№ 12-71/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Яранск Кировской области 05 августа 2019 года
Судья Яранского районного суда Кировской области Трухин С.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административной правонарушении – Коновалова А.В.,
заместителя прокурора Яранского района Кировской области Паладьева А.А.,
рассмотрев жалобу Коновалова А.В. на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Ф.И.Н. № № <...> от 16.05.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица:
Коновалова Андрея Витальевича, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Ф.И.Н. № № <...> от 16.05.2019 года должностное лицо – директор МУП «<данные изъяты>» Коновалов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Указанным постановлением Коновалов А.В. признан виновным в нарушении должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при следующих обстоятельствах.
Прокуратурой Яранского района в порядке надзора за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в деятельности МУП «<данные изъяты>» проведена проверка, по результатам которой установлено, что 03.07.2018 МУП «<данные изъяты>» ( далее - Заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru/ опубликовано извещение № <...> о проведении аукциона в электронной форме на поставку твердого топлива (уголь марки Др). Начальная максимальная цена контракта - 18 000 000,00 руб.
По результатам подведения итогов данного электронного аукциона 06.08.2018 между МУП «<данные изъяты>» (Заказчиком) и ООО «<данные изъяты>» (Поставщиком) заключен муниципальный контракт № <...> – 01 на поставку твердого топлива ( уголь марки ДР).
Пунктом 3.3. контракта предусмотрено, что расчеты за поставленный товар производятся в рублях Российской Федерации в форме безналичного расчета денежными средствами, в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком счётов (счетов-фактур) на оплату фактически поставленного товара, товарных накладных, подтверждающих передачу товара Поставщиком Грузополучателю (Заказчику), заверенных оригиналом оттиска печати и подписью материально ответственного лица Заказчика, актов приема-передачи товаров, с указанием количества товара, цены за единицу товара и общей стоимости товара, подписанные без замечаний уполномоченным ФИО2 Заказчика и заверенные оттиском печати Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполнения работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках
оформления результатов такой приемки.
Согласно части 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты" установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемым судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При проверке исполнения контракта было установлено, что 20.09.2018 года подписан акт приема-передачи товара между сторонами договора в количестве 1050 тонн угля и товарная накладная № 26 на поставку угля. Срок для оплаты, согласно контракту, составлял 30 дней. В связи с тем, что 20.10.2018 г. являлось субботой, последним днем оплаты отдельного
контракта без нарушения срока было 22.10.2018 года.
Вместе с тем в установленный срок МУП «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, оплату отдельного этапа муниципального контракта не произвело по состоянию на 23.10.2018 года.
Контракт со стороны Заказчика подписан директором муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» Коноваловым А.В. Согласно Распоряжению администрации Яранского городского поселения № 9 от 21.01.2015 года «О назначении директора МУП «<данные изъяты>» с 21.01.2015 г. Коновалов Андрей Витальевич назначен директором МУП «<данные изъяты>» и осуществлял данные полномочия на период совершения инкриминируемого деяния.
Оплату за поставленную продукцию МУП «<данные изъяты>» в адрес ООО «<данные изъяты>» стали производить только в ноябре 2018 года, а именно:
08.11.2018 - платежным поручением № 957 перечислено 100 000,00 рублей;
16.11.2018 - платежным поручением № 982 перечислено 200 000,00 рублей;
23.11.2018 – платежным поручением № 1003 перечислено 700 000,00 рублей;
27.11.2018 – платежным поручением № 1009 перечислено 400 000, 00 рублей;
30.11.2018 – платежным поручением № 1031 перечислено 350 000,00 рублей.
Всего была перечислена сумма 1 750 000,00 руб.
Коновалов А.В. обратился в суд с жалобой на данное постановление по делу об административном правонарушении, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Свою позицию Коновалов обосновывал тем, что у предприятия отсутствовала финансовая возможность оплаты отдельного этапа муниципального контракта, так как по состоянию на 23.10.2018 кредиторская задолженность составляла около 15 500 000 рублей, дебиторская задолженность – около 7 500 000 рублей. Наличие денежных средств на 23.10.2018 на счете предприятия - около 1 200 000 рублей не свидетельствовали о наличии возможности оплаты товара, т.к. 30.10.2018 наступал срок выдачи заработной платы работникам (аванса), необходимая сумма выплаты составляла около 800 000 рублей (за невыдачу в сроки заработной платы наступает уголовная ответственность). Также на тот момент (конец месяца) деньги требовались и на оплату электроэнергии, неоплата которой могла повлечь за собой срыв отопительного сезона. Ввиду отсутствия денежных средств у предприятия обращался с ходатайством в администрацию Яранского городского поселения 06.07.2018. В результате никаких денежных средств выделено не было из-за их отсутствия в городском бюджете. В связи с изложенным, по мнению Коновалова, МУП «<данные изъяты>» не имел возможности оплатить отдельный этап муниципального контракта ООО «<данные изъяты>» в указанный контрактом срок ни в полном объеме, ни в любой возможной сумме. Лишь в ноябре 2018 года у предприятия МУП «<данные изъяты>» появилась финансовая возможность, и оплата за поставленный уголь была произведена в сумме 1 750 000 рублей (08.11.2018, 16.11.2018, 23.11.2018, 27.11.2018, 30.11.2018).
В судебном заседании Коновалов А.В. свою жалобу поддержал.
Прокурор Паладьев А.А. просил отказать в удовлетворении жалобы, полагая, что отсутствуют основания для отмены оспариваемого постановления.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в судебное заседание не явился, был извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, просил жалобу рассмотреть в его отсутствие.
Представитель потерпевшей организации ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, был извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела. Поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав объяснение Коновалова А.В. и мнение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.30.6 ч.2 п.8 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч.3 ст.30.6 КоАП РФ).
В соответствии с ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Виновность Коновалова А.В. в совершении данного административного правонарушения, подтверждают следующие доказательства:
- постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 10.01.2019, вынесенное заместителем прокурора Яранского района Кировской области Марамзиной Н.В., в отношении директора МУП «<данные изъяты>» по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ;
- информация о контакте № <...>, копия контракта на поставку товара № <...> от 06.08.2018 г. с приложениями и дополнительное соглашение № <...> от 20.09.2018 г. к данному контракту, согласно которым между МУП «<данные изъяты>» (Заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (Поставщик) заключен муниципальный контракт на поставку угля согласно графику поставок, в том числе в сентябре 2018 г. 1000 тонн. Пунктом 3.3. контракта предусмотрено, что расчеты за поставленный товар производятся в рублях Российской Федерации в форме безналичного расчета денежными средствами, в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком счётов (счетов-фактур) на оплату фактически поставленного товара, товарных накладных, подтверждающих передачу товара Поставщиком Грузополучателю (Заказчику), заверенных оригиналом оттиска печати и подписью материально ответственного лица Заказчика, актов приема-передачи товаров, с указанием количества товара, цены за единицу товара и общей стоимости товара, подписанные без замечаний уполномоченным представителем Заказчика и заверенные оттиском печати Заказчика;
- электронная информация о контракте № <...>, электронная информация об изменении контракта и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку твердого топлива (угля марки ДР) для нужд муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>», подтверждающие законность заключение муниципального контракта на закупку угля между МУП «<данные изъяты>» (Заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (Поставщик);
- акт приема-передачи товара к контракту <данные изъяты> от 06.08.2018 и товарная накладная <данные изъяты> от 20.09.2018 на уголь марки Др, согласно которым ООО «<данные изъяты>» осуществило в адрес МУП «<данные изъяты>» поставку угля в количестве 1050 тонн, на общую сумму 4 725 000 рублей;
- платежное поручение от 08.11.2018 № 957, согласно которому МУП «<данные изъяты>» перечислило в адрес ООО «<данные изъяты>» 100 000,00 рублей;
- платежное поручение от 16.11.2018 № 982, согласно которому МУП «<данные изъяты>» перечислило в адрес ООО «<данные изъяты>» 200 000,00 рублей;
- платежное поручение от 23.11.2018 № 1003, согласно которому МУП «<данные изъяты>» перечислило в адрес ООО «<данные изъяты>» 700 000,00 рублей;
- платежное поручение от 27.11.2018 № 1009, согласно которому МУП «<данные изъяты>» перечислило в адрес ООО «<данные изъяты>» 400 000, 00 рублей;
- платежное поручение от 30.11.2018 № 1031, согласно которому МУП «<данные изъяты>» перечислило в адрес ООО «<данные изъяты>» 350 000,00 рублей;
- Устав МУП «<данные изъяты>», согласно которому учредителем организации является муниципальное образование «Яранское городское поселение Яранского района Кировской области»;
- распоряжение администрации Яранского городского поселения о назначении директора МУП «<данные изъяты>» № <...> от 21.01.2015, согласно которому на должность директора МУП «<данные изъяты>» с 21.01.2015 г. назначен Коновалов В.А.;
- копия трудового договора от 21.01.2015 г. с дополнительными соглашениями к нему от 01.12.2017 г., от 01.10.2017, 03.10.2018, 25.05.2016, 03.06.2016, согласно которым с Коноваловым А.В. заключен трудовой договор по должности директора МУП «<данные изъяты>» с 21.01.2015 г. на неопределенный срок;
- распоряжение администрации Яранского городского поселения о назначении директора МУП «<данные изъяты>» № <...> от 28.12.2018, согласно которому директором МУП «<данные изъяты>» назначен Б.В.А. с 18.12.2018 г.;
- ответ администрации Яранского городского поселения от 09.11.2018, отзыв на аттестуемого руководителя МУП «<данные изъяты>» Коновалова А.В., удостоверение о повышении квалификации Коновалова А.В., должностная инструкция директора МУП «<данные изъяты>» от 05.05.2016, подтверждающие наличие у Коновалова на период сентября - октября 2018 г. статуса должностного лица муниципального заказчика;
- оборотно-сальдовые ведомости МУП «<данные изъяты>» за 22.10.2018 г., согласно которым на указанную дату у МУП «<данные изъяты>» имелась дебиторская задолженность 7 636 609, руб., и кредиторская задолженность 18 409 268,14 рублей;
- информация администрации Яранского городского поселения от 18.07.2019 г., согласно которой 09.07.2018 г. от МУП «<данные изъяты>» в администрацию Яранского городского поселения поступало обращение об оказании предприятию финансовой помощи в сумме 700 000 рублей для подготовки к отопительному сезону 2018-2019 г. Администрацией Яранского городского поселения был дан ответ о возможности выделения финансовой помощи в размере 500 000 рублей, для чего предприятию было предложено представить информацию о планируемых работах с предоставлением необходимых расчетов для разработки проекта Решения о внесении изменений в муниципальный бюджет. Однако такая информация от МУП «<данные изъяты>» не поступила. Затем в период с сентября по октябрь 2018 г. письменных или устных обращений от директора МУП «<данные изъяты>» Коновалова в администрацию Яранского городского поселения на выделение предприятию денежных средств для осуществления оплаты поставленного каменного угля ООО «<данные изъяты>» в сумме 4 725 000 рублей не поступало. И лишь 12.11.2018 г. от МУП «<данные изъяты>» в администрацию Яранского городского поселения поступило письменное обращение с просьбой о выделении денежных средств на закупку каменного угля;
- письмо МУП «<данные изъяты>» в адрес администрации Яранского городского поселения от 06.07.2018 с просьбой об оказании предприятию МУП «<данные изъяты>» финансовой помощи для подготовки к отопительному сезону 2018-2019 в размере 700 тысяч рублей для ремонта котлов и котельного оборудования, замены трубопроводов и изоляции тепловых сетей, установки приборов учета тепловой энергии;
- письмо администрации Яранского городского поселения от 30.07.2018 г. в адрес МУП «<данные изъяты>» о возможности оказания финансовой помощи в размере 500 000 рублей, с предложением предоставить конкретную информацию о планируемых работах с необходимыми расчетами до 01.08.2018 г.;
- письмо МУП «<данные изъяты>» в адрес администрации Яранского городского поселения от 12.11.2018 с просьбой о выделении предприятию МУП «<данные изъяты>» денежных средств на закупку угля в размере 1 800 000 рублей
- письмо администрации Яранского городского поселения от 12.11.2018 г. о невозможности выделения денежных средств на приобретении 400 тонн угля;
- информация ООО «<данные изъяты>» от 18.07.2019 г. о том, что в октябре 2018 г. ими не была осуществлена поставка угля в адрес МУП «<данные изъяты>» по причине неоплаты предыдущей части поставки в объеме 1050 тонн;
- претензионное письмо от 06.12.2018 г., согласно которому МУП «<данные изъяты>» выразило претензию поставщику ООО «<данные изъяты>» за нарушение сроков и объемов поставки угля;
- информации МУП «<данные изъяты>» от 17.07.2019 г. и от 19.07.2019 г. с приложенными копиями платежных поручений, согласно которым сроки выплаты заработной платы на предприятии - 15 числа зарплата, 30 числа аванс. На 30.10.2018 г. предприятием был начислен и выплачен аванс своим работникам и заработная плата при увольнении работника в общем размере 670 230 рублей 53 коп. Следующая выплата заработной платы планировалась и была осуществлена 15.11.2018 г. в сумме 723 575 рублей 97 коп. Выплата налогов, в том числе НДФЛ с заработной платы работников, за октябрь 2018 г. подлежала уплате до 15.11.2018 г.
- выписки о движении денежных средств по счету, согласно которым на двух расчетных счетах МУП «<данные изъяты>» на 22.10.2018 г. имелись безналичные денежные средства в общей сумме 1 278 285 рублей 19 копеек.
Оценив указанные доказательства, суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными. Они в своей совокупности полностью подтверждают событие инкриминируемого Коновалову деяния, которое им не оспаривалось. Также суд считает доказанной полностью и вину Коновалова в его совершении.
В частности, Коновалов как директор предприятия должен был заблаговременно принимать меры к обеспечению наличия у предприятия финансовых средств для исполнения своих обязательств. Однако после поставки части угля 20.09.2018 г. согласно графику поставки Коноваловым в течение 30 дней не были приняты все возможные и исчерпывающие меры к выполнению обязанностей по оплате муниципального контракта. Так в сентябре и октябре 2018 г. Коновалов не обращался в администрацию Яранского городского поселения с просьбой об оказании предприятию финансовой помощи. До этого, он с заявлениями об оказании финансовой помощи для закупки угля в администрацию Яранского городского поселения также не обращался. Лишь 12.11.2018 г. он обратился за такой помощью. В июле 2018 г. он обращался в администрацию Яранского городского поселения по другому поводу - для оказания финансовой помощи для ремонта котельных, трубопроводов и т.п., не связанных с закупкой угля. При этом администрация Яранского городского поселения в июле-августе 2018 г. готова была предоставить финансовую помощь предприятию в сумме 500 тысяч рублей. Однако Коновалов, как директор, не обеспечил подготовку предприятием необходимой документации для выделения такой помощи.
При этом на момент окончания срока оплаты поставленного угля в адрес ООО «<данные изъяты>» - на 22.10.2018 г. - на расчетных счетах МУП «<данные изъяты>» на 22.10.2018 г. имелись безналичные денежные средства в общей сумме 1 278 285 рублей 19 копеек, за счет которых возможно было погасить часть задолженности за поставленный уголь. При этом полагающаяся впоследствии к уплате заработной платы работникам предприятия 30.10.2018 г. в качестве аванса сумма 670 230 рублей 53 коп. была гораздо меньше суммы средств на счетах предприятия. Последующие платежи заработной платы и выплаты налогов подлежали уплате предприятием 15.11.2018 г., при этом предприятие имело возможность принять меры к получению платы за коммунальные ресурсы с населения до 15.11.2018 г. и за счет этого осуществить выплату заработной платы и налогов. Наличие таких средств у предприятия подтверждается и тем фактом, что после начала прокурорской проверки в ноябре 2018 г. средства в адрес ООО «<данные изъяты>» были частично выплачены.
Доводы Коновалова, что у него была крайняя необходимость в неперечислении ООО «<данные изъяты>» даже части оплаты по контракту, имевшейся в распоряжении предприятия, необоснованны, голословны, ничем документально не подтверждены, суд их отвергает.
ООО «<данные изъяты>» утверждает, что поставка последующей партии угля не в срок была обусловлена нарушением муниципальным заказчиком МУП «<данные изъяты>» сроков оплаты по контракту.
Таким образом, у предприятия МУП «<данные изъяты>» в период с 20.09.2018 по 22.10.2018 г. была финансовая возможность и свободные денежные средства для оплаты хотя бы части поставленного угля по муниципальному контракту. Но директором МУП «<данные изъяты>» его обязанности как должностного лица муниципального заказчика надлежащим образом выполнены не были. Поэтому суд считает вину Коновалова в совершении инкриминируемого административного правонарушения установленной.
Таким образом, выводы обжалуемого постановления о наличии в действиях Коновалова состава административного правонарушения. предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, являются верными.
Оснований для признания деяния малозначительным в порядке ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается, поскольку деяние было направлено против установленного порядка осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд и повлекло существенное нарушение законных прав и интересов поставщика по муниципальному контракту ООО «<данные изъяты>» в виде неполученной в установленный законом срок оплаты по муниципальному контракту в значительной сумме.
При рассмотрении дела существенных нарушений требований КоАП РФ не допущено. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.01.2019 г. составлено с соблюдением требований ст. 25.1. 28.2, 28.4 КоАП РФ. О дате составления протокола Коновалов извещался надлежащим образом по месту своего жительства (что подтверждается повесткой, почтовым конвертом и адресной справкой о месте жительства Коновалова).
Наказание Коновалову назначено в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ в минимальном размере. Оснований для его снижения нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Ф.И.Н. № <...> от 16.05.2019г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора МУП «<данные изъяты>» Коновалова А.В. - оставить без изменения, а жалобу Коновалова А.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Яранский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья - Трухин С.А.