Дело <№> 17 апреля 2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Красносельский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Корнильевой С.А.
с участием прокурора Ивановой Н.И.
при секретаре Мамедовой Ш.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов Васильева А. С. к ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов Васильева А.С. к ГБСУ СО «ПНИ <№>» об обязании совершить определенные действия, указывая, что Васильев А.С. проживает в ГБСУ СО «ПНД <№>», расположенном по адресу: <адрес>, Красное Село, <адрес>. В соответствии с решением суда и согласно информации органов опеки и попечительства он признан недееспособным. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в 2012 году ГБСУ СО «ПНИ <№>» в местную администрацию муниципального образования <адрес> представлены отчеты о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управления этим имуществом за 2011 год, в которых не содержится сведений о состоянии имущества и месте его хранения, о доходах, полученных от управления имуществом подопечного, расходах, произведенных за счет имущества подопечного – истца. В отчетах не указаны даты получения денежных сумм со счетом подопечных и не указаны даты произведенных за счет этих сумм затрат на нужды подопечного. В отчетах отсутствуют сведения о расходах, произведенных с предварительного согласия органа опеки и попечительства за счет имущества подопечного. К данным отчетам не были приложены для предоставления документы (копии товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и иные платежные документы). Фактически ГБСУ СО «ПНИ <№>» предоставлены в орган опеки и попечительства МА МО <адрес> пустые бланки. Игнорирование указанных требований законодательства способствуют нарушению прав недееспособного гражданина, неспособного самостоятельно защитить свои имущественные права. В связи с изложенным, <адрес> Санкт-Петербурга просит обязать СПб ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» предоставить в орган опеки и попечительства МО <адрес> отчет, предусмотренный ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве», по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ <№> от <дата>, о хранении, об использовании имущества подопечного Васильева А.С. и об управлении его имуществом за 2011 год, взыскать с ответчика госпошлину в доход государства в размере 200 руб.
<адрес> в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просит обязать СПб ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» предоставить в орган опеки и попечительства МО <адрес> отчет, предусмотренный ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве», по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ <№> от <дата>, о хранении, об использовании имущества подопечного Васильева А.С. и об управлении его имуществом за 2011 год и взыскать с ответчика госпошлину в доход государства.
Представитель ответчика СПб ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» - Фролов В.Б. в судебном заседании возражал по заявленным исковым требованиям по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление (л.д. 18-24).
Представитель 3-го лица МА МО <адрес> в судебное заседание явилась, поддержала заявленные исковые требования.
Представитель 3-го лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 28), заявленные исковые требованиям поддерживают по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 29-31).
При таком положении, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-го лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Васильев А. С. проживает в ГБСУ СО «ПНД <№>», расположенном по адресу: <адрес>, Красное Село, <адрес>.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> Васильев А.С. признан недееспособным (л.д. 4).
В ходе проведения проверки соблюдения действующего законодательства в сфере защиты социальных прав граждан, проживающих в ГСУ СО «ПНИ <№>», <адрес> Санкт-Петербурга в МА МО <адрес> были запрошены сведения о поступлении в местную администрацию отчетов от ПНИ <№> о хранении, об использовании имущества совершеннолетних недееспособных граждан, согласно списка (л.д. 5, 6-7).
По сообщению МА МО <адрес> в адрес <адрес> Санкт-Петербурга, администрацией ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» представлены отчеты за 2011 год с требований ст. 25 ФЗ от <дата> № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и требований Постановления Правительства РФ от <дата> <№> «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан». Отчеты о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении подопечного представлены без приложения документов (копий лицевых счетов, копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Отчет опекуна не содержит сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного.
В отчете опекуна не указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного, отсутствуют сведения о расходах, произведенных с согласия органов опеки и попечительства за счет имущества совершеннолетнего подопечного. На основании вышеизложенного, представленные отчеты не могут быть утверждены руководителем органа опеки и попечительства (л.д. 8).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона «Об опеке и попечительстве» надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Положениями ч. 2 ст. 24 указанного Закона предусмотрено, что орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
С приведенными полномочиями органа опеки и попечительства связаны положения ст. 25 Закона, согласно части 1 которой опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Согласно части 2 той же статьи отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.
Частью 3 статьи 25 предусмотрено, что отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Таким образом, исходя из анализа приведенных положений, предоставление отчета опекуна или попечителя связано с обеспечением соблюдения прав и законных интересов подопечного и является элементом отношений по контролю за деятельностью опекуна (попечителя) со стороны органа опеки и попечительства. При этом предоставление отчета само по себе не может считаться формой восстановления тех или иных прав самого подопечного, в защиту которого предъявлен иск прокурором, поскольку в зависимости от достоверности сведений, изложенных в отчете, он может быть утвержден или не утвержден органом опеки и попечительства.
В соответствии с п. 4 ст. 35 ГК РФ, недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
Аналогичные положения содержатся в части 5 ст. 11 ФЗ № 48-ФЗ от <дата> «Об опеке и попечительстве», а также в части 2 ст. 7 Закона РФ от <дата> <№> «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
В силу части 2 статьи 1 ФЗ «Об опеке и попечительстве» положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
С учетом приведенной нормы нельзя признать обоснованными доводы ответчика о том, что СПб ГБСУ СО «ПНИ <№>» лишь исполняет обязанности опекуна и поэтому на ответчика не распространяются требования закона о предоставлении отчетов в орган опеки и попечительства.
Кроме того, ответчик, исходя из действующего правового регулирования условий пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания, имеет реальную возможность предоставлять органу опеки и попечительства ту информацию, включение которой в отчеты предусмотрено законом.
По смыслу ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психоневрологический интернат относится к числу учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от <дата> N 45 утверждено Разъяснение «О перечислении пенсии лицам, находящимся в психиатрическом учреждении», в пункте 2 которого указано, что несовершеннолетним в возрасте до 14 лет и лицам, признанным в установленном порядке недееспособными, пенсия выплачивается их опекунам.
По смыслу абзаца 2 того же пункта опекунами вышеназванных лиц, находящихся в психиатрических учреждениях, если им ранее до помещения в указанные учреждения органами опеки и попечительства опекуны назначены не были, по нормам ст. 7 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и ст. 35 ГК РФ являются эти учреждения.
Согласно п. 2.1. Разъяснения, выплата пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения, путем перечисления сумм на счет учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм.
Согласно п. 2.4. Разъяснения, суммы пенсий, хранящиеся на депозитном счете, используются на личные нужды пенсионеров, в соответствии с решением комиссии, которая создается руководителем учреждения из представителей администрации и бухгалтерии. Председателем этой комиссии является руководитель учреждения.
Комиссия составляет перечень товаров на личные нужды пенсионера и назначает лиц, ответственных за приобретение товаров и их выдачу. Решение комиссии оформляется протоколом. Протоколы ведутся в отдельной книге, страницы которой должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью учреждения. Комиссия осуществляет контроль за целевым расходованием средств.
Бухгалтерия учреждения снимает и выдает суммы пенсии с указанного счета на основании решения комиссии.
Приобретение товаров на личные нужды пенсионеров подтверждается платежными поручениями, чеками, счетами – накладными. Выдача товаров оформляется актом, который подписывается лицами, ответственными за их приобретение и выдачу. Акт утверждается руководителем учреждения.
П. 2.5. Разъяснения предусмотрено, в частности, что поступающие от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, денежные средства учитываются в книге «Текущих счетов и расчетов» ф. 292, где на каждого пенсионера открывается отдельный лицевой счет. В этих же лицевых листах производятся также записи (на основании решения комиссии) о списании израсходованных сумм и выводятся остатки неиспользованных средств.
Согласно п. 2.6. Разъяснения, ответственность за правильное расходование средств на выплату пенсий, поступивших от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, несут руководитель и главный бухгалтер учреждения в соответствии с действующим законодательством.
П.2.7. Разъяснения предусмотрено, что обоснованность перечисления средств на выплату пенсий, а также правильность их расходования учреждением проверяется соответствующими органами в установленном порядке. Эта норма согласуется с приведенными выше положениями ст. ст. 24, 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Таким образом, ПНИ <№> получает в свое распоряжение суммы доходов недееспособных лиц, в частности Васильева А.С., в виде пенсий и, соответственно, имеет возможность и обязано отчитываться перед органом опеки и попечительства об использовании данного вида дохода.
Следует учесть, что форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом, утвержденная Постановлением Правительства РФ от <дата> N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», предполагающая ее заполнение физическим лицом, не исключает возможность предоставления отчета по той же форме учреждением социального обслуживания.
Поскольку на ответчика в силу закона возложена обязанность опекуна недееспособного Васильева А.С., то соответственно возложена и обязанность, установленная ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве», по предоставлению отчета о хранении, использовании имущества подопечного.
Довод ответчика о том, что форма отчета опекуна, утвержденная Постановлением Правительства N 927 от <дата>, не может быть им заполнена в силу того, что предусмотрена для заполнения только физическим лицом, не может быть принят во внимание ввиду следующего.
Постановлением Правительства РФ от <дата> N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" утверждены: "Правила отбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями оказывающими социальные услуги, или иными организациями", "Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина", "Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правила ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", а также Форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом, и Форма отчета попечителя.
То обстоятельство, что данным Постановлением не утверждена специальная форма отчета для организаций, в которых помещены недееспособные граждане, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Довод ответчика о том, что невозможно выделить из общей массы израсходованных денежных средств ту часть денежных средств, которая приходится на каждого недееспособного гражданина на приобретение товаров, услуг, указанных в отчете, из расчета его 75% суммы пенсии не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик, ссылаясь на положения Закона N 536-109, указывает на то, что органы опеки и попечительства не наделены полномочиями по контролю над государственными учреждениями, где находятся совершеннолетние недееспособные или не полностью недееспособные граждане, полагая, что в настоящее время контроль в отношении указанных государственных учреждений осуществляет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
По мнению суда, данный довод не может быть принят во внимание в связи со следующим.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" к учреждениям и предприятиям социального обслуживания относятся стационарные учреждения социального обслуживания, в том числе психоневрологические интернаты. Согласно ст. 19 указанного закона управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями. Статьей 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" установлено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом согласно ст. 8 указанного Закона органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
При таком положении, с учетом того, что на орган опеки и попечительства возложена обязанность по осуществлению надзора за деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные граждане, и контролю за сохранностью имущества и управлению имуществом этих граждан, а на ответчика, как опекуна, возложена обязанность по предоставлению в орган опеки и попечительства отчета о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении этим имуществом, а указанная обязанность ответчиком в 2011 году не исполнена, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов Васильева А. С. к ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» об обязании совершить определенные действия являются обоснованным, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов Васильева А. С. к ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать СПб ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» предоставить в орган опеки и попечительства МО <адрес> отчет, предусмотренный ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве», по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ <№> от <дата>, о хранении, об использовании имущества подопечного Васильева А. С. и об управлении его имуществом за 2011 год.
Взыскать с СПб ГБСУ СО «Психоневрологический интернат <№>» в доход государства госпошлину в размере 200 (двести) руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: Корнильева С.А.