Решение по делу № 2-2683/2019 от 12.04.2019

Дело № 2-2683/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2019 года                                                                         г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Крыгиной Е.В.,

при секретаре Манаховой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутдусова А.У. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение),

УСТАНОВИЛ:

Кутдусова А.У. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Оренбургской области о компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг указав, что она проживает в сельской местности и с 16.09.1985 года являлась медицинским работником, с 04.07.2002 года является получателем страховой пенсии по старости, 21.09.2015 года трудовой договор с медицинским учреждением ею бы расторгнут на основании ч.1 п.3 ст.77 ТК РФ.

Ссылаясь на то, что до 01.01.2005 года она как медицинский работник имела право на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением и это право за ней сохранено, поскольку при изменении порядка реализации льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан в натуральной форме до указанной даты, совокупный объем не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены, что отражено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N5-П, Определении Конституционного суда РФ от 04.12.2007г. №947-О-П, просила суд взыскать с министерства здравоохранения Оренбургской области в возмещение расходов на оплату жилья с отоплением и освещением за период с января 2016 года по декабрь 2018 года денежные средства в сумме 82051,14 рублей.

В судебное заседание Кутдусова А.У. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Кутдусова А.У. с 22.06.1988 года проживает в сельской местности (<адрес>) и с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в <адрес>ную больницу на должность участкового педиатра.

21.09.2015 года трудовой договор с Кутдусовой А.У. расторгнут на основании ч.1 п.3 ст.77 Трудового Кодекса РФ по инициативе работника.           Впоследствии Кутдусова А.У. на основании заключенных срочных договоров продолжила работать страна».

Согласно сведений, представленных УПФР по Оренбургской области Кутдусова А.У. с 04.07.2002 года является получателем страховой пенсии по старости (мать инвалида с детства) в соответствии с п.1 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ.

Согласно сведений, представленных филиалом ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Тюльганском районе Кутдусова А.У. поставлена на учет по категории «Ветеран труда Оренбургской области» и с 01.01.2016 года ей предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. За период с 01.01.2016 года по декабрь 2018 года размер выплаченной компенсации по оплате жилищно – коммунальных услуг составил 21928,17 рублей.

Согласно сведений, представленных филиалом ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Тюльганском районе и ГБУЗ «Тюльганская РБ» компенсация расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение медицинскому работнику Кутдусовой А.У., а также членам ее семьи за период с 01.01.2016 года по 31.12.2018 года не предоставлялись.

Обращаясь в суд, Кутдусова А.У. полагала, что за ней, как за медицинским работником, проживающим в сельской местности, вышедшим на пенсию и пользующимся на 01.01.2005 года льготами по бесплатному предоставлению жилья с отоплением и освещением, это право сохранено, а следовательно, она имеет право на возмещение понесенных расходов по оплате жилищно – коммунальных услуг в размере, превышающем суммы выплаченной компенсации.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает в связи со следующим.

Действительно, согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, до 01 января 2005 года предусматривалось полное освобождение данной категории лиц от внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги по отоплению и освещению (электроснабжению).

С 01 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой, шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Социальная поддержка медиков-пенсионеров по предоставлению коммунальных льгот в тот период была установлена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет.

Данный правовой акт признан недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года № 625, то есть до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Подпунктом 24 пункта 2 введенной в действие с 01 января 2005 года статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года № 1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» установлена выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги, для отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, в том числе работников медицинских организаций, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области.

Статьей 2 указанного Закона установлен размер компенсации в сумме 155 рублей в месяц.

Статьей 4 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года № 1772/301-III-ОЗ определено, что квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляется по месту их работы. Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию.

Определением Верховного Суда РФ от 23.09.2009 года № 47-Г09-45 положения Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года № 1772/301-III-ОЗ признаны не противоречащими федеральному законодательству, поскольку установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31.12.2004 года не уменьшился. Установив компенсацию расходов для медицинских работников, проживающих в сельской местности в сумме 120 рублей, а с 01.01.2007 года в сумме 155 рублей в месяц Закон области положения граждан не ухудшил, при этом в соответствии с нормами федерального законодательства субъект вправе сам определять круг лиц и размер льгот.

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что Кутдусовой А.У. после 2016 года не предоставлялась компенсация по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение, как медицинскому работнику, а с 01.01.2016 года Кутдусова А.У. поставлена на учет по категории «Ветеран труда Оренбургской области» и ей назначена и предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

В силу части 4 статьи 2 Закона Оренбургской области от 02 ноября 2004 года № 1523/254-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» при наличии у гражданина прав на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таким образом, Кутдусовой А.У. был сделан выбор в пользу получения компенсации расходов на коммунальные услуги как лицу, имеющему звание «Ветеран труда Оренбургской области».

В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства здравоохранения Оренбургской области расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе составляющих разницу между фактически понесенными затратами и размером выплаченной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда Оренбургской области» суд отказывает.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кутдусова А.У. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение) - отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

    Судья                                                                                               Е.В. Крыгина

    В окончательной форме решение принято 07.06.2019 года

2-2683/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кутдусова Альмира Утагалеевна
Ответчики
Министерство здравоохранение Оренбургской области
Суд
Центральный районный суд г. Оренбург
Дело на сайте суда
centralny.orb.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее