Председательствующий по делу Дело № 33-4795/2017
судья Кардаш В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ревенко Т.М.
и судей Михеева С.Н., Процкой Т.В.,
при секретаре Печеревиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 26 сентября 2017 года гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора гарнизона Дровяная в защиту интересов неопределенного круга лиц к Варфоломееву В. А., Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, Министерству финансов Российской Федерации о прекращении права собственности на боевое стрелковое нарезное огнестрельное оружие, признании недействительным разрешения на хранение и ношение оружия,
по апелляционной жалобе представителя управления МВД России по <адрес> Прокофьевой Н.В.
на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:
исковые требования военного прокурора гарнизона Дровяная в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить;
прекратить право собственности Варфоломеева В. А. на боевое ручное стрелковое нарезное одноствольное длинноствольное многозарядное неавтоматическое огнестрельное оружие – винтовку системы Мосина №№ образца калибра 7,62х53 мм 1944 года выпуска, с учетом характера и назначения передать оружие в собственность Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества;
взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Варфоломеева В. А. 7 925 рублей;
признать недействительным разрешение РОХа № на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, выданное <Дата> ЦЛРР УМВД России по <адрес> Варфоломееву В. А. на КО-44-01 калибра 7,62х54 мм №№, 1944 года выпуска.
Заслушав доклад судьи Ревенко Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор гарнизона Дровяная обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проверки установлен факт нарушения законодательства о противодействии терроризму, сохранности оружия и боеприпасов. Так, на основании счета-наряда № от <Дата> из войсковой части № (в настоящее время – №), дислоцированной в <адрес> городок, Совету ВОО <адрес> <адрес> продан карабин КО-44-01 калибра 7,62х54 №№, 1944 года выпуска. <Дата> Варфоломеевым В.А. получено разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия и патронов к нему. Согласно справке отдела криминалистических экспертиз и учётов ЭКЦ УМВД РФ по <адрес> приобретённое Варфоломеевым В.А. оружие относится к боевому ручному стрелковому оружию. Разрешение на хранение и ношение боевого ручного стрелкового оружия Варфоломееву В.А. не выдавалось. Законом запрещено передавать боевое стрелковое оружие физическим лицам, за исключением случаев награждения оружием. Указанным оружием Варфоломеев В.А. не награждался.
Военный прокурор просил прекратить право собственности Варфоломеева В. А. на боевое ручное стрелковое нарезное одноствольное длинноствольное многозарядное неавтоматическое огнестрельное оружие – винтовку системы Мосина №№ образца калибра 7,62х53 мм 1944 года выпуска; признать недействительным разрешение РОХа № на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, выданное <Дата> ЦЛРР УМВД России по <адрес> Варфоломееву В. А. на КО-44-01 калибра 7,62х54 мм №№ 1944 года выпуска (л.д. 4-9).
Судом постановлено приведённое выше решение (л.д. 68-75).
В апелляционной жалобе представитель управления МВД России по <адрес> Прокофьева Н.В. просит решение отменить в части определения органа государственной власти, уполномоченного принимать в собственность Российской Федерации огнестрельное оружие и возмещать бывшему собственнику стоимость оружия; в указанной части просит принять новое решение о передаче оружия в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, а также о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии в пользу Варфоломеева В.А. 7 925 рублей. Указывает, что суд не учел того факта, что с <Дата> функции по контролю за оборотом оружия возложены на Росговардию, а не на МВД России (л.д. 79-82).
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства обороны РФ Бакуткина К.А. полагает доводы апелляционной жалобы подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание представители Министерства обороны РФ, Министерства финансов РФ, межрегионального управления Росимущества в <адрес>, войсковой части №, военно-охотничьего общества Забайкалья не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалась в отсутствие указанных представителей.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства внутренних дел РФ, УМВД России по <адрес> Прокофьеву Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, военного прокурора Кратяна Р.В., ответчика Варфоломеева В.А., представителя управления Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес> Якимову Н.П., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что <Дата> войсковая часть 55449 продала Совету ВОО ЗабВО <адрес> охотничий карабин КО-44-01 с нарезным стволом 7,62х54 мм(л.д. 10).
Указанное огнестрельное оружие приобретено Варфоломеевым В.А. в магазине «Выстрел» (л.д. 27-29).
Согласно баллистическому исследованию №с от <Дата>, проведённому ЭКЦ УМВД России по <адрес>, образец огнестрельного оружия «КО-44-01» № №, является винтовкой системы Мосина образца 1891/1930 г. серии ПВ № калибра 7,62х53 мм, 1944 года выпуска, и относится к боевому ручному стрелковому нарезному одноствольному длинноствольному огнестрельному оружию (л.д. 12-14).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что имеющееся в собственности Варфоломеева В.А. оружие является боевым ручным стрелковым нарезным одноствольным длинноствольным огнестрельным оружием, которое в силу закона не может ему принадлежать. Данный вывод суда мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам и оснований для признания его неправильным, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с принятым по делу решением подлежат отклонению.
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
В силу ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» к боевому ручному стрелковому оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение государственных военизированных организаций, исчерпывающий перечень которых приведён в указанной статье, а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, в том числе в органах внутренних дел, утверждены постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 № 1314.
Согласно п.1 вышеназванных Правил оборот оружия осуществляется в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации (далее именуются - государственные военизированные организации).
В силу п.5 Правил государственные военизированные организации имеют право:
продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю, а также нормативно-техническими документами;
продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию органов внутренних дел на торговлю этим оружием и патронами к нему;
временно выдавать оружие должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации;
приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях;
передавать в установленном порядке наградное оружие музеям и организациям, имеющим право на коллекционирование и (или) экспонирование соответствующих видов оружия;
передавать для использования работниками ведомственной охраны государственной военизированной организации, прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, и при отсутствии у них противопоказаний к владению огнестрельным оружием, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия с комплектом патронов для ношения и использования при выполнении обязанностей по защите охраняемых объектов.
Исходя из указанных норм, Варфоломеев В.Ф. не является лицом, в собственности которого может находиться боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие. Боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие не относится к гражданскому оружию, предназначенному для использования гражданами Российской Федерации в целях охоты, в связи с чем выдача разрешений на право хранения по месту жительства и ношения данного оружия нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах, с учётом того, что нахождение боевого оружия в собственности ответчика и выдача разрешений на право хранения по месту жительства и ношения данного оружия противоречит положениям действующего законодательства, требования прокурора о прекращении права собственности данного лица на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие по основанию, предусмотренному ст. 238 ГК РФ, признании недействительным выданного разрешения на хранение и ношение оружия являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно определил орган, которому подлежит передача изъятого оружия, является несостоятельным.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 27 ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел с последующей передачей оружия и патронов к нему в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия в случае аннулирования в установленном порядке разрешения на хранение и ношение оружия.
Согласно п. 22 ст. 12 Федерального закона «О полиции» приём, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, является обязанностью полиции и осуществляется в порядке, определённым Приказом МВД РФ от 17 декабря 2012 г. № 1107.
Министерство внутренних дел Российской Федерации является уполномоченным государственным органом, организующим и осуществляющим контроль за оборотом оружия (п.п. 21 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённое Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699).
Из указанных правовых норм следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение, являются органы внутренних дел.
Иные органы государственной власти правом по изъятию, приёму, хранению и уничтожению оружия не наделены.
Таким образом, в силу приведённых норм, органом, в лице которого оружие подлежит передаче в собственность Российской Федерации, является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, установлено, что Министерство внутренних дел России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
Таким образом, исполнение настоящего решения связано с реализацией возложенных на МВД России обязанностей по осуществлению контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан.
При этом в силу п. 1 ст. 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии» о возложении на Росгвардию полномочий по осуществлению приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ вступает в силу с <Дата> (ч. 2 ст. 35 Федерального закона «О войсках национальной гвардии»).
В связи с чем оснований для возложения на Росгвардию обязанности по приёму изъятого у Варфоломеева В.А. оружия не имеется.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит основания для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░.░░░░░░░