№
Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
13 мая 2020 года <адрес>
Алатырский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Чибрикиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску
Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании бездействия по невыполнению обязанности по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территории сельского поселения незаконным,
установил:
Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с административным иском к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании бездействия по невыполнению обязанности по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территории сельского поселения незаконным, мотивировав его тем, что Алатырской межрайонной прокуратурой проведена выездная проверка законодательства об отходах производства и потребления на территории <адрес> <адрес>
Проверкой установлено, что в границах <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в овражном массиве на расстоянии 56 м от магазина ИП ФИО1, расположенного по адресу: ул. <адрес> <адрес>, размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов с приблизительной площадью 20x30 м, непосредственно на почве. Отходы представлены полиэтиленовыми пакетами, бумагой, пластиком, битым стеклом, картоном, древесиной, остатками одежды и обуви.
Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка отходов, не сформирован и не состоит на кадастровом учете. Соответственно, определить его правообладателя невозможно.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки и справкой помощника Алатырского межрайонного прокурора, а также схемой расположения несанкционированной свалки отходов на территории Кувакинского сельского поселения.
Выявленный факт нахождения свалки мусора на территории <адрес> поселения <адрес> Чувашской Республики свидетельствует о том, что полномочия местной администрацией по участию в организации деятельности и по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов реализованы ненадлежащим образом. Наличие несанкционированной свалки отходов не только нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, но и может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.
Просит признать бездействие администрации <адрес> поселения <адрес> Чувашской Республики, выразившееся в невыполнении обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территории сельского поселения, незаконным; обязать администрацию <адрес> поселения <адрес> Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу очистить территорию в границах <адрес> поселения <адрес> Чувашской Республики в овражном массиве на расстоянии 56 метров от магазина ИП ФИО1, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, где размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов с приблизительной площадью 20x30 метров, от несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Филимонова Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, суду пояснила, что в границах Кувакинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в овражном массиве на расстоянии 56 м от магазина ИП ФИО1, расположенного по адресу ул. <адрес> Чувашской Республики, размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов с приблизительной площадью 20x30 м, непосредственно на почве. Отходы представлены полиэтиленовыми пакетами, бумагой, пластиком, битым стеклом, картоном, древесиной, остатками одежды и обуви. Выявленный факт нахождения свалки мусора на территории Кувакинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, свидетельствует о том, что полномочия местной администрацией по участию в организации деятельности и по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов реализованы ненадлежащим образом. Наличие несанкционированной свалки отходов не только нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, но и может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.
Представитель административного ответчика – глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики – ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление и телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав старшего помощника Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 указанного Федерального закона).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1.2. СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
При этом объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (пункт 2).
В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно – эпидемиологической службы (в настоящее время – органами Роспотребнадзора) (пункт 2.2).
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации (пункт 3.2).
Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение, Обращение с отходами, Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России №-стот ДД.ММ.ГГГГг., несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Согласно пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение, Обращение с отходами, Термины и определения» собственник отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Судом установлено, что в границах <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в овражном массиве на расстоянии 56 м от магазина ИП ФИО1, расположенного по адресу: ул. <адрес> Чувашской Республики, размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов с приблизительной площадью 20x30 м, непосредственно на почве. Отходы представлены полиэтиленовыми пакетами, бумагой, пластиком, битым стеклом, картоном, древесиной, остатками одежды и обуви.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П и последующих, полномочия по организации деятельности в области обращения с отходами должно закрепляться по общему правилу за муниципальными районами. Законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
В качестве вопроса местного значения муниципального района организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, в целях наиболее эффективной ее реализации не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов государственной власти с органами местного самоуправления городских округов в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека. Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, использование в правоприменительной практике положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве нормативного основания для возложения на городские округа (муниципальные районы) безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территории землях любой формы собственности, влечет, таким образом, нарушение не только закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципа самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления и, соответственно, - нарушение статей 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации. При этом действующее правовое регулирование не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов), без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Приведенные правовые нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят исключительно к вопросам местного значения муниципального района организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судом учтены правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, учтено, что земельный участок, на котором размещены отходы: в овражном массиве на расстоянии 56 м от магазина ИП ФИО1, расположенного по адресу: ул. <адрес> Чувашской Республики относятся к землям не разграниченной собственности.
Следовательно, органы местного самоуправления (муниципальные районы), пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки по вышеуказанному адресу.
При этом, судом учтено, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанностьликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результатедеятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
В соответствии со справкой о результатах проверки законодательства об отходах производства и потребления от ДД.ММ.ГГГГ, составленной помощником Алатырского межрайонного прокурора ФИО3, была проведена выездная проверка законодательства об отходах производства и потребления на территории <адрес> Чувашской Республики. Проверкой установлено, что в границах Кувакинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в овражном массиве на расстоянии № от магазина ИП ФИО1, расположенного по адресу ул. <адрес> Чувашской Республики, размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов с приблизительной площадью 20x30 м, непосредственно на почве. Отходы представлены полиэтиленовыми пакетами, бумагой, пластиком, битым стеклом, картоном, древесиной, остатками одежды и обуви.
Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка отходов, не сформирован и не состоит на кадастровом учете. Соответственно, определить его правообладателя невозможно.
Выявленные факты нахождения свалок мусора на территории <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики свидетельствует о том, что полномочия местной администрацией по участию в организации деятельности и по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов реализованы ненадлежащим образом.
Наличие несанкционированной свалки отходов не только нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, но и может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровья населения.
Вышеуказанный факт подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также фототаблицей к акту проверки.
Таким образом, административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании бездействия по невыполнению обязанности по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территории сельского поселения незаконным подлежатудовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 286-294 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании бездействия по невыполнению обязанности по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территории сельского поселения незаконным удовлетворить.
Признать бездействие администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, выразившееся в невыполнении обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территории сельского поселения, незаконным.
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу очистить территорию в границах Кувакинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в овражном массиве на расстоянии 56 метров от магазина ИП ФИО1, расположенного по адресу: <адрес> Чувашской Республики, где размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов с приблизительной площадью 20x30 метров, от несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.
Об исполнении решения суда сообщить в Алатырский районный суд Чувашской Республики и Алатырскому межрайонному прокурору Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.