Дело №2-6622/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательствующего судьи Матвеевой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Козак К.В.,
с участием истицы Васильевой Р.Н., ее представителя Николаева Д.Н. (допущенного к участию в процессе на основании устного ходатайства),
представителя ответчика КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики - Ивановой О.Р. (действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Р. Н. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты как сельскому педагогическому работнику - пенсионеру и обязании назначить данные выплаты,
установил:
Васильева Р.Н. обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее КУ ЧР «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, Учреждение) о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты как сельскому педагогическому работнику - пенсионеру и обязании назначить данные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ отделом социальной защиты населения Московского района г.Чебоксары истице было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты как сельскому педагогическому работнику - пенсионеру. Основанием для отказа, как указывает ответчик, является то обстоятельство, что истица вышла на пенсию не во время работы в должности педагога. При этом им не учтено, что перерыв между увольнением и выходом на пенсию правового значения не имеет, главное - выполнение педагогической работы не менее 10 лет в сельской местности и проживание после выхода на пенсию на селе. Последние обстоятельства у истицы имеются. Кроме того, после увольнения из школы в ДД.ММ.ГГГГ Васильева Р.Н. до ДД.ММ.ГГГГ работала в МДОУ «Детский сад №».
На судебном заседании истица Васильева Р.Н. и ее представитель Николаев Д.Н. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Иванова О.Р. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Васильева Р.Н. проработала в должности <данные изъяты> в сельской местности более 10 лет. Данное обстоятельство подтверждается записями, содержащимися в трудовой книжке истицы. (л.д.6-9). Согласно этим же записям, ДД.ММ.ГГГГ Васильева Р.Н. была уволена с работы по собственному желанию (п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ).
По утверждениям истицы, на пенсию она вышла с ДД.ММ.ГГГГ Центра занятости населения.
Согласно справке № от октября 2016 года, выданной директором МБОУ «Заволжская средняя общеобразовательная школ» г.Чебоксары Чувашской Республики, Васильева Р.Н. в период работы с ДД.ММ.ГГГГ в средней общеобразовательной школе № г.Чебоксары Чувашской республики и МБОУ «Заволжская средняя общеобразовательная школ» г.Чебоксары Чувашской Республики пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения как сельский педагогический работник.
Поскольку истице Васильевой Р.Н. после увольнения с работы меры социальной поддержки перестали предоставляться, она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки.
Письмом КУ ЧР «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Васильевой Р.Н. сообщено, что в признании права на меры социальной поддержки, установленные для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, ей отказано. Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что истица уволена с должности по педагогической деятельности до назначения трудовой пенсии.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.
Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года №437, от 24 января 1985 года №85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 года №3266-1 «Об образовании» для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений. Реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
Согласно ст.3 Закона Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года №1 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» (действовавшей на момент обращения истицы к ответчику) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по приобретению и доставке топлива в дома, не имеющие центрального отопления, сохраняются за лицами, указанными в статье 1 настоящего Закона, проработавшими не менее 10 лет в организациях, указанных в статье 1 настоящего Закона, расположенных на территориях сельских поселений, а также сельских населенных пунктов, входящих в состав городского поселения и не являющихся сельскими поселениями, и поселков городского типа (рабочих поселков), вышедшими на пенсию в период работы в этих организациях и проживающими в сельских поселениях, а также сельских населенных пунктах, входящих в состав городского поселения и не являющихся сельскими поселениями, и поселках городского типа (рабочих поселках).
Законом Чувашской Республики от 31 декабря 2015 года №89 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики» в вышеуказанный закон были внесены изменения, в частности, статья 3 признана утратившей силу, дополнена статьей 3.1.
Так, согласно ст.3.1 Закона Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года №1 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» мера социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, сохраняется за гражданами, указанными в статье 1 настоящего Закона (в редакции Закона Чувашской Республики от 24 февраля 2014 года №1 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг"), проработавшими не менее 10 лет в организациях, указанных в статье 1 настоящего Закона, расположенных на территориях сельских населенных пунктов, рабочих поселков (поселков городского типа), вышедшими на пенсию в период работы в этих организациях и проживающими в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Указанная мера социальной поддержки предоставляется в виде ежемесячной компенсации в размере 1055 рублей гражданам, у которых право на нее возникло по состоянию на 31 января 2016 года."
Как следует из материалов дела, педагогический стаж истицы составляет более 10 лет, уволена она была из муниципального образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ, вышла на пенсию с Центра занятости населения, в период осуществления педагогической деятельности пользовалась мерами социальной поддержки, в настоящее время проживает в сельской местности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истица вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Истица до ухода на пенсию иной деятельностью, кроме как педагогической не занималась, до увольнения с работы пользовалась мерами социальной поддержки, соответственно лишение ее права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ввиду отсутствия такого условия как увольнение с должности по педагогической деятельности до назначения трудовой пенсии является неправомерным.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако, это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Исходя из этого, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), по оказанию мер социальной поддержки является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании», гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется.
Поскольку истица обратилась за назначением выплат в июне 2015 года, с этой даты подлежат назначению ежемесячные денежные выплаты как сельскому педагогическому работнику - пенсионеру.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать отказ Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его.
Возложить обязанность на Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики назначить Васильевой Р. Н. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты как сельскому педагогическому работнику - пенсионеру с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Председательствующий: судья Т.В.Матвеева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.