.14 КоАП РФ возвратить прокурору Первомайского района Оренбургской области.
Настоящее определение может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Первомайский районный суд Оренбургской области.
Судья Д.Р. Стройкина