<данные изъяты> № 2-1205 /2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Надым 25.09.2019
Надымский городской суд ЯНАО в составе: председательствующего судьи Кузнецовой И.Е. при секретаре Тархановой Ю.И., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Якуничева ИА к ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» об оспаривании отказа в предоставлении медицинской документации, обязании предоставить документы, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об оспаривании отказа в предоставлении медицинской документации, обязании предоставить документы, позднее дополнил иск требованием о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что на его заявление от *дата* в предоставлении ряда медицинских документов ему было отказано ответом главного врача ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» Калиберда Н.И. от 26.07.2019 № 6597. В заявлении и.о.заведующей участковой больницы п.Пангоды <данные изъяты> от 24.07.2019 при регистрации его очередного заявления о предоставлении медицинской документации ему в устной форме было разъяснено, что документы внутреннего характера медучреждения запрашиваются только через органы прокуратуры, в связи с этим появилась необходимость обратиться в прокуратуру ЯНАО о предстоящем нарушении его права на получение информации. Вся информация, запрошенная им, необходима для оспаривания действий (бездействия) врача, врачей ЦРБ, доказывать в дальнейшем при необходимости их предвзятое отношение к его состоянию здоровья, что подтверждается случаем, когда врач-невролог участковой больницы п.Пангоды несвоевременно диагностировал его полное заболевание, а лишь частично. Со ссылкой на присутствие предмета спора в другом судебном разбирательстве по вопросу действия (бездействия) врачей ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» и в случае необходимости информация, к доступу которой ему отказали, фигурировала бы в судебном процессе. Просил признать отказ ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» в предоставлении ему информации незаконным, обязать медучреждение предоставить ему надлежащим образом заверенные копии: акта внутреннего контроля качества на трех листах, акта служебного расследования на двух листах, объяснительной <данные изъяты> на трех листах, пояснительной записки <данные изъяты> на одном листе, пояснительной записки <данные изъяты> на одном листе, акта об отказе его, истца, выразить согласие или отказ, составленным <данные изъяты> акта об отказе Якуничева И.А. выразить согласие или отказ, составленным врачебной комиссией ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ». Позднее дополнил иск требованием о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в виде 1 (одного) рубля, также сумму расходов за сделанные ксерокопии документов 1160+520рублей.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» Попова Т.С. в судебном заседании против иска возражала, пояснила, что вся медицинская документация, отражающая состояние его здоровья, выписки из нее и др. были истцу предоставлены в полном объеме, с выводами актов внутреннего контроля качества и результатах служебного расследования истец также ознакомлен и проинформирован Департаментом здравоохранения по ЯНАО, что подтверждается копией письма, представленного им в материалы дела, запрашиваемые истцом документы в виде непосредственно акта внутреннего контроля качества медпомощи, акта служебного расследования, объяснительные и пояснительные сотрудников медучреждения относятся к документам внутреннего пользования, содержат персональные данные работников, находящихся в трудовых отношениях с медучреждением, при этом трудовое законодательство возлагает на работодателя обязанность защиты персональных данных работников, акты о согласии/несогласии истца от медпомощи и прохождения врачебной комиссии истец у главного врача ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» не запрашивал, при этом именно главный врач является полномочным на предоставление истребуемой документации лицом. Просила в иске отказать.
Представитель Департамента здравоохранения по ЯНАО, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, пояснений по существу спора не представил.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно п.3 Указа Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 (ред. от 01.09.2000) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается: в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан; в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец является пациентом участковой больницы п.Пангоды ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ», амбулаторная карта заведена в мае 2019, прикреплен к участковой больнице 29.05.2019, *дата* впервые обратился на прием к врачу неврологу, был осмотрен несколько раз врачами неврологом, терапевтом, хирургом и др. Одновременно с 2011г. заведена амбулаторная карта в ПНДО ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ». При этом первоначально истец обратился к главному врачу ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» Калиберда Н.И. 30.01.2019 со ссылкой на некачественное оказание ему медицинской помощи врачами <данные изъяты>. и <данные изъяты> в период с 2013 по 2015, просил дать ему ответ на то, каким образом проводится стационарное обследование и лечение в поликлинике остиосинтеза и спондилодеза в отделе позвоночника, т.е. непосредственно сама методика проведения таких видов работ и разрешение на их проведение. Позднее истец многократно обращался с различными жалобами на некачественное медобслуживание в разные учреждения – Росздравнадзор, Департамент здравоохранения ЯНАО, Администрацию МО п.Пангоды, Аппарат Губернатора ЯНАО, прокуратуру ЯНАО, Правительство ЯНАО, Президенту РФ. Исходя из представленных в деле документов, полные и развернутые ответы на запрошенные истцом сведения были предоставлены, также неоднократно.
Из ответа Департамента здравоохранения ЯНАО от 23.07.2019 № 1801-18-01/2622 в адрес истца следует, что по обращению истца, поступившему в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, переадресованное в Правительство ЯНАО, далее в департамент здравоохранения ЯНАО, в части компетенции, по различным вопросам, сообщено, помимо прочего, по вопросу качества предоставленной истцу медуслуги врачом-неврологом Пангодинской участковой больницы. Так, в частности, из ответа следует, что заместителем главного врача по клинико-экспертной работе ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» <данные изъяты>. и врачом-терапевтом отделения контроля качества и безопасности медицинской помощи <данные изъяты> проведен внутренний контроль качества оказанной истцу медпомощи за период с 11 по 20 июня 2019, в ходе экспертизы установлены определенные недостатки, которые отражены в указанном ответе полно и развернуто.
Также в деле представлено истцом в копии сопроводительное письмо ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» в адрес Департамента здравоохранения ЯНАО от 26.06.2019, из которого следует, что при направлении материалов по обращению истца направлены в приложении: амбулаторная карта пациента; акт внутреннего контроля качества; акт служебного расследования; объяснительная <данные изъяты>.; пояснительная записка <данные изъяты>.; пояснительная записка <данные изъяты> рентгенологический снимок.
Также в материалах дела представлено заявление истца главному врачу ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» от 18.07.2019, в котором истец просит предоставить ему указанные в обращении к директору Департамента - акт внутреннего контроля качества; акт служебного расследования; объяснительная <данные изъяты> пояснительная записка <данные изъяты>.; пояснительная записка <данные изъяты>
На запрос истца 24.07.2019 ответчиком отказано в предоставлении запрошенных документов со ссылкой на отнесение этих документов к внутренним документам учреждения.
В силу ст.22 федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
В силу ч.2 той же статьи, информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.
В силу ч.4 той же статьи, пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
В силу ч.5 той же статьи, пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Также статья 23 закона предусматривает право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, копии медицинских карт истцом получены, что удостоверено его подписью в оригиналах карты и вкладыша в нее.
Таким образом, суд находит выполненной со стороны ответчика как междучеждения возложенной на него законом обязанности по предоставлению необходимой пациенту информации, касающейся состояния его здоровья, исходя из имеющейся в учреждении медицинской документации в отношении истца, также надлежащим образом заверенные меддокументы в полном объеме истцом получены.
В силу ст.5 федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, помимо прочего, знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
В силу ст.8 федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
4. Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
В силу ст.9 того же закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (2). Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (9).
При этом Глава 14 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает на работодателя, каковым в данном споре является ответчик – медучреждение, по отношению к своим работникам – врачам, обязанность по защите персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты.
Таким образом, суд приходит к обоснованному и подтвержденному совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств и анализом правовых норм выводу, что ответчиком обоснованно отказано в предоставлении истцу запрошенных им документов, а именно - акт внутреннего контроля качества; акт служебного расследования; объяснительная <данные изъяты>; пояснительная записка <данные изъяты> пояснительная записка <данные изъяты> поскольку эти документы не содержат сведений о состоянии здоровья истца, поскольку сведения о состоянии здоровья истца содержатся только в медицинской документации, копии которой истцу были предоставлены. Также с результатами служебного расследования истец ознакомлен Департаментом здравоохранения ЯНАО.
Запрошенные истцом у ответчика документы относятся к внутренним документам медучреждения, полученным им у своих работников в рамках проверки им исполнения работниками служебных обязанностей, при этом содержат их персональные данные, защита которых законом возложена на работодателя. Исходя же из заявления истца от 18.07.2019, акты его об отказе выразить согласие либо отказ его выразить согласие, составленные врачебной комиссией ответчика, им не запрашивались, ввиду этого отказ ответчика в предоставлении этих актов в деле не представлен.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения иска суд не находит оснований и для взыскания компенсации морального вреда, поскольку нарушение прав истца на получение предусмотренной законом информации в судебном заседании не установлено.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30.09.2019
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░____________________
░░░░░░░/░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░: 30.09.2019
░░░░░░░░░ ░░░░░░░/░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-1205 /2019
(░░░ 89RS0003-01-2019-001638-27) ░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.