Дело № 2а-1586/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2017 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
с участием представителей:
административного истца – Глебова А.В., доверенность б/н от 21.04.2017,
административного ответчика – Филатова Е.С., доверенность № 475 от 06.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Федерального государственного унитарного предприятия «771 ремонтный завод средств связи Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «771 ремонтный завод средств связи Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России) обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконным предписания № 138/20 от 02.09.2017.
Исковые требования мотивированы следующим.
В период с 29.08.2016 по 02.09.2016 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда города Севастополя проведена внеплановая документарная проверка истца с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина в части соблюдения трудового законодательства.
По результатам проверки составлен акт № 272/20 и вынесено предписание № 138/20 от 02.09.2016 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В ходе проверки установлено, что в нарушение части 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ выплата заработной платы в ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России проводилась с нарушением сроков, установленных пунктом 5.1.6 Коллективного договора. В нарушение статьи 140 Трудового кодекса РФ выплата окончательного расчета уволенным работникам не проводилась в день увольнения. На 31.08.2016 сумма задолженности по заработной плате перед работниками составила 13357042,73 руб.
С указанным предписанием истец не согласен, поскольку в данном случае имеет место индивидуальный трудовой спор, который должен разрешаться между работником и работодателем.
Также, по мнению истца, сроки выполнения требований, указанных в предписании, заведомо нереальны и неисполнимы, поскольку в 2016 году на предприятии сложилось тяжелое финансово-экономическое положение, что выразилось в несвоевременной выплате заработной платы сотрудникам предприятия, образованию задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, задолженности перед другими кредиторами по независящим от предприятия обстоятельствам.
ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России не является бюджетным предприятием Министерства обороны РФ и осуществляет свою деятельность за счет государственных контрактов, доводимых Министерством обороны РФ в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
Значительное падение объемов производства на предприятии привело к тяжелому финансовому положению предприятия, нормативы собственных оборотных средств предприятия снизились до нуля, что привело к возникновению задолженности по заработной плате в начале 2016 года.
Технико-экономические показатели ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России за последние 4 года характеризуются явным снижением объемов производства по причине неуклонного снижения объемов заказов. Малые объемы и позднее заключение контрактов на выполнение гособоронзаказов не позволяют в полном объеме использовать производственные мощности предприятия, не дают ритмично работать в течение всего года, а также не позволяют своевременно проводить закупку необходимых материальных средств, что существенно затрудняет выполнение работ по гособоронзаказам.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, просила административный иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исков, исходя из следующего.
Согласно статье 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 356 Трудового кодекса РФ предусмотрены полномочия, которые реализует федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами.
В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно статье 360 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
В соответствии со статьей 361 Трудового кодекса РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Судом установлено, что на основании заявления работника ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России Русиновой Н.В. № 1-678 от 05.08.2016, с целью проверки изложенных в нем фактов в части соблюдения трудового законодательства, Государственной инспекцией труда города Севастополя было издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 10.08.2016 № 277/20 по соблюдению обязательных требований трудового законодательства в отношении ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России.
В период с 29.08.2016 по 02.09.2016 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда города Севастополя Серовой Ю.А. проведена проверка истца, в ходе которой установлены нарушения ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России трудового законодательства, в частности, наличие задолженности по выплате заработной платы на общую сумму 13357042,73 руб. Выборочной проверкой установлено, что за июнь 2016 года не выплачена заработная плата на общую сумму 1901867,65 руб., за июль 2016 года – на сумму 3096846,60 руб., за август 2016 года – на сумму 561930,54 руб. В нарушение статьи 140 Трудового кодекса РФ выплата окончательного расчета уволенным работникам не производится в день увольнения. В нарушение части 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ выплата заработной платы работникам ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России в 2016 году производилась с нарушением сроков, установленных пунктом 5.1.6 коллективного договора.
По результатам проверки составлен акт проверки № 272/20, в отношении директора ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России и ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника государственной инспекции труда города Севастополя – заместителем главного государственного инспектора труда города Севастополя Откидач И.Н. ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного предупреждения.
Постановлением начальника государственной инспекции труда города Севастополя – заместителем главного государственного инспектора труда города Севастополя Откидач И.Н. директор ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.
Также по результатам проверки 02.09.2016 истцу вынесено предписание № 138/20 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в котором предписано в срок до 03.10.2017: произвести погашение задолженности по заработной плате перед работниками ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России за май-август 2016 года в полном объеме, в том числе произвести выплату окончательного расчета уволенным работникам предприятия; одновременно с выплатой задолженности по заработной плате произвести выплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумму всем работникам ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России за каждый день задержки выплаты заработной платы за май-август 2016 года, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно.
Согласно пояснениям директора ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России причиной возникновения задолженности по заработной плате перед работниками явилось существенное снижение объемов заказов.
Вместе с тем, в ходе проверки не были представлены документы, подтверждающие принятие ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм трудового законодательства.
Согласно пункту 2.1.1 Положения «О Государственной инспекции труда города Севастополя», утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 25.08.2014 № 243, инспекция осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проведения проверок, в том числе в организациях, учреждениях, предприятиях по выплате заработной платы, ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 356 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 7 Административного регламента исполнения Государственной инспекции труда города Севастополя государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Государственной инспекции труда города Севастополя от 27.07.2016 № 39 (далее - Регламент), государственные инспекторы вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
При выявлении в результате проведения надзорных мероприятий допущенных работодателем нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Государственной инспекции труда города Севастополя в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в каждом конкретном случае непосредственно по завершению надзорных мероприятий обязаны: выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения: принять исчерпывающие меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в соответствии с действующим законодательством (п. 82 Регламента).
В предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены.
Сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, устанавливаются уполномоченными должностными лицами Государственной инспекции труда города Севастополя, проводивших надзорные мероприятия, и определяются исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования.
Выполнение мероприятий с длительными сроками исполнения может быть предусмотрено этапами.
Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю (его полномочному представителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое вместе со вторым экземпляром предписания приобщается к материалам надзорного дела, хранящегося в Государственной инспекции труда города Севастополя (пункт 83 Регламента).
В соответствии с пунктом 84 Регламента требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки.
На основании аргументированного обращения работодателя о продлении указанных в предписании сроков устранения выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции труда города Севастополя может быть принято решение о продлении установленных сроков.
Невыполнение работодателем в установленные сроки предъявленных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 85 Регламента контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований и исполнением требований, содержащихся в предъявленных работодателям предписаниях, осуществляется уполномоченными должностными лицами Государственной инспекции труда города Севастополя посредством проведения внеплановых проверок в порядке, установленном пунктами 62-79 Административного регламента.
Регламент не предусматривает возможности отмены или изменения сроков исполнения предписания по инициативе государственного инспектора по труду, следовательно, изменение сроков исполнения предписания возможно только в сторону их увеличения и по инициативе работодателя.
Исходя из положений части 2 статьи 22 и главы 57 Трудового законодательства РФ, обязательность исполнения предписания предполагает, что работодатель должен добровольно выполнить требования государственного инспектора труда в полном объеме и в установленные сроки.
Право на труд и на оплату труда закреплено в Конституции Российской Федерации. Заработная плата является одним из источников средств к существованию, источником обеспечения жизненных потребностей работника, потребностей членов его семьи. Невыплата заработной платы влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание Государственной инспекции труда города Севастополя от 02.09.2017 № 138/20 вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах своих полномочий и компетенции, правомерно установлены нарушения трудового законодательства, сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, установлены уполномоченным должностным лицом, исходя из характера нарушений, важности их устранения для обеспечения безопасности работников, их жизни и здоровья, в связи с чем оснований для признания предписания незаконным не имеется.
С учетом вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 05.06.2017.