Дело № 2а-107/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Бежаницы Псковской области 15 апреля 2020 года

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Филиппова С.П.,

при секретаре Петровой С.А.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области к Яковлеву ФИО5 о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и пени, в общей сумме 3 877 рублей 86 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №5 по Псковской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Яковлеву ФИО5 о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и пени, в общей сумме 3 877 рублей 86 копеек, в обоснование своих требований указав, что в соответствии с главой 28 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством РФ, зарегистрированы транспортные средства, признаваемее объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Согласно сведениям ГИБДД ответчику принадлежат автотранспортные средства, в соответствии со ст. 2 Закона Псковской области «О транспортном налоге» от 26.11.2002 №224-оз за 2016, 2017 год начислен налог в размере 1 924 рублей. В соответствии со ст. 75 НК РФ за нарушение сроков уплаты налога начислены пени в сумме 770 рублей 82 копеек.

В соответствии с главой 31 НК РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно сведениям Регистрационной службы, ответчик имеет в собственности земельные участки, в соответствии со ст. 396 НК РФ начислен налог за 2014, 2015, 2016, 2017 годы, в размере 1 066 рублей. В соответствии со ст.75 НК РФ за нарушение срока уплаты налога начислены пени в сумме 17 рублей 53 копеек.

В соответствии с положениями главы 32 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ. Согласно сведениям Регистрационной службы ответчик имеет в собственности недвижимое имущество, в соответствии со ст. 401 НК РФ за 2016, 2017 годы начислен налог в размере 98 рублей. В соответствии со ст.75 НК РФ за нарушение срока уплаты налога начислены пени в сумме 1 рубля 51 копейки.

Ответчику направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налога. Поскольку сумма налога в бюджет не поступила, ответчику направлено требование о необходимости уплаты недоимки, до настоящего времени не исполнено.

Ответчику направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налога. Поскольку сумма налога в бюджет не поступила, ответчику направлено требование о необходимости уплаты недоимки, до настоящего времени не исполнено.

Ответчику направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налога. Поскольку сумма налога в бюджет не поступила, ответчику направлено требование о необходимости уплаты недоимки, до настоящего времени не исполнено.

Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано.

На основании вышеизложенных обстоятельств административный истец в соответствии со ст. 23, 31, 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ просит взыскать с Яковлева А.С. недоимку по транспортному налогу за 2016, 2017годы.; земельному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 годы; налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы и пени, начисленных на указанную задолженность, в общей сумме 3877 рублей 86 копеек.

Одновременно с подачей административного искового заявления административным истцом подано заявление о восстановлении срока, при этом указав, что срок обращения в суд о взыскании задолженности по налогам с Яковлева А.С. истек ДД.ММ.ГГГГ. Причиной пропуска послужили реорганизация налогового органа и объединение баз, содержащих сведения о налогоплательщиках, которые не позволили своевременно инициировать процедуру взыскания задолженности в соответствии со ст. 48 НК РФ. На основании вышеизложенного, а также в связи с большим объемом направляемой корреспонденции по взысканию задолженности и незначительным пропуском срока для обращения в суд, административный истец просит восстановить пропущенный по уважительной причине предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд административным исковым заявлением.

В предварительном судебном заседании представитель административного истца МИФНС № 5 по Псковской области ФИО3 не присутствовала, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

В предварительном судебном заседании административный ответчик Яковлев А.С не присутствовал, надлежаще извещен, каких-либо уважительных причин своей неявки суду не представил.

На сновании ч.2 ст.289 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело без участия представителя административного истца и ответчика, поскольку их явка по закону не является обязательной.

Суд исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ инспекцией в адрес налогоплательщика Яковлева А.С. заказным письмом было направлено требование об уплате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, пени, начисленных, в связи с неуплатой транспортного налога за 2015 год по налоговому уведомлению , в размере 738 рублей 86 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ инспекцией в адрес налогоплательщика Яковлева А.С. заказным письмом было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ произвести оплату транспортного налога за 2016 год; земельного налога за 2014, 2015, 2016 ; налога на имущество физических лиц за 2016 год, в общей сумме 1 489 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ инспекцией в адрес налогоплательщика Яковлева А.С. заказным письмом было направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в срок, до ДД.ММ.ГГГГ, задолженности по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в общей сумме 1 489 рублей и пени, начисленных на данную сумму задолженности, в размере 28 рублей 46 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ инспекцией в адрес налогоплательщика Яковлева А.С. заказным письмом было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ произвести оплату транспортного налога за 2017 год; земельного налога за 2017год ; налога на имущество физических лиц за 2017 год, в общей сумме 1 599 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ инспекцией в адрес налогоплательщика Яковлева А.С. заказным письмом было направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в срок, до ДД.ММ.ГГГГ, по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в общей сумме 1 599 рублей и пени, начисленных на данную сумму задолженности, в размере 22 рублей 54 копеек.

В связи с тем, что Яковлев А.С. не уплатил налог в общей сумме 3 877 рублей 86 копеек, налоговым органом в адрес судебного участка № <адрес> было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Яковлева А.С. указанной задолженности. Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано, в связи пропуском срока.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Учитывая изложенное, при вынесении мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.

Факт отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей течение процессуального срока не прерывает.

С административным исковым заявлением о взыскании недоимки транспортному налогу и по начисленным пени за несвоевременную уплату налога с Яковлева А.С. МИФНС России № 5 по Псковской области обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, в котором просила восстановить пропущенный срок для обращения в суд

Данная задолженность в общей сумме 3 877 рублей 86 копеек Яковлевым А.С. до настоящего времени не оплачена.

Законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.

Согласно абз. 2 п.2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Как усматривается из материалов дела, самым ранним требованием налогового органа будет считаться требование , где указан срок исполнения об уплате пени, начисленных по недоимку по транспортному налогу до ДД.ММ.ГГГГ, сумма, подлежащая взысканию, по данному требованию, составила 738 рублей 86 копеек, то есть не превышает 3000 рублей. Далее, налоговым органом направлено требование , об уплате налогов и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ, сумма, подлежащая взысканию, по данному требованию составила 1517 рублей 46 копеек и при арифметическом расчете суммы, подлежащей взысканию по двум требованиям № и 6083, она равна 2256 рублям 32 копейкам, то есть, также, не превышает 3000 рублей.

Налоговым органом было направлено требование об уплате налогов и пени в размере 1 599 рублей, и пени, в размере 22 рублей 54 копеек, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, исходя из данного требования, сумма, подлежащая взысканию превысила 3000 рублей и соответственно с ДД.ММ.ГГГГ необходимо исчислять шестимесячный срок для обращения налоговым органом в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам.

В рассматриваемом случае, срок для обращения в суд с заявлением начал течь с ДД.ММ.ГГГГ и истек ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом подано заявление о вынесении судебного приказа, однако определением от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, далее налоговым органом подано административное исковое заявлении в Бежаницкий районный суд, также за истечением срока.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о их взыскании в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Доказывание уважительности причин пропуска срока для обращения в суд обязан осуществлять истец.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного законодательством шестимесячного срока.

В обоснование просьбы о восстановлении пропущенного срока налоговый орган ссылается на уважительность причин пропуска данного срока, которые выражены в реорганизации налогового органа и объединении баз, содержащих сведения о налогоплательщиках, а также большим объемом направляемой корреспонденции.

С учетом вышеприведенных норм налогового законодательства и установленных по спору обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного налоговым органом ходатайства о восстановлении срока подачи заявления, полагая, что бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области суду не представлено.

Причины организационного и административного характера в МИФНС № 5 по Псковской области, вызвавшие пропуск срока обращения с административным иском в суд не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов. Более того, при проявлении достаточной меры заботливости административный истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.

Довод истца о большом объеме работы, а также незначительности пропуска срока с настоящим административным исковым заявлением, не может служить основанием для восстановления пропущенного срока, поскольку налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать процессуальные правила обращения с исками в суд, более того указанные обстоятельства не свидетельствуют о невозможности обращения налогового органа в суд в установленный законом срок.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 Налогового кодекса РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 Налогового кодекса РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Убедительных аргументов, в подтверждение уважительности пропуска срока обращения в суд с настоящим иском административным истцом не приведено и соответствующих доказательств суду не представлено.

Согласно ч.5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного КАС РФ срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

На основании вышеизложенных обстоятельств, в связи с пропуском налоговым органом срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017 годы, по земельному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 годы, налогу на имущество физических лиц за 2016,2017 годы и пени, суд приходит к выводу о том, что административный истец утратил право на принудительное взыскание с Яковлева А.С. недоимки по налогам, а также пени за нарушение срока уплаты указанных налогов, в общей сумме 3 877 рублей 86 копеек, в связи с чем, заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ч.5 ст.138, ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016, 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1924 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 770 ░░░░░░ 82 ░░░░░░; ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014, 2015, 2016, 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 066 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 53 ░░░░░░; ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016,2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 98 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░ 51 ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 3 877 ░░░░░░ 86 ░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2а-107/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №5 по Псковской области
Ответчики
Яковлев Александр Сергеевич
Суд
Бежаницкий районный суд Псковской области
Судья
Филиппов Сергей Петрович
Дело на сайте суда
bezhanicky.psk.sudrf.ru
18.03.2020Регистрация административного искового заявления
18.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.03.2020Предварительное судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее