3а-286/2017 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2017 года |
г. Рязань |
Судья Рязанского областного суда Логвин В.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства дело по административному исковому заявлению ООО «ЭСКВАЙР» к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, заинтересованное лицо: администрация МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭСКВАЙР» обратилось в Рязанский областной суд с названным административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, указав в обоснование, что оно является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью <скрыто> кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственно бытовых объектов, расположенного по адресу: <адрес>
Ссылаясь на отчет № от ДД.ММ.ГГГГ независимого оценщика ФИО5 об оценке рыночной стоимости вышеуказанного объекта в размере 840 122 рубля по состоянию на 02 декабря 2016 года, административный истец полагает, что действующая кадастровая стоимость земельного участка – 14 888 326, 18 рубля, является завышенной, нарушает права и обязанности общества, как налогоплательщика.
С учетом уточнения заявленных требований после проведения судебной экспертизы, ООО «ЭСКВАЙР» просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости в размере 1 823 000 рублей по состоянию на 02 декабря 2016 года.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра».
Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области в письменном отзыве возразило против удовлетворения первоначальных требований ООО «ЭСКВАЙР», ссылаясь на то, что оно является ненадлежащим ответчиком, государственная кадастровая оценка была проведена с соблюдением требований федерального законодательства, отчет № от ДД.ММ.ГГГГ независимого оценщика ФИО6 не соответствует требованиям Федеральных стандартов оценки и не является надлежащим доказательством достоверного результата определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в правовой позиции по делу указало, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была определена по состоянию на 02 декабря 2016 года в связи с изменением категории данного земельного участка, с использованием среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости приложения №2 Постановления Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2013 № 10-п «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области».
На основании части 7 статьи 150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, в связи с тем, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения.
Изучив административное исковое заявление, поданные относительно него возражения, исследовав материалы дела, суд считает возможным установить кадастровую стоимость названного в иске объекта недвижимости равной рыночной стоимости, по следующим мотивам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 190 Налогового кодекса РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком, поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указывает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке.
Приказом Росреестра от 12.05.2015 №П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, наделено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Из материалов дела следует и судом установлено, что административному истцу ООО «ЭСКВАЙР» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <скрыто> кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственно бытовых объектов, расположенный по адресу: <адрес>
Действующая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была утверждена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» по состоянию на 02 декабря 2016 года в размере 14 888 326 рублей 18 копеек, в связи с изменением категории данного земельного участка. Сведения об этой кадастровой стоимости внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ <скрыто>
В связи с чем, суд полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна определяться по состоянию на 02 декабря 2016 года.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭСКВАЙР» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Рязанской области (далее комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названного земельного участка. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № заявление отклонено <скрыто>
20 июля 2017 года ООО «ЭСКВАЙР» обратилось в Рязанский областной суд с данным административным иском.
По ходатайству представителя административного истца судом назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка, проведение которой было поручено эксперту <скрыто>
Согласно экспертному заключению <скрыто> от ДД.ММ.ГГГГ № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 02 декабря 2016 года в размере 1 823 000 рублей.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом <скрыто> на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, а оснований ставить под сомнение указанное экспертное заключение, соответствующее требованиям части 2 статьи 82 КАС РФ, у суда не имеется.
В свою очередь административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения <скрыто> и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, ходатайств о назначении повторной экспертизы не заявлено.
Принимая во внимание, что существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельного участка, определенной заключением судебной экспертизы на ту же дату, нарушает права административного истца, суд полагает, что уточненные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости обоснованно, и считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано административным истцом в комиссию ДД.ММ.ГГГГ, поэтому согласно абзацу пятому статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости, установленной данным судебным решением, должны применяться для целей предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2017 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Надлежащим ответчиком по делу является ФГБУ «ФКП Росреестра», актом которого утверждена кадастровая стоимость. Поэтому в удовлетворении требований, предъявленных к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить уточненный административный иск ООО «ЭСКВАЙР» в части требований предъявленных к ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <скрыто> кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственно бытовых объектов, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 1 823 000 (один миллион восемьсот двадцать три тысячи) рублей по состоянию на 02 декабря 2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной данным судебным решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Датой подачи ООО «ЭСКВАЙР» заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении административного иска ООО «ЭСКВАЙР» в части требований предъявленных к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья- В.Н. Логвин