Судья Магомедов У.М.
Дело № 33-5178-19 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 05 сентября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Сатыбалова С.К.,
при секретаре судебного заседания Юсупове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Амиралиевой З.Р. по доверенности Магомедова И.З. на решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 28 июня 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Амирилаевой З. Р. к ООО «Сокол» об обязании заключить договор субаренды, - отказать»
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителей истца Амирилаевой З.Р. - Магомедова И.З. и Ханапиева М.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Амирилаева З.Р. обратилась в суд с иском к ООО «Сокол» об обязательстве заключения договора субаренды, в обоснование своих требований указала, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.07.2018г., она является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 05:43:000370:98, расположенного по адресу: РД, <адрес>.
На ее заявление в администрацию о предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного под объектом недвижимости, принадлежащим ей на праве собственности, ей было предложено обратиться в ООО «Сокол» для заключения договора субаренды земельного участка под нежилым зданием в установленном законом порядке. По смыслу ст. 35 ЗК РФ, лицо осуществляющее право собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением.
В соответствии со ст. 22 ЗК РФ передача прав на аренду земельных участков, находящихся под зданием (сооружением), принадлежащих третьим лицам, не противоречит законодательству и представляется возможным. В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В ООО «Сокол» было направлено письмо с соответствующим заявлением, где она просила предоставить в субаренду земельный участок, расположенный под объектом недвижимости, принадлежащим ей на праве собственности. Директор ООО «Сокол» Магомедов И.Б. отказался от получения письма, что подтверждается копией конверта с соответствующей отметкой. В соответствии с п.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Просит суд обязать администрацию ООО «Сокол» в лице директора рынка Магомедова И. Б. заключить с ней договор субаренды земельного участка, находящееся под объектом недвижимости с кадастровым номером 05:43:000370:98, расположенного по адресу: РД, <адрес>.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Амиралиевой З.Р. по доверенности Магомедова И.З. ставится вопрос об отмене решения как незаконного.
В обоснование жалобы указывает, что суд не принял во внимание письмо от 28.08.2018г. №32, где председатель МКУ «Горкомимущество» Ахмедов М.А. на заявление Амирилаевой З.Р. о передаче земельного участка в аренду, находящегося под нежилым зданием, принадлежащим ей на праве собственности, предложил обратиться в ООО «Сокол» для заключения договора субаренды в установленном законом порядке.
Арендодатель (Муниципальное образование «город Кизляр») не был против заключения договора аренды между ООО «Сокол» и Амирилаевой З.Р., с соблюдением процедуры, предусмотренного законодательством.
В соответствии со ст. 22 ЗК РФ передача прав на аренду земельных участков, находящееся под зданием (сооружением), принадлежащих третьим лицам, не противоречит законодательству и представляется возможным.
По смыслу ст. 35 ЗК РФ, лицо осуществляющее право собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке приобретает право наиспользование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением.
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на такое земельных участках.
Далее к дополнениям на апелляционную жалобу, апеллянт указывает, что в материалах дела имеется договор аренды земельного участка от 30.05.2018г. №40 кад. № 05:43:000370:55, заключенный между МКУ «Комитет по управлению имуществом города Кизляр» и ООО «Сокол» в лице директора Магомедова И.Б., расположенного по адресу: РД, <адрес> «Б».
Договор заключен сроком от 01.03.2017г. по 01.03.2022г., согласно п.2.1 договора отношения между сторонами возникают с 01.03.2017г.
Согласно п.4.3.2 договора арендатор имеет право сдавать Участок в субаренду с согласия Арендодателя.
В возражениях на апелляционную жалобу директор ООО «Сокол» Магомедов И.Б. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
ООО «Сокол» и Администрация г.Кизляра извещены надлежаще, своих представителей не направили, в письмах в адрес судебной коллегии просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц..
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из ЕГРН от 08.07.2018 года Амирилаева З.Р. является правообладателем нежилого здания, площадью 110, 6 кв.м, расположенного по адресу: РД, г.Кизляр, ул.Набережная, 22.
Амирилаева З.Р. обратилась с заявлением на имя главы МО «город Кизляр» Шувалова А.И., в котором просит предоставить ей в аренду земельный участок, расположенный под объектом недвижимости, принадлежащем ей на праве собственности, расположенном по адресу: РД, <адрес>, на рынке Сокол.
Письмом за № от 28.08.2018 года председатель МКУ «Горкомимущество» Ахмедов М. на заявление Амирилаевой З.Р. сообщил, что земельный участок площадью 4231 кв.м с кадастровым номером 05:43:000370:98, расположенный по адресу: РД, <адрес>, передан в аренду ООО «Сокол». Земельный участок, занимаемый принадлежащим ей зданием, входит в общую арендованную ООО «Сокол» земельную территорию, и передать в аренду не представляется возможным.
Разрешая спор, суд руководствовался следующими нормами закона.
Так, в соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Пунктом 2 ст. 11 ЗК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.
При этом суд первой инстанции исходил и из того, что согласно материалам дела, 30 мая 2018 года между арендодателем МКУ «Комитетом по управлению имуществом <адрес>», выступающего от имени и в интересах муниципального образования «<адрес>», и арендатором ООО «Сокол» заключен договор аренды № земельного участка, согласно которому «Арендодатель» предоставляет, а «Арендатор» принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым №, расположенный по адресу: РД, <адрес> б, с видом разрешенного использования «рынки», общей площадью 4231 кв.м.
Согласно акту приема-передачи земельного участка от 30.05.2018 г. ООО «Сокол» принял в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 05:43:000370:55 находящийся по адресу <адрес> «б», с видом разрешённого использования «Рынки» общей площадью 4231 кв.м.
В соответствии с п.2.1 условия Договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами с 01.03.2017 года, договор заключен на срок до 01.03.2022 года.
Пунктом 4.3.2 заключенного между МКУ «Комитетом по управлению имуществом города Кизляра» и ООО «Сокол» договора аренды земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 05:43:000370:55 находящегося по адресу <адрес> «б», с видом разрешённого использования «Рынки» общей площадью 4231 кв.м. предусмотрено, что арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам при заключении договора на срок более 5 лет.
Суд свой отказ в иске обосновал тем, что названный договор аренды земельного участка от <дата> №, содержит условия об обязанности арендатора получать согласие собственников земельного участка, для передачи земельного участка в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам при заключении договора на срок более 5 лет, как следует из материалов дела указанный договор заключён на 5 лет.
Исходя из того, что Муниципальное образование «город Кизляр» согласия на сдачу арендованного ООО «Сокол» земельного участка в субаренду истцу не давал, в связи с чем, по мнению суда, ООО «Сокол» неправомочен распоряжаться земельным участком и сдавать его в субаренду.
Суд в своих выводах также указал о том, что истцом какие-либо доказательства, свидетельствующие о получении арендатором ООО «Сокол» согласия арендодателя муниципального образования «город Кизляр» на передачу ему субаренду земельного участка не представлено, передача неделимого земельного участка в субаренду исключает принцип сохранения целевого использования земельного участка, кроме того передавать часть арендованного земельного участка в субаренду собственникам является правом арендатора, а не его обязанностью,
Действительно, исключительное право на приобретение участков в собственность имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Данное правило предусмотрено п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ, а также было предусмотрено и ранее действовавшей ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Земельный участок, о предоставлении которого просит истец, в соответствии с требованиями земельного законодательства не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, то есть как объект недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи не существует.
Положения п. 4 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона подлежат применению во взаимосвязи с положениями п. 1, 2 ст. 15 Земельного кодекса.
Кроме того, истцом не поставлен вопрос о признании незаконным отказа ответчика в предоставлении земельного участка в субаренду, не указан срок, на который она просит предоставить земельный участок в аренду, поскольку общий земельный участок предоставлен ООО «Сокол» в аренду сроком на 5 лет.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда первой инстанции не опровергли. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия оснований к отмене постановленного по делу решения не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 28 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: