УИД №21RS0024-01-2020-000568-57
№2а-1091/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Индриковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Николаевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семеновой Анастасии Юрьевны к судебному приставу-исполнителю Калининского РОСП г. Чебоксары Никитиной Надежде Петровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии, о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Семенова А.Ю. после уточнения требований обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Калининского РОСП г. Чебоксары Никитиной Н.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии, о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 19 сентября 2019 года о взыскании исполнительского сбора.
Требования мотивированы тем, что в отношении должника Семеновой А.Ю. возбуждено исполнительное производство №103824/19/21003-ИП. Постановлением от 19 сентября 2019 г. с Семеновой А.Ю. взыскан исполнительский сбор в размере 1000 руб. Административный истец просит отменить оспариваемое постановление по мотиву его незаконности, поскольку должником требования исполнительного документа были исполнены в установленный срок.
В судебное заседание административный истец Семенова А.Ю. не явилась, в письменном заявлении просила дело рассмотреть без ее участия, требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии в судебное заседание не явился, извещен о дне судебного разбирательства.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Калининского РОСП г. Чебоксары Никитина Н.П. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст.ст. 218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, в течение десяти дней со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 360 КАС Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.121 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересы административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Судом установлено, что 12 августа 2019 года возбуждено исполнительное производство №103824/19/21003-ИП в отношении должника Семеновой А.Ю. о взыскании в пользу взыскателя Фадеева Б.П. 8000 руб. на основании исполнительного документа, выданного Вурнарским районным судом ЧР. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
19 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем Калининского РОСП г. Чебоксары Никитиной Н.П. вынесено постановление о взыскании с Семеновой А.Ю. исполнительского сбора в размере 1000 руб.
Постановлением судебного пристава Калининского РОСП г. Чебоксары УФССП по ЧР от 18 февраля 2020 года постановление о взыскании исполнительского сбора от 19 сентября 2019 года отменено.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона №229-ФЗ).
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного закона, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона №229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона).
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» установлено, что отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца).
Действия судебного пристава-исполнителя соответствовали целям и задачам исполнительного производства и были направлены на реализацию правильного и своевременного исполнения судебного акта.
Системное толкование приведенных положений закона свидетельствует о том, что для удовлетворения требований административного иска Семеновой А.Ю. должно быть указано не только на нарушения закона, допущенные судебным приставом-исполнителем, но и на такие последствия, которые бы свидетельствовали о нарушении прав административного истца. Таких обстоятельств судом по делу не установлено.
Принимая во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения данного административного дела, оспариваемое постановление отменено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме, поскольку отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Семеновой Анастасии Юрьевны к судебному приставу-исполнителю Калининского РОСП г. Чебоксары Никитиной Н.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии, о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП г. Чебоксары от 19 сентября 2019 года о взыскании исполнительского сбора.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 23 марта 2020 года.
Судья М.Ю. Индрикова