Дело № 2-2573/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2019 года город Иваново
Ленинский районный суд г.Иваново в составе
председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,
секретаря Алеева И.Ю.,
с участием представителя заявителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях Бонокиной Елены Александровны,
представителей заинтересованного лица Владимирской таможни Соколовой Марины Викторовны, Турыгиной Елены Михайловны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права федеральной собственности на нее,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обратилось в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права федеральной собственности на нее, мотивировав его следующим.
Владимирской таможней в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях) было направлено письмо от 12.08.2019 № с пакетом документов, из которого следует, что 07.08.2019 истек срок хранения товаров, задержанных по протоколам задержания № от 08.07.2019, находившихся во владении <данные изъяты> по адресу: <адрес> на основании акта приема-передачи имущества на ответственное хранение б/н от 08.07.2019.Согласно протоколу о задержании товаров и документам на них, составленным должностным лицом таможенного органа старшим государственным таможенным инспектором Кинешемского таможенного поста ФИО5 о задержании у ООО «Текстиль-Импорт» на основании п. 1 ст. 379Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следующих товаров и документов на них, товар представляет собой сыпучее вещество желтовато-коричневого цвета, похожее на строительный песок, в количестве 880 полипропиленовых мешков, вес брутто - 19915,4 кг.Данные внесены согласно акту таможенного досмотратовара№ от 03.05.2019. Стоимость товара не определена. Средства идентификации не применялись.На основании п. 4 ст. 379 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Владимирской таможней данное имущество передано на хранение <данные изъяты> по акту приема-передачи от 08.07.2019.Уведомлением о предстоящем истечении предельного срока хранения от 22.07.2019 б/н Владимирская таможня проинформировала ООО «Текстиль-Импорт» о том, что срок хранения товаров, изъятых (хранящихся) на основании протокола о задержании товаров и документов на них от 08.07.2019 б/н истекает 06.08.2019. Владимирской таможней составлен акт об истечении сроков хранения задержанных товаров от 07.08.2019 б/н.Вышеуказанное имущество не было востребовано у Владимирской таможни.До настоящего времени собственник указанных вещей с заявлением о возвращении данного имущества во Владимирскую таможню не обращался.Данное имущество является невостребованным.Уведомлением от 12.08.2018 № в соответствии со ст. 320 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2017 № 405 «О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Владимирская таможня уведомила МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о предстоящей передаче вышеуказанного товара заявителю, как организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на распоряжение задержанными товарами.По акту приема-передачи задержанного имущества № от 23.09.2019 МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях приняло имущество в виде сыпучего вещества желтовато-коричневого цвета, похожего на строительный песок, в количестве 880 полипропиленовых мешков, вес брутто - 19915,4 кг, учетной стоимостью 238182,07 руб.В настоящее время вышеуказанное имущество передано заявителем на хранение по акту приема-передачи от 23.09.2019 ООО «Феникс» (<адрес>).Дальнейшее распоряжение товарами, задержанными таможенным органом, осуществляется в соответствии со ст. 320 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вышеуказанные задержанные товары, принятые от Владимирской таможни, содержат признаки бесхозяйного имущества.Имеются основания полагать, что вышеуказанные вещи не имеют законного собственника, либо собственник отказался от права собственности на данное имущество.Товары, заявленные к признанию бесхозяйными, не были востребованы не только в течение предельных сроков хранения, но и после их истечения. Мер по таможенному оформлению данных товаров не предпринималось.Непринятие мер по таможенному оформлению товаров при надлежащем уведомлении их собственника свидетельствует об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом и, следовательно, является отказом от права собственности на это имущество.Порядок обращения в собственность движимых вещей, брошенных собственником или иным образом оставленных им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), предусмотрен п.2 ст.226 ГК РФ, согласно которому брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
На основании изложенного заявитель просит суд признать бесхозяйными движимые вещи, а именно: сыпучее вещество желтовато-коричневого цвета похожее на строительный песок в количестве 880 полипропиленовых мешков, вес брутто - 19915,4 кг, учетной стоимостью 238182,07 рублей, признав право собственности Российской Федерации на них.
В судебном заседании представитель заявителя Бонокина Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что поскольку нет ясности в том, что за товары задержаны (покупатель отказался декларировать товар, так как заказывал синтетическое волокно, а не сыпучее вещество), проведение заявителем экспертизы в отношении задержанного имущества и определение его дальнейшей судьбы (предположительно, путем реализации) невозможно без признания на него права федеральной собственности.
Представители заинтересованного лица Владимирской таможни Соколова М.В., Турыгина Е.М. против удовлетворения заявления возражали, полагая, что в силу ст. 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары, задержанные таможенными органами и не востребованные собственником, подлежат реализации в порядке установленном данным Кодексом, с учетом уплаты необходимых таможенных платежей; и только в случае если расходы, связанные с подготовкой к реализации и реализацией задержанных товаров, превышают их стоимость, они могут быть использованы или уничтожены в ином порядке, в том числе в порядке, предлагаемом заявителем.
Представители заинтересованных лиц ООО «Феникс», ООО «Текстиль-Импорт» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке; их неявка при надлежащем извещении не является препятствием к рассмотрению заявления.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Владимирской таможней задержано движимое имущество: сыпучее вещество желтовато-коричневого цвета, похожее на строительный песок, в количестве 880 полипропиленовых мешков, вес брутто 19915,4 кг, учетной стоимостью 238182, 07 рублей, котороебыло принято МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от Владимирской таможни, как невостребованноеООО «Текстиль-Импорт», являющимся получателем данного имущества, ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза перевозчиком - <данные изъяты> по товарно-сопроводительным документам № № от 24.04.2018, коммерческий инвойс № № от 29.01.2018, транзитная декларация № от 25.04.2018.
В связи с тем, что при таможенном досмотре товара было установлено, что в грузовом отделении контейнера находится сыпучее вещество желтовато-коричневого цвета, похожее на строительный песок, в количестве 880 полипропиленовых мешков, вес брутто 19915,4 кг, таможенной службой выявлено расхождение фактически предъявленного к досмотру товара с товаром, указанным в товарно-сопроводительных документах (полиэфирное волокно 100%), о чем составлен Акт таможенного досмотра № от 28.04.2018.
16.05.2018 на данный товар был наложен арест согласно протоколу №; товар был передан на ответственное хранение СВХ ООО «ТДЛ-Текстиль» по акту приема-передачи от 16.05.2018.
Как следует из объяснений представителей лиц, участвующих в деле, покупатель (грузополучатель) товара – ООО «Текстиль-Импорт» - от его получения отказался, поскольку данный товар не заказывал; ожидал поставки синтетического волокна.
Грузоперевозчик ООО «БТМ» постановлением по делу об административном правонарушении от 16.10.2018, вынесенным мировым судьей судебного участка № 3 Кинешемского судебного района Ивановской области (дело № 5-628/2018), был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ (сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам), путем наложения административного штрафа в размере 50000 рублей без конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ст. 379 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Владимирской таможней товар был передан на хранение СВХ <данные изъяты> по акту приема-передачи от 08.07.2019.
Уведомлением о предстоящем истечении предельного срока хранения от 22.07.2019 б/н Владимирская таможня проинформировала ООО «Текстиль-Импорт» о том, что срок хранения товаров, изъятых (хранящихся) на основании протокола о задержании товаров и документов на них от 08.07.2019 б/н, истекает 06.08.2019; составлен акт об истечении сроков хранения задержанных товаров от 07.08.2019 б/н.
В соответствии со ст. 320 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) Владимирская таможня направила заявителю уведомление от 12.08.2018 №, на основании которого МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях приняло спорное имущество, учетной стоимостью 238182,07 рублей,по акту приема-передачи задержанного имущества № от 23.09.2019, передав его на хранение по акту приема-передачи от 23.09.2019 ООО «Феникс».
Спорное движимое имущество в течение длительного времени никем не востребовано.
В статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с п. 1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374 (далее – Положение) территориальный орган (межрегиональный территориальный орган) Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный органРосимущества) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного,изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг иправоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно подпункту 4.1.1 Положения территориальный орган Росимущества осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Подпунктом 5.3 Положения территориальный орган Росимущества с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право представительствовать в судах, обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным, следовательно, заявитель наделен полномочиями по обращению в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и о признании права федеральной собственности на него.
В соответствии с п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании ст.236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие- либо права на это имущество.
В силу ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 данной статьи, в частности, если брошенное движимое имущество не является малоценным (стоимость его ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда) или отходами, ломом, браком продукции, оно поступает в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица оно признано судом бесхозяйным.
Каким-либо сроком владения брошенным движимым имуществом возможность признания его бесхозяйным (в отличие от недвижимого имущества) не обусловлена.
Согласно ч.ч. 11, 12 ст. 317 Федерального закона № 289-ФЗ по истечении срока хранения задержанных товаров - 30 календарных дней со дня их задержания - невостребованные задержанные товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, подлежат реализации или уничтожению в соответствии со ст. 320 указанного Федерального закона.
В соответствии со ст. 320 Федерального закона № 289-ФЗ товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 Кодекса Союза, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 Кодекса Союза, подлежат реализации, если иное не установлено статьей 382 Кодекса Союза.
Распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со ст. 317Федерального закона № 289-ФЗ, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» таким уполномоченным органом определено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), на которое возложены функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» утверждено Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с которым намерен действовать заявитель в случае принятия судом решения о признании спорного имущества бесхозяйным и признании на него права федеральной собственности.
В рассматриваемом случае Владимирской таможней выполнены все вышеуказанные мероприятия, предусмотренные ст. 320 Федерального закона № 289-ФЗ, в том числе уведомлено лицо, во владении которого товары находились на момент задержания, о дате наступления события, позволяющего распоряжаться задержанными товарами, и предстоящей передаче их уполномоченному органу; составлен акт об истечении срока хранения таких товаров, который является основанием для распоряжения задержанными товарами в соответствии с указанной статьей; уведомлен уполномоченный орган об истечении срока их хранения, о месте нахождения товаров, об их количестве и о других характеристиках, необходимых уполномоченному органу для организации принятия и вывоза товаров, с приложением копии протокола задержания; невостребованный товар передан по акту приема-передачи уполномоченному органу (в лице его представителя - ООО «Феникс»).
Заявитель (уполномоченный орган) принял спорное имущество по Акту приема-передачи задержанного имущества № от 23.09.2019 и передал его на хранение ООО «Феникс» по акту приема-передачи от 23.09.2019.
В силу ч.ч. 12, 14-16 ст. 320 Федерального закона № 289-ФЗ в целях обеспечения своевременности и полноты перечисления в федеральный бюджет причитающихся денежных средств реализация задержанных товаров осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в возможно короткий срок, но не позднее трех месяцев со дня подписания акта приема-передачи.
В случае, если расходы по перевозке (транспортировке), перегрузке (погрузке, выгрузке), хранению задержанных товаров и иные расходы, связанные с подготовкой к реализации и реализацией этих товаров, превышают их стоимость, а также в других случаях, установленных Правительством Российской Федерации, такие товары подлежат уничтожению либо переработке уполномоченным органом.
Уничтожение или переработка задержанных товаров, а также возмещение расходов по перевозке (транспортировке), перегрузке (погрузке, выгрузке), хранению и иных расходов, связанных с подготовкой к реализации и реализацией таких товаров, осуществляется за счет лиц, указанных в ч. 2 ст. 317Федерального закона № 289-ФЗ, а при отсутствии таких лиц за счет средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в отношении отдельных категорий товаров.
С момента фактического приема по акту приема-передачи задержанных товаров до момента их реализации, уничтожения либо переработки уполномоченный орган обеспечивает их сохранность и в случае их утраты несет ответственность:1) перед таможенными органами по возмещению в федеральный бюджет денежных средств в размере таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день их задержания;2) перед владельцами переданных ему для распоряжения товаров по возмещению этим лицам стоимости утраченных товаров за вычетом сумм, подлежащих удержанию в соответствии со статьей 383 Кодекса Союза.
В силу ст. 324 Федерального закона № 289-ФЗ распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность на основании судебного акта, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то есть в соответствии с Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства».
Согласно п. 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 Положения.
Из объяснений представителя заявителя следует, что в целях выполнения вышеуказанных требований в случае признания спорного имущества бесхозяйным и признании на него права федеральной собственности (обращения в собственность государства), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях намерено организовать проведение экспертизы имущества в целях определения возможности его дальнейшей реализации.
Таким образом, вопреки доводам заинтересованного лица – Владимирской таможни, суд не усматривает противоречий между вышеуказанным порядком распоряжения спорным имуществом, который предлагает заявитель, и нормами статьи 382 Таможенного кодекс Евразийского экономического союза, предусматривающими не только возможность реализации задержанного и невостребованного в срок товара, но и иные способы распоряжения им в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных данным Кодексом, то есть в данном случае – в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства».
Непринятие мер по таможенному оформлению товаров при надлежащем уведомлении грузополучателя, отказавшегося декларировать товар, который им не приобретался; учитывая осведомленность грузоперевозчика об указанном обстоятельстве, привлеченного к административной ответственности засообщение в таможенный орган недостоверных сведений о ввозимом товаре, и отсутствие иных лиц, являющихся правообладателями товара, свидетельствует об устранении собственника спорного задержанного имущества от владения, пользования и распоряжения им, следовательно, расценивается судом как отказ от права собственности на это имущество, в силу чего оно, как брошенное, приобретает статус бесхозяйного имущества, поступившего во владение заявителя.
При таких обстоятельствах заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о признании спорного имущества бесхозяйным и признании на него права собственности Российской Федерации является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на следующее движимое имущество, являющееся бесхозяйным: сыпучее вещество желтовато-коричневого цвета, похожее на строительный песок, в количестве 880 полипропиленовых мешков, вес брутто 19915,4 кг, учетной стоимостью 238182 (двести тридцать восемь тысяч сто восемьдесят два) рубля 07 копеек, переданное заявителю по Акту приема-передачи задержанного имущества № от 23.09.2019.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Шолохова Е.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 25.11.2019