РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2020 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Радионовой И.В., при секретаре судебного заседания Рубис С.И., с участием помощника Тайшетского межрайонного прокурора Жаповой Е.Б., административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-869/2020 по административному исковому заявлению ФКУ КП-14 ФИО1 по <адрес> к ФИО2 об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ КП-14 ФИО1 по <адрес> обратилось в суд с административным иском к ФИО2 об установлении административного надзора, указав в обоснование, что приговором мирового судьи судебного участка № в <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 осужден по ст.264.1 УК РФ к 1 году лишения свободы условно, с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев, с лишением права управления транспортным средством на 2 года 6 месяцев.
Постановлением Иланского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. условное осуждение ФИО2 отменено, направлен для отбывания наказания в виде 1 года лишения свободы в колонию строгого режима.
Постановлением Тайшетского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. осужденный переведен на колонию-поселение.
Срок наказания, назначенный осужденному ФИО2, истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием подачи заявления об установлении административного надзора является тот факт, что за период отбывания наказания административный ответчик допустил ряд нарушений установленного порядка отбывания наказания, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В связи с чем, административный истец просит суд установить в отношении осужденного ФИО2, освобождаемого из мест лишения свободы административный надзор сроком на 3 года и административные ограничения при освобождении по отбытии срока наказания, а именно: обязать являться до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в ночное время с 22.00 до 06.00 часов, запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
В судебном заседании административный ответчик ФИО2 возражал против установления административного надзора и ограничений.
Представитель административного истца - ФКУ КП-14 ФИО1 по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав административного ответчика, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение помощника Тайшетского межрайонного прокурора Жаповой Е.Б., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с ч.2 ст.173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Как предусмотрено п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011г. №64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (пункты 1 и 2) ст. 3 Федерального закона РФ от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011г. № 64-ФЗ определено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ.
Согласно ст.86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Как следует из материалов дела, приговором мирового судьи судебного участка № в <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 осужден по ст.264.1 УК РФ к 1 году лишения свободы условно, с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года 6 месяцев.
Обстоятельством, отягчающим наказание по приговору, судом учтен рецидив преступлений.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 условное осуждение отменено, направлен для отбывания наказания в виде 1года лишения свободы в колонию строгого режима.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. осужденный ФИО2 переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение.
Согласно ч.2 ст.15 УК РФ преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести.
В соответствии с пунктом "в" части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действовавшей во время совершения деяния ФИО2) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.
Из представления, выданного начальником отряда ФКУ КП-14, следует, что за период отбывания наказания осужденный ФИО2 характеризуется отрицательно, допускает злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, на беседы воспитательного характера не реагирует, отрицательно воздействует на основную массу осужденных, мешая их исправлению.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденного ФИО2, последний за период отбывания наказания поощрений не имеет, имеет 3 взыскания, из которых одно в виде выговора, два в виде водворения в ШИЗО.
Как следует из копии постановления Врио начальника КП-14 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. – осужденный ФИО2 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Из смысла закона установление административного надзора не является мерой публично-правовой ответственности, назначаемой за совершение какого-либо конкретного преступления либо за нарушение режима отбывания наказания. Административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия. Регулирующий данные правоотношения закон не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае ограничение прав и свобод ФИО2 предусмотрено Федеральным законом от 06.04.2011г. № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных в законе целей.
Юридически значимым обстоятельством для установления административного надзора в данном случае является факт совершения ФИО2 преступления небольшой тяжести при рецидиве преступлений, признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Принимая во внимание личность осужденного ФИО2, его поведение во время отбывания наказания – допускает нарушение режима содержания, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, срок погашения судимости за совершенное преступление, суд полагает необходимым в целях предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, административное исковое заявление ФКУ КП-14 ФИО1 по <адрес> об установлении в отношении ФИО2 административного надзора удовлетворить, установить административный надзор сроком на 2 года.
Суд, принимая решение об установлении административного надзора, исходит из положений ст.4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011г. № 64-ФЗ, которая содержит перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица, в том числе: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток (п.3 ч.1 ст.4 Закона), запрещение выезда за установленные судом пределы территории (п.4 ч.1 ст.4 Закона), обязательной явкой от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п.5 ч.1 ст.4 Закона). Суд при установлении административного надзора одновременно устанавливает и административные ограничения, характер которых следует определить с учетом конкретных обстоятельств дела.
Суд, с учетом данных о личности ФИО2, обстоятельств совершения преступления – преступление совершено в ночное время, в состоянии алкогольного опьянения, считает целесообразным установить в отношении ФИО2 административные ограничения, в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. по местному времени; запрета посещения мест общественного питания, в которых производится продажа спиртных напитков; запрета выезда за пределы муниципального образования <адрес>.
Согласно разъяснениям, данными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012г. № 597-О-О, установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Кроме того, административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, но не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. Применение административного надзора обусловлено освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной судимости, за совершение преступления при рецидиве.
Установление в отношении ФИО2 данных административных ограничений отвечает целям, декларируемым Федеральным законом, и может обеспечить индивидуальное профилактическое воздействие данных ограничений в течение установленного судом срока административного надзора.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным в силу закона, при этом учитывая данные о личности ФИО2, суд считает правильным установления периодичности явки на регистрацию один раз в месяц.
Установленные в отношении ФИО2 ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 06.04.2011г. № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. Установленные судом виды ограничений не допускают несоразмерного ограничений права поднадзорного лица на труд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.ст. 272-273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФКУ КП-14 ФИО1 по <адрес> к ФИО2 об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, административный надзор на срок 2 года и установить административные ограничения:
- обязательная явка поднадзорного лица один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин по местному времени;
- запретить посещения мест общественного питания, в которых производится продажа спиртных напитков;
- запретить выезд за пределы муниципального образования <адрес>.
Срок административного надзора исчислять ФИО2 со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: И.В. Радионова