Дело № 2-280/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2019 года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд, Алтайского края, в составе:
председательствующего Омелько Л.В.,
при секретаре Астаховой Г.Е.,
с участием прокурора города Белокурихи Стешиной О.А., представителя ответчика Валынкина М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белокурихи в интересах неопределенного круга лиц к АО «Теплоцентраль Белокуриха» о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Белокурихи обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к АО «Теплоцентраль Белокуриха» о возложении обязанности оборудовать общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирные жилые дома № 20, 14 по ул.Ак.Мясникова, № 4/1 по ул.Советской в г.Белокурихе Алтайского края в срок до 01 июля 2020 года, ссылался на то, что ссылался на то, что ответчик АО «Теплоцентраль Белокурих» является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей на данный жилой дом коммунальные ресурсы в виде отопления и горячего водоснабжения. В жилых домах № 20 и 14 по ул.Ак.Мясникова, доме № 4/1 по ул.Советской в г.Белокурихе, до настоящего времени не установлены приборы учета потребленной тепловой энергии и теплоносителя. В силу ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 указанной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В судебном заседании процессуальный истец Стешина О.А. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по изложенным в уточненной редакции иска основаниям.
Представитель ответчика Валынкин М.Л. иск признал, однако пояснил, что до 01 июля 2020 года весь комплекс работ не будет выполнен, так как в период отопительного сезона такие работы провести не возможно. Просил установить срок до 01 ноября 2020 года.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на судебную защиту. В развитие данного конституционного положения Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (статья 3), указав при этом в исковом заявлении, в частности, наименование ответчика (статья 131), т.е. лица, которое, по мнению истца, нарушает или оспаривает его права, либо существует угроза такого нарушения или оспаривания. Именно истец и ответчик являются сторонами спорного правоотношения - предмета рассмотрения суда, чьим постановлением разрешается вопрос об их материальных правах и обязанностях (статья 38 ГПК Российской Федерации)
Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 261-ФЗ) определены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Данным законом, в частности, установлено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 9).
Из материалов дела усматривается, что жилые дома № 20, 14 по ул.Ак.Мясникова, № 4/1 по ул.Советской в г.Белокурихе Алтайского края являются многоквартирными жилыми домами, с центральным отоплением и горячим водоснабжением.
Судом установлено, что в названных многоквартирных жилых домах общедомовые приборы учета тепловой энергии не установлены.
В судебном заседании установлено и не опровергнуто ответчиком, что ресурсоснабжающей организацией по тепловой энергии является ответчик АО «Теплоцентраль Белокуриха».
Сооружение тепловых сетей, назначение :линейно-кабельные сооружения (жд, трубопроводы и т.п.) находятся на балансе АО «Теплоцентраль Белокуриха».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сеть ответчика имеет присоединение к бесхозяйным сетям ведущим к общедомовым сетям домов № 20, 14 по ул.Ак.Мясникова, № 4/1 по ул.Советской в г.Белокурихе Алтайского края и находящимся на балансе ответчика АО «Теплоцентраль Белокуриха».
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч.9 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.10 ст.13 Закона).
В нормах ч. 12 настоящей статьи законодателем обозначен правовой механизм обеспечения мероприятий по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов потребителей, не исполнивших в установленный срок обязанностей по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Так, до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение вышеназванного Федерального закона Министерством энергетики РФ изданы Приказ от 07.04.2010 № 149, которым утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (зарегистрированный в Минюсте РФ 29.06.2010 № 17646), и Приказ от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» (зарегистрированный в Минюсте РФ 13.05.2010 № 17188).
Таким образом, нормами Федерального закона № 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Принудительная установка общедомового прибора учета предусмотрена частью 12 ст. 13 Закона только в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечат оснащение домов общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2013 года при этом, срок обязательной установки таких общедомовых приборов теплоснабжающими, водоснабжающими и энергоснабжающими организациями (при неисполнении этой обязанности собственниками) определен до 1 июля 2013 года.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что ни собственники помещений многоквартирных жилых домов № 20, 14 по ул.Ак.Мясникова, № 4/1 по ул.Советской в г.Белокурихе Алтайского ни управляющая компания с заявкой о заключении договора об установлении общедомовых приборов учета до 01 июля 2013 года не обращались.
Таким образом, возложенная Федеральным законом № 261-ФЗ на собственников многоквартирного жилого дома обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии - отопления в срок до 1 июля 2013 года добровольно не была исполнена.
В части 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ устанавливается порядок и правила принудительной установки приборов учета энергетических ресурсов в случае, если они не были установлены в определенные указанным Федеральным законом срок - в период до 01 июля 2013 года.
Разрешая спор по существу суд учитывает, что приборы учета не должны принудительно устанавливаться в случае отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, установленной по результатам проведения обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Порядок проведения такого обследования определен Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, изданным в порядке реализации положений указанного выше Постановления Правительства от 6 мая 2011 г. № 354.
Проанализировав представленные суду доказательства о наличии технической возможности суд приходит к выводу о том, что техническая возможность по установке общедомового прибора учета в многоквартирных жилых домах № 20, 14 по ул.Ак.Мясникова, № 4/1 по ул.Советской в г.Белокурихе Алтайского края имеется, поэтому требования процессуального истца подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает возможным установить срок для исполнения судебного решения до 01 ноября 2020 года, поскольку признает заслуживающим внимание довод ответчика о невозможности установки общедомовых приборов в отопительный период.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Белокурихи в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать АО «Теплоцентраль Белокуриха» оборудовать общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирные жилые дома № 20, 14 по ул.Ак.Мясникова, № 4/1 по ул.Советской в г.Белокурихе Алтайского края в срок до 01 ноября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Белокурихинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2019 года.
Судья Белокурихинского
городского суда Л.В. Омелько