Решение по делу № 2а-5423/2019 от 12.07.2019

Дело № 2а-5423/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2019 года     г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Симон Н.Б.

при секретаре      Обыскаловой Е.А.,

с участием административного ответчика Куфаева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю к Куфаеву Александру Алексеевичу о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Куфаеву А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование требований указано, что Куфаев А.А. является плательщиком транспортного налога, в связи с принадлежностью ему транспортного средства – автомобиля <данные изъяты>. Требования об уплате ответчиком не исполнены, сумма задолженности на сегодняшний день не погашена.

В последующем истец требования уточнил, просит взыскать задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю не явился, извещен надлежаще.

Административный ответчик Куфаев А.А. в судебном заседании с требованиями не согласился, пояснив, что о судьбе транспортного средства ничего не знает с ДД.ММ.ГГГГ года, так как автомобиль был арестован и в последующем продан с торгов. Сам он в ДД.ММ.ГГГГ году был заключен под стражу, затем осужден, освобожден из мест лишения свободы в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем уведомление и требование не получал.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного производства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства: в отношении легковых свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 120 руб.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (часть 2 статьи 2 Закона Алтайского края в редакции на дату возникновения спорных правоотношений, статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату возникновения спорных правоотношений).

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Куфаеву А.А. принадлежало транспортное средство: <данные изъяты>, рег.знак <данные изъяты>, мощностью двигателя <данные изъяты> л.с., данное транспортное средство снято с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой собственника.

Расчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год произведен налоговым органом в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из мощности транспортного средства, налоговой ставки и периода владения транспортным средством.

По информации налогового органа ответчику в связи с неисполнением обязанности по налогу начислена пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

Проверяя соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания задолженности по налогу, пени, суд приходит к следующим выводам.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статьи 69,70 Кодекса).

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату истечения установленного в требовании срока для уплаты недоимки) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

Как следует из материалов дела, МИФНС России № 15 по Алтайскому краю сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом суммы транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., срок уплаты налога указан до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное налоговое уведомление ДД.ММ.ГГГГ было направлены Куфаеву А.А. по адресу регистрации последнего: ...., по указанному адресу также было направлено и требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата направления ДД.ММ.ГГГГ).

Судом установлено, что приговором Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ Куфаев А.А. осужден <данные изъяты>

Согласно ответу УФСИН России по Алтайскому краю на запрос суда Куфаев А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в .... ...., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в .... ...., из .... ДД.ММ.ГГГГ эпатирован .... для дальнейшего отбывания наказания. Прибыл в .... ДД.ММ.ГГГГ, откуда ДД.ММ.ГГГГ освобожден по постановлению .... от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на неотбытый срок 1 <данные изъяты>, убыл по адресу ....7.

Согласно ответу .... материалы для регистрации по месту пребывания осужденного были направлены в отдел по вопросам миграции МО МВД «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах сборах, по почте такие документы направляются физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, по адресу места жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления указанных документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Согласно положениям п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

П.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту их пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Пунктом 14 предусмотрено, что администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в течение 7 рабочих дней представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации информацию о регистрации граждан по месту пребывания.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства (п. 15 Правил).

Регистрация лица по месту жительства по своей правовой природе представляет собой административной акт уведомления гражданином государственных органов о месте его жительства, за исключением исполнения обязанности администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, представить информацию о регистрации граждан по месту пребывания.

Таким образом, по смыслу закона в обязанность государственных органов не входит направление корреспонденции по иным возможным местам пребывания и нахождения гражданина, если только пребывание этого лица в ином месте не вызвано действиями самих государственных органов (направление в месте лишения свободы по приговору суда за совершение преступления, принудительная госпитализация в лечебное учреждение закрытого типа и т.д.).

Указанное также соотносится и с положениями ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

По сведениям Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Алтайскому краю Куфаев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу ....7, по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ..... В данном случае регистрация Куфаева А.А. по месту пребывания по адресу ...., обусловлена нахождением в местах лишения свободы, в связи с чем налоговое уведомление и требование, направленные по адресу его регистрации, им не могли быть получены по обстоятельствам, независящим от него.

Учитывая, что сведения о регистрации Куфаева А.А. по месту пребывания имели место быть в адресно-справочной службе до направления налогового уведомления и требования, а доказательств их направления налогоплательщику Куфаеву А.А. по месту пребывания в ...., истцом не представлено, суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае исполнение налоговым органом обязанности по направлению налогоплательщику уведомлений только по адресу регистрации нельзя признать надлежащим.

Поскольку положения закона о направлении налогоплательщику налогового уведомления не соблюдены, обязанность по уплате налога у него не возникла.

По тем же основаниям не подлежат удовлетворению исковые требования в части взыскания пени по транспортному налогу, поскольку обязанность по их уплате у ответчика не возникла до получения соответствующего уведомления.

С учетом изложенного административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180,290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.Б. Симон

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-5423/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №15 по Алтайскому краю
Ответчики
Куфаев Александр Алексеевич
Другие
УФНС России по Алтайскому краю
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация административного искового заявления
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
10.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее