Судья Кутлубаев А.А. № дела 1 инст. 2а-648/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(33а-19616/2019)
г. Уфа 07 октября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.,
судей Алешиной С.Н.,
Якуповой Н.Н.,
при секретаре Рахматуллине И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе военного комиссара г. Сибай и Хайбуллинского района Республики Башкортостан Забирова Р.Ф. на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 08 августа 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Шаяхметова Диниса Ринатовича к Военному комиссариату города Сибай и Хайбуллинского района Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан, призывной комиссии городского округа город Сибай о признании незаконным решения призывной комиссии, удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии городского округа город Сибай от 26 апреля 2019 года о зачислении Шаяхметова Диниса Ринатовича, дата года рождения, в запас, признав не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаяхметов Д.Р. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату города Сибай и Хайбуллинского района Республики Башкортостан о признании незаконным решения призывной комиссии. Административное исковое заявление мотивировано тем, что примерно в 2006 году административного истца призвали для прохождения военной службы в г.Уфа РБ. Однако после прохождения медицинский осмотра в г.Уфе его признали ограниченно годным по состоянию здоровья, определив категорию годности Б - 4. Пояснили, что может ехать домой. По приезду из г.Уфы в г.Сибай, на следующий день он пришел в военный комиссариат, где ему дали указания подойти через 2 недели для получения военного билета. Он подошел, но военного билета ему не выдали. С того времени до 2019 года он неоднократно обращался в военный комиссариат г.Сибай и Хайбуллинского района с вопросом прохождения военной службы либо получения военного билета, однако, никакого результата не было. Так прошло 13 лет. Повесток о вызове он не получал, военный билет также не вручался. Данное обстоятельство послужило обращением в январе 2019 года в прокуратуру г.Сибай РБ. В феврале 2019 года им был получен ответ № 1/306 от 06 февраля 2019, подписанный военным комиссаром Республики Башкортостан Харченко И.М., согласно которому ему рекомендовано обратиться в ближайшее время в военный комиссариат по месту жительства для определения даты прохождения призывной комиссии для принятия решения о зачислении в запас. Только спустя 2 месяца он получил уведомление с военного комиссариата г.Сибай и Хайбуллинского района, хотя им было рекомендовано вызвать его в ближайшее время. Уведомлением № 34/ОП/845 от 17 апреля 2019 ему сообщили, что 24 апреля 2019 в 14.30 часов состоится заседание призывной комиссии в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву и достигших 27 - летнего возраста. 24 апреля 2019 он явился для прохождения призывной комиссии в военный комиссариат по месту жительства, их продержали некоторое время. Затем, пояснили, что прохождение призывной комиссии не состоится. Прохождение призывной комиссии перенесли на 26.04.2019 года в 14.30 часов. 26.04.2019 года он вновь явился в военный комиссариат. Таким образом, после неоднократных обращений и хождений в военный комиссариат г.Сибай и Хайбуллинскому району РБ, призывную комиссию он прошел лишь в 32 года. Решением призывной комиссии от 26.04.2019 года он зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Указывает, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после 01.01.2014. В связи с тем, что он достиг 27-летнего возраста 09.05.2014, не мог быть призван на военную службу после мая 2014, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N189 "О призыве в апреле-июле 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" весенний призыв установлен с 1 апреля по 15 июля 2014 года, то есть после достижения им предельного призывного возраста. При таком положении у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия названного заключения, поскольку на момент вступления в силу положений закона, которым введена норма о возможности принятия такого заключения призывной комиссией, он уже не подлежал призыву на военную службу. Непрохождение истцом военной службы в период, предшествовавший 01 января 2014, по вышеизложенным основаниям не может повлечь признание его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. Под расписку в период до 09 мая 2014 повесток он не получал.
Просит признать незаконными и отменить решение призывной комиссии военного комиссариата по г.Сибай и Хайбуллинского района Республики Башкортостан от 26 апреля 2019 о признании Шаяхметова Д.Р. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Определением суда от 24 июля 2019 года соответчиками привлечены Администрация ГО г.Сибай Республики Башкортостан, призывная комиссия городского округа г.Сибай.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе военный комиссар г. Сибай и Хайбуллинского района Республики Башкортостан Забиров Р.Ф. просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав военного комиссара г. Сибай и Хайбуллинского района Республики Башкортостан Забирова Р.Ф., подержавшего доводы жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина, что следует из анализа положений ст. ст. 218, 227 КАС Российской Федерации.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно положениям ч. 1.1 ст. 28 названного Федерального закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет (п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
На основании Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N 189 "О призыве в апреле - июле 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу осуществлялся с 1 апреля по 15 июля 2014 года.
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.06 г. N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес (п. 35 указанного Положения).
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении его заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета (п. 36 названного Положения).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Согласно ч. 3 названной статьи на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 26 данного Федерального закона).
На основании п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 663, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шаяхметов Д.Р., 09.05.1987 года рождения с 19 марта 2004 года состоял на воинском учете в военном комиссариате г.Сибай.
26 сентября 2005 года личное дело Шаяхметова Д.Р. направлено в Челябинский Военный комиссариат.
26 января 2006 года Шаяхметов Д.Р., вновь поставлен на учет в Военном комиссариате г. Сибай.
Весной 2006 года признан В - ограниченно годным к военной службе, решением ВВК РБ категория не подтверждена. Признан Б - 4 годен к военной службе с незначительными ограничениями.
10 октября 2006 был призван на военную службу, предназначен в команду ВВС. Решение ПК г.Сибай отменено ПК РБ.
28 августа 2008 дело Шаяхметова Д.Р. направлено в Гафурийский ВК, где Шаяхметов Д.Р. принят на воинский учет 07 октября 2009.
Начальником отдела ВК РБ по Аургазинскому и Гафурийскому района в адрес ОВД по Гафурийскому району направлены обращения №113 от 06 декабря 2010, №127 от 13 декабря 2010, №155 от 01 февраля 2011, №1741 от 02 декабря 2011, №55 от 03 мая 2012, №108 от 16 ноября 2012, об установлении местонахождения Шаяхметова Д.Р., проживающего по адресу: садрес
Также направлены обращения №94 от 09 июня 2014 об установлении местонахождения Шаяхметова Д.Р., проживающего по адресу: д.Пчелосовхоз.
26 июня 2019 по итогам заседания призывной комиссией было принято решение о зачислении Шаяхметова Д.Р. в запас, как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований.
Между тем, как верно установлено судом, Шаяхметов Д.Р. с 27 июня 2006 до 23 апреля 2008 имел постоянную регистрацию по адресу: адрес с 10 июня 2008 до 28 сентября 2015 был зарегистрирован по адресу: адрес с 28 сентября 2015 до 17 июля 2017 был зарегистрирован по адресу: гадрес с 17 сентября 2017 года зарегистрирован по адресу: адрес
При этом, как указано судом повестки о вызове административного истца для прохождения мероприятий в связи с призывом на военную службу за период с 01 января 2014 года в материалах личного дела призывника отсутствуют.
Указанные повестки работниками военного комиссариата под расписку вручены не были. Сведений о направлении повесток посредством почтовой организации административными ответчиками не представлено.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Аналогичная норма содержится в подпункте "г" пункта 50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении положения о воинском учете".
Данная обязанность административным истцом исполнена не была.
Между тем, судом верно отмечено, что в отсутствие подтверждения вызовов административного истца для осуществления мероприятий по призыву, неисполнение Шаяхметовым Д.Р. обязанности по уведомлению военного комиссариата о перемене места жительства не является достаточным основанием для признания оспариваемого решения законным и обоснованным.
Суд также верно учтено, что после установления в 2010 году отсутствия Шаяхметова Д.Р. по месту жительства, военным комиссариатом не были предприняты меры по его розыску.
Так, начальником отдела ВК РБ по Аургазинскому и Гафурийскому района в адрес ОВД по Гафурийскому району направлены обращения №113 от 06 декабря 2010 года, №127 от 13 декабря 2010 года, №155 от 01 февраля 2011 года, №1741 от 02 декабря 2011 года, №55 от 03 мая 2012 года, №108 от 16 ноября 2012 года, об установлении местонахождения Шаяхметова Д.Р., проживающего по адресу: садрес
Тем самым отыскание проводилось по адресу: с. Красноусольский, ул. Степная, д. 38, тогда как Шаяхметов Д.Р. с 10 июня 2008 года до 28 сентября 2015 года был зарегистрирован по адресу: адрес Шаяхметов Д.Р. был зарегистрирован в г.Сибай с 27 июня 2006 года до 23 апреля 2008 года, а не по в с. Красноусольский.
Письмом ОМВД России по Гафурийскому району за исх.№7/4317/6 от 01 июня 2013 в адрес начальника отдела ВК РБ по Аургазинскому и Гафурийскому района сообщено об отсутствии адреса: садрес
Между тем, запрос отдел адресно-справочной работы УФМС России по Республике Башкортостан о месте регистрации призывника была направлен администрацией сельского поселения Красноусольский сельсовет только в апреле 2014 года, на который поступил ответ 11 апреля 2014 года со ссылкой на Федерального закона «О персональных данных».
Данных об обращении в орган внутренних дел о содействии в установлении места регистрации призывника, принятии мер по его вызову в военный комиссариат в юридически значимый период с 01 января 2014 года до достижения призывником 27 летнего возраста (09 мая 2014 года), учетная карта призывника не содержит.
Непрохождение Шаяхметовым Д.Р. военной службы по призыву в период, предшествующий 1 января 2014 года, а также неисполнения им возложенной статьей 10 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе обязанности сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, по изложенным выше мотивам не имеет правового значения, следовательно, перечисленные обстоятельства не являются основанием для признания административного истца не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
При таком положении суд правильно пришел к выводу о том, что у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого заключения.
Доводы жалобы о неисполнении Шаяхметовым возложенной статьей 10 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе обязанности сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, по изложенным выше мотивам не имеет правового значения, следовательно, перечисленные обстоятельства не являются основанием для признания административного истца не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Поскольку Шаяхметов Д.Р. по достижении 27 лет подлежал зачислению в запас не по п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 663, а по иным основаниям, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности выводов суда о признании оспариваемого решения незаконным.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, они основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленными по делу доказательствами.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда основаны на верном применении норм материального и процессуального права, фактических обстоятельствах дела и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, в том числе влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении административного дела не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 08 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссара г. Сибай и Хайбуллинского района Республики Башкортостан Забирова Р.Ф., – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи С.Н. Алешина
Н.Н. Якупова