Дело № 2-1821/19
УИД 52RS0003-01-2019-001740-64
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2019 года г. Нижний Новгород
Ленинский районный суд г.Н.Новгород в составе председательствующего судьи Смысловой О.Е.
при секретаре Паршиной П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдурахманов М к Администрация о признании нежилого дома жилым, пригодным для постоянного проживания,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указал, что он является правообладателем земельных участков на основании договора купли продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер: № и на основании договора купли продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер: №. Также истец является правообладателем садового дома общей площадью 145,1 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый номер здания: №.
По указанному адресу в садовом доме имеются все необходимые инженерные системы и коммуникации вспомогательного использования для удовлетворения бытовых и иных нужд: электроосвещение от наружных сетей, хозяйственно-питьевое водоснабжение (скважина), водоотведение (выгребная яма), автономное отопление (с помощью универсального комбинированного котла, работающего на твердом топливе и на электричестве).
Согласно заключения № ООО «Регион-Оценка» от ДД.ММ.ГГГГ года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, соответствует строительным, градостроительным, санитарно-техническим и противопожарным нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям.
Исследуемый дом на участках пригоден для постоянного круглогодичного проживания в нем и позволяет его безопасную эксплуатацию без угрозы здоровью и жизни граждан.
В соответствии с заключением № от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Пожарно-техническая компания" двухэтажный дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности и проектной документации.
В данном доме постоянно проживают истец и члены его семьи. При государственной регистрации данного дома Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области определило назначение дома «нежилое», что затрудняет регистрацию истца и членов его семьи, проживающих в данном доме.
В связи с постоянным проживанием истца, у которого нет иного жилого помещения, и членов его семьи, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрация с заявлением о признании садового дома жилым с правом регистрации для передачи данного заявления в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация в лице Первого заместителя главы администрации Ленинского района гор.Нижнего Новгорода отказала в передаче заявления о признании указанного садового дома жилым с правом регистрации в Межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями в связи с отсутствием изменений в Положение о Межведомственной комиссии, что нарушает права истца.
Просит суд:
Признать садовый дом: <адрес>, кадастровый (условный номер) №, жилым домом с правом регистрации.
К участию в деле в качестве 3-его лица было привлечено СНТ "Сад№3 АО «РУМО».
В суде истец поддержал заявленные требования в полном объеме. Пояснил, что в указанном доме они проживают с членами своей семьи. Иного жилья у него и членов его семьи нет. Квартира в которой он зарегистрирован принадлежит его жене. Она не достаточна для проживания всей его семьи.
Представитель истца Игнатьев А.Н. поддержал требования своего доверителя по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Администрации г. Н. Новгорода - Духно Е.Е. (по доверенности) заявила ходатайство (в письменной форме) о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, с иском не согласны, представила возражения. ( лд 99-103).
Представитель ответчика - Администрация, в суд не явился, были извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Третье лицо СНТ "Сад№3 АО «РУМО» - в суд не явились, извещены.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Ст.40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Материалами дела подтверждено, что истцу принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> кадастровый номер: № и № (лд 70- 74, 116-121). Так же истцу принадлежит нежилое здание общей площадью 145,1 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый номер здания: №. ( лд 116-121).
В соответствии с Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Пожарно-техническая компания» (лд 81-87), (л.д.28), двухэтажный дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности и проектной документации.
В соответствии с заключением №, выполненного ООО «Регион-Оценка» (лд 89) «жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует строительным, градостроительным, санитарно-техническим и противопожарным нормам и правилам, предъявляемым к жилым строениям. Техническое состояние несущих строительных конструкций определено как исправное. Разрушений, дефектов и повреждений конструкций, приводящих к недопустимому ухудшению эксплуатационных свойств дома в целом, не обнаружено. Необходимая надежность и безопасность помещений при соблюдении правил эксплуатации обеспечивается. Исследуемый дом пригоден для постоянного круглогодичного проживания в нем и позволяет его безопасную эксплуатацию без угрозы здоровью и жизни граждан»
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действующего до 01.01.2019 г., садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Конституционный Суд РФ отметил, что до внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты РФ вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина В." признан не соответствующим Конституции РФ абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в данных Постановлениях, строение в садовом товариществе должно отвечать ряду условий: располагаться на садовом земельном участке и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым строениям, быть пригодным для постоянного проживания.
В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относит жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
При этом жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 7 Постановления от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. ч. 3ч. ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ).
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Согласно данному Положению уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия, создаваемая в этих целях и принимающая решение на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям. По окончании своей работы комиссия составляет заключение в трех экземплярах о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме.
Из изложенного следует, что решение вопроса о признании помещения жилым помещением действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, истец 05.04.2019 г. обращался в Администрация с заявлением о признании здания жилым, пригодным для проживания (л.д.62).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация в лице Первого заместителя главы администрации Ленинского района гор.Нижнего Новгорода отказала в передаче заявления о признании указанного садового дома жилым с правом регистрации в Межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями в связи с отсутствием изменений в Положение о Межведомственной комиссии (л.д.63-64).
Таким образом, обращение в суд истца с настоящим иском правомерно.
Исходя из представленных суду доказательств, изложенных выше, садовый домик, принадлежащий истцу, пригоден для постоянного проживания, однако установление данного обстоятельства, не является основанием для удовлетворения требований истца, исходя из следующего.
Принадлежащие истцу земельные участки с кадастровыми номерами №, относятся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для садоводства.
Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Такой классификатор утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540, согласно которому земли с видом разрешенного использования для садоводства (код 1.5) предполагают осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, и иных многолетних культур. Размещение же жилых домов на таких землях не допускается, для этих целей предусмотрены земли жилой застройки, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства с кодами 2.0 - 2.7.
В ч. ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В данной связи, учитывая, что видом разрешенного использования земельного участка истца является - "садоводство", который в установленном законом порядке не изменялся, суд полагает, что отсутствуют правовые основания для признания нежилого здания (садового домика), расположенного на спорном участке, жилым домом.
Кроме того земельные участки, принадлежащие истцу с кадастровыми номерами 52:18:0050404:54 и 52:18:0050404:55, на которых расположен спорный дом, в соответствии со ст.35.2 Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденных приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области N 07-01-06/22 от 30.03.2018 г. расположены частично в зоне ТЖем ( зона реорганизации застройки в смешанную многоквартирную и общественную застройку), а частично в границах территориальной зоны ТТ (зона инженерно транспортной инфраструктуры).
Среди видов разрешенного использования по вышеуказанных зонах нет вида индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, строительство двухэтажного индивидуального жилого дома на указных земельных участках не соответствует разрешенному виду использования земельного участка для данной территориальной зоны.
Также необходимо отметить, что 01 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в ст.23 которого закреплено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества.
Таким образом, наличие проекта организации и застройки территории, одобренного общим собранием членов соответствующего объединения, является необходимым условием для осуществления в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении, строительства жилых домов.
Таковых достоверных данных суду не представлено и материалы дела не содержат.
Кроме того, из паспортных данных истца следует, что он имеет регистрацию по месту жительства: г. Н. Новгород ул. Адмирала Макарова д. 10 кв. 41. В соответствии с выпиской из ЕГРН ( лд 123-124), указанное жилое помещение принадлежит супруге истца - Абдурахмановой К.И.к. Таким образом истец имеет регистрацию в жилом помещении принадлежащем члену его семьи - его супруге, доказательств невозможности проживания в данном жилом помещении истцу и членам его семьи, суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу. что спорный дом не является единственно возможным местом жительства истца и членов его семьи.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" « п.4.3. Таким образом, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.»
Оценив в совокупности все исследованные по делу фактические и юридически значимые обстоятельства по делу суд приходит к однозначному выводу о том, что требование Абдурахманова М.Г.о не может признаваться обоснованным, поэтому в его удовлетворении должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Абдурахманов М к Администрация о признании нежилого дома жилым, пригодным для постоянного проживания, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.Е. Смыслова
Мотивированное решение изготовлено 29.07.2019 года.