Дело №2-7215/19 132г
24rs0041-01-2019-005341-72
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2020 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего Майко П.А.
при секретаре Кистанова А.С.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Радионов С.М. к администрации города Красноярска. о возмещении материального ущерба, причиненного при дорожно-транспортном происшествии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд, с данным иском, в котором с учетом уточнений, указывает, что в ходе его движения на автомобиле, он на автомобиле упал в не огороженную и не выделенную яму, которая превышала допустимые ГОСТом размеры. В результате данного, его автомобиль получил механические повреждения, на сумму 136830 руб. С целью определения размера ущерба, истец обратился к эксперту, за что уплатил 8000 руб. За эвакуатор, истец уплатил 5500 руб., за извещение виновников ДТП истец уплатил 1048 руб.
Также истец просит взыскать в свою пользу расходы по оплате госпошлины, в размере 4228 руб.
Истец просит рассмотреть иск в свое отсутствие. Представитель истца – Пель М.С., уточненный иск поддержала полностью, указав, что истец не мог избежать ДТП, т.к. яма возникла неожиданно, в условиях плохой видимости. Истец имел право предполагать, что дорога не имеет повреждений. Просит взыскать возмещение ущерба с ответчика, который не предпринял мер к надлежащему содержанию проезжей части дороги.
Остальные участники процесса, ответчик, третьи лица ДГХ Красноярска и МКУ УДИБ Красноярска, не явились, не просили об отложении процесса.
Суд, исследовав материалы дела, установил–
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, направленных на восстановление имущественных прав потерпевшего лица.
Федеральным законом от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (абз. 6 п. 3 ст. 24) предусмотрено, что участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.
В силу ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).
В силу ч. 1, 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Указанные положения гражданского законодательства для взыскания убытков требуют установления совокупности юридических фактов - 1). основания возникновения ответственности в виде возмещения убытков (нарушение договорных обязательств, деликт или действие государственного органа, иное нарушение прав и законных интересов, повлекшее причинение убытков; 2). прямая причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности в виде возмещения убытков, и причиненными убытками; 3). размер убытков (реальных и упущенной выгоды; 4). вина причинителя вреда; 5). характер мер по предотвращению или снижению размера понесенных убытков.
Исходя из этих положений, а также норм гражданского процессуального законодательства (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ), следует, что истец должен доказать наличие ущерба, причинную связь с нарушениями допущенными ответчиком, а ответчик - отсутствие или меньшую степень вины в причинении ущерба.
Частью 1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
На основании ч.2 ст.12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 N "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93, в соответствии с п. которого покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Согласно п. 3.1.2. предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
При этом в силу абзаца 10 главы 1 указанного стандарта в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.
В соответствии с Положением "О департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска", утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2011 г. N 84-р, Департамент обладает правами юридического лица, в функции и задачи которого входит организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, на него возложены функции городского заказчика и технического надзора за текущим содержанием городских дорог.
В соответствии с Регламентом исполнения Департаментом городского хозяйства администрации города муниципальных функций (утвержден Распоряжением администрации г. Красноярска от 14.11.2008 года N 285-р), на Департамент возложена функция в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В рамках указанной функции Департамент организует: реализацию программ по капитальному ремонту и ремонту городских дорог; подготовку необходимых документов для размещения муниципальных заказов на выполнение капитального ремонта и ремонта городских дорог; заключение муниципальных контрактов на выполнение капитального ремонта и ремонта городских дорог; работу комиссии по определению технического состояния городских дорог; работу по проведению капитального ремонта и ремонта городских дорог.
Кроме того, Департамент контролирует: качество капитального ремонта и ремонта городских дорог; со стороны заказчика проведение конкурсных торгов на производство работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог; работу по проведению капитального ремонта и ремонта городских дорог. Департамент проводит мониторинг выполнения договорных обязательств и объемов капитального ремонта и ремонта городских дорог и искусственных сооружений на них, обеспечивает выполнение обязательств Департамента по заключенным муниципальным контрактам в части капитального ремонта и ремонта городских дорог, осуществляет контроль и анализ выполнения договорных обязательств и приемки этапов выполненных работ.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 25.04.2014 г. N 26-гх в целях обеспечения безопасности дорожного движения и организации бесперебойного движения транспортных средств при ремонте и содержании автомобильных дорог местного значения г. Красноярска, обеспечения соответствия состояния дорог при их ремонте и содержании техническим регламентам и иным нормативным актам ответственным за обеспечение ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения г. Красноярска в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных актов, относящихся к обеспечению безопасности дорожной деятельности определено муниципальное казенное учреждение г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Согласно п. 1.10 Устава муниципального казенного учреждения г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", (МКУ "УДИБ") Учреждение выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд полагает установить вину в ДТП, со стороны администрации г.Красноярска и в причинении ущерба и убытков истцу, со стороны администрации г.Красноярска
Согласно административного материала, ДТП с участием машины истца, когда машина наехала на яму, произошло 27.9.2017 года, на участке проезда к дороге от дома 9А по ул. 26 Бакинский Комиссаров Красноярска
Свой вывод суд основывает на том обстоятельстве, что в ходе судебного разбирательства суд не установил факта, возложения со стороны ответчика – администрации Красноярска обязанности на ДГХ или на УДИБ обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии проезжей части и при этом автомобиль истца пострадал, ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей, в части содержания дороги ответчиком. Доказательств заключения договора на обслуживания участка дороги, где произошло ДТП, не предоставил.
В соответствии со справкой ДМИЗО Красноярска, от 4.12.2019 года, место, где произошло ДТП не учитывается в составе муниципального имущества и не учитывается как бесхозяйное имущество.
Аналогичную информацию дал ДГХ Красноярска в письме от 18.12.2019 года № П1313 в адрес истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствие со ст. 56, 67 ГПК РФ, истец является собственником автомобиля ХЁНДАЙ ГЕНЕЗИС г\н У. Данное подтверждено СТС и справкой о ДТП.
Согласно справки о ДТП, схемы ДТП, суд установил, что28.9.2017 года, в 20 часа 40 минут, водитель Радионова М.С., управляя автомобилем ХЁНДАЙ ГЕНЕЗИС г\н У принадлежащем истцу, наехал на препятствие, в виде ямы, размерами 2,9 на 3,1 м, заполненной водой, которое не мог своевременно обнаружить и избежать, в рамках данного ДТП. При этом, водитель утверждает, что яма была заполнена водой
В результате ДТП, автомобиль истца получил следующие повреждения: передний правый диск, правый порог, спущены обе правые шины.
Данное подтвердила сторона истца в суде.
Как видно из схемы ДТП, знаки, предупреждающие об опасном участке дороги или о том, что на участке ведутся ремонтные работы, отсутствовали.
Суд, в ходе процесса, полагает признать отсутствие вины истца в ДТП, отсутствие нарушение им Правил Дорожного Движения, находящихся в прямой причинной связи с ДТП.
Стоимость восстановительного ремонта, принадлежащего истцу транспортного средства, согласно заключения специалиста ООО ОЦЕНЩИК, проведенного по заданию суда, 136830 руб.
Установив указанные обстоятельства, в соответствии с требованиями процессуального закона, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, суд первой инстанции, полагает удовлетворить исковые требования к ответчику, исходя из того обстоятельства, что последним не исполнены обязательства по надлежащему содержанию автодороги, допущено образование препятствия для движения, в виде ямы, что повлекло за собой причинение вреда имуществу истца.
По общему правилу, установленному п.п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Предусмотренная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
При несогласии причинителя вреда с виной, в причинении вреда, а также с его размером, обязанность по доказыванию меньшего размера ущерба лежит на нем.
Доказательства того, что указанное препятствие для движения не имелось, было огорожено и выделено, водитель мог избежать ДТП, выявив препятствие заблаговременно, либо препятствие имело иной характер, либо указанный участок дороги не обслуживался ответчиком, на момент ДТП, либо наличие вины иного лица или обстоятельств в причинении повреждения дороги, со стороны ответчика, суду, в соответствие со ст. 56 ГПК РФ, не представлены.
Также истец просит взыскать, в свою пользу, с ответчика, дополнительные расходы:
За досудебную экспертизу по определению размера ущерба - 8000 руб., за эвакуатор - 5500 руб., за направление телеграммы ответчику на осмотр повреждений, - 1048 руб., расходы по оплате госпошлины, в размере - 4228 руб.
Все данные расходы истца подтверждены документально платежными документами.
Суд полагает отнести расходы на эвакуатор к убыткам и взыскать их возмещение – 5500 руб. в полном объеме, за счет ответчика, т.к. исходя из повреждений на машине – повреждены два колеса, она не могла самостоятельно передвигаться.
При этом, суд полагает отказать истцу в возмещении расходов на телеграммы – 1048 руб., т.к. именно обязательный досудебный, претензионный порядок рассмотрения данного рода споров не предусмотрен. Закон не возлагает обязанности на потерпевшего к уведомлению виновника аварии о производстве досудебной экспертизы.
Расходы истца по госпошлине, досудебной экспертизе, суд полагает отнести к судебным издержкам, т.к. понесены они, ввиду обращения в суд.
Согласно статье 88 ГПК РФ, 1. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статья 94 ГПК РФ предусматривает, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно статьи 98 ГПК РФ 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Т.к. расходы на досудебную экспертизу – 8000 руб., на оплату госпошлины – 4228 руб., подтверждены документально, платежными документами, данные издержки суд полагает обоснованными, т.к. они понесены для обоснования доказательств, положенных в основание решения суда, при этом, решение вынесено в пользу истца, то суд полагает возможным взыскать все данные суммы с ответчика, в пользу истца.
Также суд полагает обязать ИФНС по Октябрьскому району Красноярска вернуть Радионов С.М. 1367 руб., как излишне уплаченную госпошлину, ввиду уточнений истцом иска, в части уменьшения размера требований. Как видно из квитанции, от 31.7.2019 года, истец уплатил госпошлину при подаче иска в размере 5595 руб., при заявленных требованиях в сумме 224911 руб., а в ходе процесса, истец уменьшил размер требования о возмещении ущерба до 136830 руб. 39
На основании изложенного и руководствуясь ст. 192-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Взыскать в пользу Радионов С.М. с администрации Красноярска: 136830 руб. – возмещение материального ущерба, 8000 руб. – возмещение расходов на досудебную экспертизу, 4228 руб. - возмещение расходов по госпошлине. В возмещение расходов на телеграммы 1048 руб. отказать. Обязать ИФНС по Октябрьскому району Красноярска вернуть Радионов С.М. 1367 руб., как излишне уплаченную госпошлину, по квитанции от 31.7.2019 года
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течении месяца с момента вынесения мотивированного текста решения, которое можно получить через 5 дней в канцелярии суда.
Ответчик имеет право в течении 7 дней, с момента получения мотивированного решения обратиться в суд с заявлением об отмене заочного решения и пересмотре дела по существу.
Председательствующий Майко П.А.
Мотивированное решение изготовлено 14.5.2020 года