гр.д.№2(1)а- 52/2019
Решение
Именем Российской Федерации
14 января 2019 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Рябчиковой М.В.,
при секретаре Медведевой Н.Г.,
а также административного ответчика Морозова Владимира Петровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области (Межрайонная ИФНС России №1) к Морозова Владимира Петровича о взыскании недоимки по страховым взносам, пеням,
установил:
Межрайонная ИФНС России №1 обратилась в суд, с административным иском указывая на то, что Морозов В.П. являлся плательщиком страховых взносов. С ДД.ММ.ГГГГг. административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГг. была осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
После прекращения деятельности индивидуального предпринимателя Морозов В.П. не уплатила своевременно и в полном объёме страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год.
В адрес должника было направлено требование от 23 января 2018г. №. Срок исполнения требования истёк 12 февраля 2018г.
Определением мирового судьи судебного участка №1 г.Бугуруслана Оренбургской области от 20 июля 2018г. был отменён судебный приказ от 13 июля 2018г. о взыскании с Морозова В.П. задолженности по страховым взносам и пени.
В связи с чем, просят суд взыскать с Морозова Владимира Петровича задолженность по страховым взносам и пени в размере 28 091 руб. 23 коп., в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 23 400 руб. 00 коп. (№);
- страховые взносы за 2017 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 4 590 руб. 00 коп. (№);
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 84 руб. 63 коп. (№);
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 16 руб. 60 коп. (№).
В судебное заседание представитель административного истца не явился. Суд располагает сведениями о надлежащем извещении. В деле имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Морозов В.П. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Предпринимательскую деятельность не осуществлял, доходов не имел, в связи с чем, не должен платить страховые взносы.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца в соответствии с требованиями ст.150, ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 5 закона, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Индивидуальные предприниматели (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии си. 1.1 ч.1 указанной статьи размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчётный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу п. 1.2 ч,1 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно пунктам 1 и 3 ч.2 ст. 12 ФЗ № 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%. в ФФОМС - 5,1%.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ календарным месяцем начала деятельности признается:
для индивидуального предпринимателя - календарный месяц начала деятельности признается месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
для адвоката - календарный месяц, в котором ему выдано удостоверение адвоката;
для нотариуса, занимающегося частной практикой, - календарный месяц, в котором он наделен полномочиями нотариуса.
Частью 4.1 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ предусмотрено, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчётного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуальною предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчётный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации. Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч.3 ст. 16 №212-ФЗ).В силу п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ к пеням применён порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01 января 2017 г. налоговые органы контролируют полноту и своевременность уплаты страховых взносов; принимают и проверяют отчетность, начиная с расчёта по страховым взносам за I квартал 2017 г.; взыскивают недоимку, пени и штрафы по страховым взносам, в том числе за 2016 год и предыдущие периоды.
В судебном заседании установлено, что действительно административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГг. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
ДД.ММ.ГГГГг. была осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
После прекращения деятельности в качестве ИП, должник не уплатил страховые взносы за 2017 год, а именно:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 23 400 рублей (МРОТ- 7 500 руб. х тариф стразовых взносов в ПФ РФ (26%) х 12 месяцев);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в размере 4 590 руб. (1 МРОТ (7500) х 5.1% х 12 месяцев).
В адрес должника было направлено требование от 23 января 2018г. №. Срок исполнения требования истёк 12 февраля 2018г.
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате недоимки по страховым взносам, в связи с чем, инспекцией была исчислена пеня:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 84 руб. 63 коп. (за период с 10 января 2018г. по 23 января 2018г.: 14 дней х 6.045 (пеня в день);
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в размере 16.60 руб. ( период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. – 14 дней х 1. 18575 (пеня в день)
Определением мирового судьи судебного участка №1 г.Бугуруслана Оренбургской области от 20 июля 2018г. был отменён судебный приказ от 13 июля 2018г. о взыскании с Морозова В.П. задолженности по страховым взносам и пени
В соответствии со ст. 289 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Административное исковое заявление подано с соблюдение сроков, полномочным органом.
Расчёт задолженности по страховым взносам и пени судом проверен. Суд соглашается с произведённым расчётом.
Суд считает необоснованными доводы административного ответчика о том, что неосуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и не получение прибыли, является основанием для освобождения от уплаты страховых взносов, по следующим основаниям.
В силу п.п. 2, 3 ст. 11 Федерального закона от 08 августа 2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) моментом государственной регистрации признаётся внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В Определении от 12 апреля 2005 г. N 164-О Конституционный Суд РФ признал наличие случаев, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя в установленном действующим законодательством порядке. В этих случаях гражданин не лишается возможности, при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период, защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд обязан в этом случае принять во внимание связанные с неисполнением обязательства обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 211-О. Общий правовой смысл изложенных в данном Определении выводов сводится к тому, что правовой статус индивидуального предпринимателя, возникающий с момента государственной регистрации гражданина в таком качестве, сопряжён с рядом обязанностей и рисков. При этом, прекращение действия данного статуса и связанных с ним прав и обязанностей обусловлено исключительно действиями самого индивидуального предпринимателя. В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, при предъявлении требований об уплате недоимки по страховым взносам права ссылаться на данные обстоятельства гражданин не лишён.
В этой связи, при рассмотрении вопроса о взыскании с обязанного лица задолженности по страховым взносам правовое значение имеет не только факт нарушения им обязательства по уплате взносов на обязательное социальное страхование, но обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Бремя доказывания таких обстоятельств лежит на лице, ссылающимся на их существование.
Однако Морозов В.П. таких доказательств не представил. Наличие обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности судом не установлено.
Кроме того, индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данный перечень является окончательным и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, осуществление или неосуществление предпринимательской деятельности, равно как и её результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов.
ИП, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет и дохода от предпринимательской деятельности не имел
Не состоятельными суд считает доводы административного ответчика о том, что Федеральный закон №212 противоречит Конституции Российской Федерации.
Не обоснованными являются доводы Морозова В.П. о том, что налоговая инспекция не осуществляла проверку, осуществлял –ли административный ответчик деятельность в качестве ИП, поскольку данная обязанность отсутствует у налоговых органов.
Учитывая изложенное, суд считает требования административного истца подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В силу ст. 333. 36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче обращении в суд.
В связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Оренбургской области удовлетворить.
Взыскать с Морозова Владимира Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Оренбургской области задолженность по страховым взносам и пени в размере 28 091 (двадцать восемь тысяч девяносто один) руб. 23 коп., в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 23 400 (двадцать три тысячи четыреста) руб. 00 коп. (№);
- страховые взносы за 2017 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 4 590 (четыре тысячи пятьсот девяносто) руб. 00 коп. (№);
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 84 (восемьдесят четыре) руб. 63 коп. (№);
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере Фонд обязательного медицинского страхования в размере 16 (шестнадцать) руб. 60 коп. (№).
Взыскать с Морозова Владимира Петровича государственную пошлину в размере 1 042 (одна тысяча сорок два) руб. 74 коп. в доход соответствующего бюджета согласно нормам отчисления.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья М.В.Рябчикова
Решение изготовлено в окончательной форме 18 января 2019 г.