Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Дорохиной И.В.,
при секретаре Садовниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Харитонова Д. А. к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) о признании незаконными действий (решений) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), обязании исключить сведения из базы данных, предусмотренной ст. 75 ФЗ «О Центральном банке РФ»,
установил:
Административный истец Харитонов Д.А. обратился в суд с административным иском к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) о признании незаконными действий (решений) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), обязании исключить сведения из базы данных, предусмотренной ст. 75 ФЗ «О Центральном банке РФ».
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в «ФИНАРС Банк» (АО) на должность Советника П. П. (Трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о приеме работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ).
С ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу о переводе работника № от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к Трудовому договору он переведен на должность Заместителя П. П., а также по решению Совета директоров (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) избран в состав П. «ФИНАРС Банк» (АО). Его кандидатура на должности Заместителя П. П. и члена П. была предварительно согласована Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва.
Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерный коммерческий банк «ФИНАРС Банк» (акционерное общество) «ФИНАРС Банк» (АО). Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № назначена временная администрация по управлению кредитной организацией «ФИНАРС Банк» (АО) и приостановлены полномочия исполнительных органов.
Банк не входил в систему обязательного страхования вкладов на дату отзыва лицензии, соответственно, лицензией на осуществление банковской деятельностью, выданной Банку, не предоставлено право на привлечение денежных средств физических лиц.
Согласно Приказу об отзыве лицензии, решение о применении крайней меры воздействия — отзыве лицензии на осуществление банковских операций принято Банком России в связи с неисполнением кредитной организацией Акционерный коммерческий банк «ФИНАРС Банк» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», также требований нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов.
В целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банком России ведется централизованная база данных о лицах, указанных в пунктах 2.1, 3.1 и 4.1 Положения № 408-П, деловая репутация которых не соответствует требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», других работниках кредитной организации и иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
Абзацем 2 подпункта 5.2.2. пункта 5.2. Положения 408-П установлено, что в базу данных, в том числе, вносятся сведения о руководителях кредитной организации, занимающих должности в кредитной организации, в которой в соответствии с приказом Банка России введена временная администрация по управлению кредитной организацией, за исключением случая введения временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации);
Абзацем 4 подпункта 5.2.2. пункта 5.2. Положения 408-П установлено, что в базу данных, в том числе, вносятся сведения о руководителях кредитной организации, занимавших должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
Абзацем 5 подпункта 5.2.2. пункта 5.2. Положения 408-П установлено, что в базу данных, в том числе, вносятся сведения о руководителях кредитной организации, деятельность которых привела к направлению в кредитную организацию предписания об ограничении на проведение отдельных операций (запрете на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций), а также к неоднократному (два и более раза в течение последних 12 месяцев) неисполнению предписаний Банка России об устранении нарушений в деятельности кредитной организации (филиала) в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", при этом информация о заместителе единоличного исполнительного органа, члене коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, заместителе главного бухгалтера кредитной организации, руководителе, главном бухгалтере филиала не вносится в базу данных в случае, если в подразделении Банка России имеются документально подтвержденные доказательства непричастности указанных лиц к нарушениям, которые привели к направлению в кредитную организацию предписания об ограничении на проведение отдельных операций (запрете на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций), в том числе исходя из должностных инструкций, установленного распределения обязанностей по курированию подразделений (направлений деятельности), внутренних и иных документов кредитной организации.
По основаниям, изложенным в абзаце четвертом подпункта 5.2.2. Положения 408-П, в базу данных не включаются сведения о лицах, занимавших должности руководителей кредитной организации (филиала) в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным пунктами 5-8 части второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в случаях, если они осуществляли действия, предусмотренные федеральными законами и нормативными актами Банка России, для защиты интересов кредиторов и вкладчиков, включая обеспечение активов, достаточных для расчетов с кредиторами в полном объеме и достоверно отраженных в отчетности (абзац 8 подпункта 5.2.2. Положения 408-П).
Пунктом 5.9 Положения 408-П предусмотрена возможность исключения и основания для исключения информации о лицах из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 5.8 Положения 408-П, в числе которых установление в дальнейшем (на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 5.1 настоящего Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации') непричастности лиц, внесенных в соответствующую базу данных, к нарушениям кредитной организацией требований Федеральных законов и (или) нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных.
Он исполнял обязанности заместителя Председателя Правления, члена Правления непродолжительное время: с ДД.ММ.ГГГГ до даты отзыва лицензии ДД.ММ.ГГГГ, то есть, всего 50 календарных дней, таким образом, не мог и не совершал в течении года предшествующего дате отзыва лицензии никаких действий (бездействия) и не причастен к нарушениям, допущенным Банком в течении одного года и послужившим причиной отзыва лицензии согласно Приказу Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №
За короткое время исполнения им обязанностей Заместителя Председателя Правления, члена Правления с ДД.ММ.ГГГГ до даты отзыва лицензии ДД.ММ.ГГГГ он не совершал никаких действий, которыми мог быть причинен ущерб финансовому положению банка, интересам кредиторов и не имел никаких полномочий на их совершение.
Включение Банком России сведений о нем в базу данных несправедливо, незаконно и, принимая во внимание содержание опубликованного ДД.ММ.ГГГГ на сайте Банка России http://www.cbr.ru/ пресс-релиза об отзыве лицензии у «ФИНАРС Банк» (АО) необоснованно порочит его деловую репутацию и причиняет ей ущерб и вред, создает ложное негативное представление у неопределенного круга лиц и потенциальных работодателей о его деловых и профессиональных качествах и навыках, чем нарушает право на труд и выбор профессии, рода занятий и т.д.. необоснованно причисляя его к лицам, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации и нарушениям банковского законодательства РФ.
Банком России не представлено никаких фактов и доказательств, свидетельствующих о том, что его деятельность в должности Заместителя Председателя Правления способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации «ФИНАРС Банк» (АО) или нарушения банковского законодательства РФ и нормативных актов Банка России, согласно ст.60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», следовательно, включение Банком России сведений о нем в базу данных, предусмотренной ст.75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», безосновательно и незаконно, не отвечает установленной законом цели ведения такой базы данных.
Просит:
Признать незаконными действия Центрального банка Российской Федерации (Банком России) (Главного управлением Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г.Москва) по включению сведений о нем - Харитонове Д. А. в базу данных, предусмотренную статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и по отказу об исключении этих сведений из базы данных, а также обязать Банк России исключить сведения о нем из указанной базы данных.
Административный истец, административный ответчик в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административный истец направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 7-5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.
Для предотвращения указанных выше ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в ст. 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям банковского законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В соответствии с частью третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России в установленном им порядке ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 данного закона, других работниках кредитной организации и иных лицах (далее - база данных) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов и вкладчиков кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы Российской Федерации.
Порядок ведения базы данных предусмотрен главой 5 Положения Банка России от 25.10.2013 № 408-П «О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье II1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Положение № 408-П).
Согласно абзацу шестому статьи 111 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» руководители кредитной организации, в том числе заместитель единоличного исполнительного органа и член правления, должны соответствовать требованиям к квалификации и деловой репутации, установленным статьей 16 данного Федерального закона.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Харитонов Д.А. был принят на работу в «ФИНАРС Банк» (АО) на должность Советника П. П. (Трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о приеме работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ).
С ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу о переводе работника № от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к Трудовому договору переведен на должность Заместителя П. П., а также по решению Совета директоров (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) избран в состав Правления «ФИНАРС Банк» (АО). Его кандидатура на должности Заместителя Председателя Правления и члена Правления была предварительно согласована Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва.
Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерный коммерческий банк «ФИНАРС Банк» (акционерное общество) «ФИНАРС Банк» (АО). Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № назначена временная администрация по управлению кредитной организацией «ФИНАРС Банк» (АО) и приостановлены полномочия исполнительных органов.
Банк не входил в систему обязательного страхования вкладов на дату отзыва лицензии, соответственно, лицензией на осуществление банковской деятельностью, выданной Банку, не предоставлено право на привлечение денежных средств физических лиц.
Согласно Приказу об отзыве лицензии, решение о применении крайней меры воздействия — отзыве лицензии на осуществление банковских операций принято Банком России в связи с неисполнением кредитной организацией Акционерный коммерческий банк «ФИНАРС Банк» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», также требований нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов.
В целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банком России ведется централизованная база данных о лицах, указанных в пунктах 2.1, 3.1 и 4.1 Положения № 408-П, деловая репутация которых не соответствует требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», других работниках кредитной организации и иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, далее по тексту - база данных.
Абзацем 2 подпункта 5.2.2. пункта 5.2. Положения 408-П установлено, что в базу данных, в том числе, вносятся сведения о руководителях кредитной организации, занимающих должности в кредитной организации, в которой в соответствии с приказом Банка России введена временная администрация по управлению кредитной организацией, за исключением случая введения временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации);
Абзацем 4 подпункта 5.2.2. пункта 5.2. Положения 408-П установлено, что в базу данных, в том числе, вносятся сведения о руководителях кредитной организации, занимавших должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
Абзацем 5 подпункта 5.2.2. пункта 5.2. Положения 408-П установлено, что в базу данных, в том числе, вносятся сведения о руководителях кредитной организации, деятельность которых привела к направлению в кредитную организацию предписания об ограничении на проведение отдельных операций (запрете на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций), а также к неоднократному (два и более раза в течение последних 12 месяцев) неисполнению предписаний Банка России об устранении нарушений в деятельности кредитной организации (филиала) в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", при этом информация о заместителе единоличного исполнительного органа, члене коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, заместителе главного бухгалтера кредитной организации, руководителе, главном бухгалтере филиала не вносится в базу данных в случае, если в подразделении Банка России имеются документально подтвержденные доказательства непричастности указанных лиц к нарушениям, которые привели к направлению в кредитную организацию предписания об ограничении на проведение отдельных операций (запрете на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций), в том числе исходя из должностных инструкций, установленного распределения обязанностей по курированию подразделений (направлений деятельности), внутренних и иных документов кредитной организации.
По основаниям, изложенным в абзаце четвертом подпункта 5.2.2. Положения 408-П, в базу данных не включаются сведения о лицах, занимавших должности руководителей кредитной организации (филиала) в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным пунктами 5-8 части второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в случаях, если они осуществляли действия, предусмотренные федеральными законами и нормативными актами Банка России, для защиты интересов кредиторов и вкладчиков, включая обеспечение активов, достаточных для расчетов с кредиторами в полном объеме и достоверно отраженных в отчетности (абзац 8 подпункта 5.2.2. Положения 408-П).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и Уставом «ФИНАРС Банк» (АО) член правления входит в систему органов внутреннего контроля банка.
Принимая во внимание, что приказами Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № и № 8 у «ФИНАРС Банк» (АО) отозвана лицензия на осуществление банковских операций и назначена временная администрация по управлению кредитной организацией, деловая репутация Харитонова Д.А. была признана не соответствующей требованиям, установленным абзацами 13 и 14 пункта 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Сведения о лицах, чья деловая репутация признана не соответствующей законодательно установленным требованиям по вышеуказанным основаниям, в соответствии с главой 5 Положения № 408-П в обязательном порядке вносятся в базу данных.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое административным истцом решение принято в пределах полномочий административного ответчика, по основания, предусмотренным законом.
Харитонов Д.А. просит исключить из базы данных, предусмотренной ст. 75 ФЗ «О Центральном банке РФ», сведения в отношении него.
Согласно пункту 5.9 Положения № 408-П основанием для досрочного исключения информации из базы данных является, в том числе установление в дальнейшем (на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 5.1 данного Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации) непричастности лиц, внесенных в базу данных, к нарушениям кредитной организацией требований федеральных законов и (или) нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных.
Суд считает, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о личной непричастности истца к нарушениям «ФИНАРС Банк» (АО) требований федеральных законов и нормативных актов Банка России, повлекшим отзыв лицензии и введение временной администрации по управлению кредитной организацией.
Суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Из приведенных положений процессуального закона следует, что одним из необходимых условий для удовлетворении административного иска по делам об оспаривании действий (бездействия), решений органа государственной власти, должностного лица, является установление факта нарушения указанным действием (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца, при этом доказывание данного обстоятельства возлагается на последнего.
Суд считает, что нахождение информации в базе данных не нарушает права Харитонова Д.А. и не лишает его возможности продолжить трудовую деятельность по специальности, доказательств обратного административным истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, поскольку действиями Центрального банка Российской Федерации (Банк России) права и законные интересы Харитонова Д.А., которые подлежали бы восстановлению, не нарушены, оспариваемое решение принято в пределах полномочий административного ответчика, при наличии законных оснований, какие-либо препятствия административному истцу в реализации прав не созданы, в связи с чем в иске следует отказать.
Руководствуясь ст. ст.227,228 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска Харитонова Д. А. к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) о признании незаконными действий (решений) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), обязании исключить сведения из базы данных, предусмотренной ст. 75 ФЗ «О Центральном банке РФ» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: