Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«3» июля 2019 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Е.В. Дробышевой,
при секретаре Л.Г.Мачехиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрьева А. Н. к администрации Тамбовского района, администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района и к Патриной Г. Е. о признании права собственности; по встречному иску Патриной Г. Е. к Юрьеву А. Н. о сносе самовольных построек,
установил:
Юрьев А.Н. обратился в суд с иском к администрации Тамбовского района о признании права собственности на жилой дом площадью 94,6 кв.м с учетом самовольно произведенной реконструкции, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 03.02.2017, в порядке наследования после смерти отца – Юрьева Н. А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В своем заявлении Юрьев А.Н. указывает, что ему на основании свидетельства о праве на наследство по закону принадлежит земельный участок, по <адрес>..<адрес> Поскольку отцом без соответствующего разрешения произведена реконструкция жилого дома с возведением жилой пристройки лит.А1 и холодных пристроек литеры а, а1, а2, он не может оформить право на наследство на спорный дом.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика к участию в деле привлечена владелец смежного земельного участка и жилого <адрес> Патрина Г.Е. и администрация Беломестнокриушинского сельсовета.
Владелец смежного земельного участка и жилого <адрес> Юрьева Н.А. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Патриной Г.Е. предъявлены к Юрьеву А.Н. встречные требования о сносе самовольной пристройки лит.А1, а также сарая лит.1. В своем заявлении Патрина Г.Е. указала, что данные постройки нарушают ее права как собственника смежного земельного участка и жилого дома.
В судебном заседании Юрьев А.Н. и его представитель адвокат Антонова Н.Н. поддержали требование Юрьева, встречные требования не признали, указав, что согласно заключению эксперта, возведенные пристройки и сарай не ухудшают сложившегося порядка застройки участков № и №.
В судебном заседании Патрина Г.Е. и ее представитель Маркин А.А. свои требования поддержали, указав, что поскольку экспертом выявлены нарушения противопожарной безопасности, возведенные Юрьевым постройки, подлежат сносу.
Представители администрации Тамбовского района, администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района и третье лицо Юрьева Н.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Аналогичная позиция закреплена в ст.60 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как следует из материалов дела владельцем земельного участка по <адрес> является Юрьев А.Н., на основании свидетельства о праве на наследство по закону после смерти отца – Юрьева Н.А., земельный участок по <адрес>..<адрес> принадлежит Патриной Г.Е.
В похозяйственных книгах учета Беломестнокриушинского сельсовета жилой дом по <адрес> зарегистрирован за Юрьевым Н.А.
В силу положений ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260) (п.1).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса (п.2).
В п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (с изменениями и дополнениями) изложена правовая позиция, согласно которой, учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В части 2 названной нормы указано, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В п.3.1. ч.3 данной статьи определено, что решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа.
Согласно техническому паспорту на жилой <адрес>, составленному по состоянию на 03.02.2017, установлены несоответствия фактического состояния объекта данным инвентаризационного дела: возведена жилая пристройка Лит.А1 общей площадью 23,6 кв.м; возведены холодные пристройки: лит.а площадью 11,7 кв.м, лит.а1 площадью 4,8 кв.м, лит.а2 площадью 4,8 кв.м. Также в состав объекта включены сараи. Дом возведен в 1973 году, пристройка лит.А1 в 2009 году, сарай лит.1 в 2013 года.
Решением Тамбовского районного суда от 14.03.2016 установлено, что жилой <адрес> был построен на межевой границе с участком № с разрешения его собственника в начале 1970-х годов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав", применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора, а в ряде случаях и неопределенного круга лиц.
Согласно заключению эксперта №1358/50 от 30.11.2018, пристройка лит.А1 к жилому дому № и сарай лит.1 по <адрес> с<адрес> <адрес> не соответствуют правилам землепользования и застройки, строительным и противопожарным и санитарным требованиям в части несоблюдения расстояний от границы земельного участка № до пристройки лит.А1 составляет менее 3м, до сарая лит.1 – менее 1 м, что противоречит требованиям п.6.7 СП 53.13330.2011 (4), п.5.3.4 СП 30-102-99 (5), табл.2 ст.47 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Беломестнокриушинский сельсовет». При этом расположение пристройки лит.А1 и сарая лит.1 не ухудшает сложившихся санитарно-гигиенических условий проживания в жилом <адрес>.
Кровля пристройки лит.А1 и сарая лит.1 не оборудованы водоотводящими и снегозадерживающими устройствами, что противоречит требованиям п.9.1 и п.9.11 СП 17.13330.2017 (7). Для устранения выявленного несоответствия необходимо установить на кровлях пристройки лит.А1 и сарая лит.1 водоотводящие и снегозадерживающие устройства.
Максимальные расстояния между жилыми зданиями и хозяйственными постройками составляют менее 12м, что противоречит требованиям таблицы 1 СП 4.13130.2013 (6). Расположение и конструктивное решение пристройки лит.А1 и сарая лит.1 в силу особенностей сложившейся застройки не ухудшают сложившийся противопожарный режим.
В связи с изложенным эксперт приходит к выводу, что устранение несоответствий пристройки лит.А1 и сарая лит.1 градостроительным и противопожарным требованиям без переноса строений на представляется возможным.
Кроме того, в заключении при проведении дополнительной судебной экспертизы №295/50 от 28.05.2019 эксперт пришел к выводу, что пристройка лит.А1 и сарай лит.1 создают угрозу жизни и здоровью граждан.
В исследовательской части указанного заключения эксперт отмечает, что пристройка лит.А1 представляет собой жилое одноэтажное строение – фундаменты ленточные, стены легкобетонные мелкоразмерные блоки. Инженерное обеспечение пристройки состоит из отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения, электроснабжения. Холодное водоснабжение – центральное. Отопление – индивидуальное газовое АОГВ. Горячее водоснабжение индивидуальное – электрический водонагреватель. Канализация – индивидуальная сливная яма. Сантехнические приборы установлены. Категория технического состоянии пристройки оценивается экспертом как исправное состояние, отсутствуют дефекты и повреждения, влияющие на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. В качестве источника тепловой энергии, работающего на газообразном топливе, применен теплогенератор (котел) полной заводской готовности, установленный в помещении топочной. В соответствии с п.6.3.6 СП 31-106-2002 (5) стены из горючих материалов в месте установки теплогенератора с максимальной температурой нагрева поверхности более 120 градусов следует изолировать негорючими материалами, например слоем штукатурки толщиной не менее 3мм. Пол помещения теплогенератора должен иметь гидроизоляцию, рассчитанную на высоту залива водой на 10 см., пол в помещении деревянный, гидроизоляция отсутствует, непосредственно под теплогенератором – стальной лист, что нарушает нормативные требования.
Согласно п.3.9 СанПиН 2.1.2.2645-10 (12) не допускается устраивать вход в помещение, оборудованное унитазом, непосредственно из кухни и жилых комнат за исключением входа из спальни в совмещенный санузел, при условии наличия в квартире второго помещения, оборудованного унитазом, с входом в него из коридора или холла. Расположение помещений кухни и санузла в пристройке лит.А1 не соответствует указанным требованиям. Выявлено отсутствие естественной вентиляции из помещения санузла, помещение кухни не обеспечено достаточным естественным освещением.
Вместе с тем, в судебном заседании эксперт Железникова Н.Н. поясняла, что жилой <адрес> построен в 1973 году, жилые <адрес> № деревянные, возведены на расстоянии менее 12 метров по отношению друг к другу. Пристройка лит.А1 фактически продлевает жилой <адрес>, но она возведена с отступом от края дома вглубь участка Юрьева. Сама по себе пристройка не представляет угрозы для жизни и здоровья граждан также как и сарай, который совпадает с краем пристройки и не выступает в сторону участка №. Но, поскольку основной жилой <адрес> настоящее время не соответствует требованиям противопожарных разрывов, она в заключении сделала вывод, что и пристройка и сарай создают угрозу жизни и здоровью граждан. По сути, возведенная пристройка и сарай не ухудшают сложившийся противопожарный режим и выявленные нарушения возможно устранить. Также эксперт указала, что факта нарушений расстояний от границы сарая до границы смежных участков ею не выявлено, поскольку фактические границы между сторонами не определены.
С 30.04.2009 вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", положения статей 69 и 75 которого содержали обязательные требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями. Однако, с 12.07.2012 ст. 75 данного Закона и таблица 11, содержащая конкретные противопожарные расстояния, утратили силу, а статья 69 изложена в новой редакции, не предусматривающей конкретные противопожарные расстояния и порядок их определения.
С 01 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 года N 84-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В Перечень включены и часть положений СНиП 2.07.01-89*, в частности разделы 1 - 5, 6 (пункты 6.1 - 6.41, Таблица 10*), 7 - 9, Приложение 2. Приложение 1 (Противопожарные требования) СНиП 2.07.01-89*, содержащее сведения о противопожарных расстояниях, уже не носит обязательного характера.
Таким образом, с 12.07.2012 не действуют нормативные документы, содержащие обязательные требования к противопожарным расстояниям (кроме объектов, на которые распространяется специальное регулирование)..
Несоблюдение рекомендованных действующими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности расстояний от границы соседних участков до жилого дома и расстояний между домами в дальнейшем могут быть компенсированы комплексом иных мероприятий противопожарной безопасности, в том числе путем устройства несгораемых противопожарных преград.
В данном случае, учитывая сложившийся на протяжении более 30 лет порядок застройки, с учетом выявленных экспертом нарушений при строительстве на земельном участке № пристройки и сарая, которые, как указывает эксперт, не ухудшают сложившийся противопожарный режим, а также исходя из баланса интересов сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований Юрьева А.Н., поскольку нарушения, выявленные экспертом, подлежат устранению.
Вместе с тем, анализируя изложенное, суд не находит оснований для сноса пристройки лит.А1 и сарая лит.1, исходя из положений ст.222 ГК РФ, поскольку возможно их приведение в соответствие с противопожарными, строительными и санитарными требованиями.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Юрьеву А. Н. в удовлетворении исковых требований о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом площадью 94,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, с учетом самовольной реконструкции, в соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Патриной Г. Е. в удовлетворении встречного иска к Юрьеву А. Н. о сносе пристройки лит.А1 к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, с.<адрес> <адрес>, и сарая лит.1 отказать.
Обязать Юрьева А. Н. привести жилой дом и сарай лит.1, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствие с противопожарными, строительными и санитарными требованиями:
- на кровле жилой пристройки лит. А1 и сарая лит.1 произвести устройство системы снегозадержания и системы организованного водостока в соответствии с требованиями СП 17.13330.2017;
- в помещении топочной (7 лит.А1) обеспечить гидроизоляцию;
- устранить несоответствия санитарно-гигеническим требованиям (лит.А1).
С целью устранения нарушений требований в области пожарной безопасности между возведенными строениями: жилой пристройкой лит.А1 и сараем лит.1 на участке № по <адрес> <адрес> и жилым домом, расположенным по <адрес>.Красная К., Юрьеву А. Н. обратиться в специализированную организацию с целью разработки комплекса необходимых мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В.Дробышева