№ 2а-1-1174/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2019 года г. Красноуфимск
Судья Красноуфимского районного суда Свердловской области Хомутинникова Е.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного(письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Свердловской области к Лакшеевой Н. Ю. о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, взыскании недоимки по земельному налогу и пени, недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени,
УСТАНОВИЛ:
МРИ ФНС России №2 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Лакшеевой Н.Ю. о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, взыскании недоимки по земельному налогу и пени, недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени, указав, что главой 31 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков - физических лиц обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения по уплате земельного налога в сроки, установленные нормативными правовыми льдами представительных органов муниципальных образований. Решением Думы городского округа Красноуфимск от 25.09.2008 N 66/3, Решением Думы Ачинского городского округа от 18.10.2007 № 39, Решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 29.10.2015 N 354, Решением Думы Артинского городского округа от 27.08.2015 N 47, Решением Думы Нижнесергинского городского поселения от 22.10.2015 N 158. Решением Думы городского поселения Верхние Серги от 25.11.2015 N 121. Решением Думы Дружининского городского поселения от 01.12.2015 N 148. Решением Думы МО рабочий поселок Атиг от 19.11.2008 N 146, Решением Думы Кленовского сельского поселения от 12.11.2015 N 33, Решением Думы Михайловского МО от 26.05.2016 N 27. Решением Думы Бисертского городского округа от 22.10.2015 N 46, установлен срок уплаты земельного налога - не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании изложенного инспекцией исчислен и предъявлен к уплате земельный налог. Объектом налогообложения является земельный участок, принадлежащий налогоплательщику.
Расчет налога за 2014 г.
Земельный участок, по адресу: <адрес>. 2 1
Налоговая база 213894 рублей X доля в праве 1/1 X налоговая ставка 0.20 X количество месяцев 9 + налоговая база 213894 рублей X доля в праве 1/4 X налоговая ставка 0,20 X количество месяцев 2 - размер налоговых льгот 169,00 рублей = сумма налога к уплате 170,00 рублей.
Вследствие нарушения срока уплаты налога, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени по земельному налогу 1.40 рублей.
Главой 32 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков - физических лиц по уплате налога на имущество. На основании ст. 401 Налогового кодекса РФ, исчислен и предъявлен к уплате налог на имущество физических лиц. за следующее имущество.
Расчет налога за 2014 г.
Жилой дом, расположенный, ое(ая) по адресу: <адрес>.
Налоговая база 393175 рублей X доля в праве 1/1 X налоговая ставка 0,15 X количество месяцев 9 - налоговая база 393175 рублей X доля в праве 1/4 X налоговая ставка 0,06 X количество месяцев 3 = сумма налога к уплате 457,00 рублей.
Вследствие нарушения срока уплаты налога, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени по налогу на имущество 5,93 рублей.
Налогоплательщику заказным письмом по почте выслано налоговое уведомление №1-109/2014 от <дата>, №1-109/2014 от <дата> с указанием объекта налогообложения и расчета предъявленного налога с предложением произвести уплату налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ заказным письмом по почте направлены требования об уплате налогов, пени №1-109/2014 от <дата> со сроком исполнения <дата>. На дату подачи заявления суммы налога и пени не уплачены.
Межрайонная ИФНС России № 2 по Свердловской области обращалась за выдачей судебного приказа о взыскании указанных сумм. Определением от <дата> б/н мировым судьей судебного участка № 4 Красноуфимского судебного района отказано в выдаче судебного приказа. Мировым судьей определено, что имеются иные основания для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа (п. 5 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), поскольку заявление подано по истечении установленного срока. В связи с не уплатой сумм задолженности инспекция обращается с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган.
В связи с чем, административный истец просит восстановить пропущенный срок подачи заявлении, взыскать с Лакшеевой Н. Ю. недоимку по земельному налогу в размере 170,00 рублей и пени 1,40 рублей, недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 457,00 рублей и пени 5,93 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца МРИ ФНС России №2 по Свердловской области не явился, просил административное дело рассмотреть в отсутствие представителя, против упрощенного порядка судопроизводства не возражал.
Административный ответчик Лакшеева Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще.
Принимая во внимание изложенное, суд, руководствуясь пунктом 7 ст. 150, пунктом 1 ст. 291 КАС РФ, находит основания для рассмотрения дела в порядке упрощенного(письменного) производства.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, Лакшеева Н.Ю. в спорный период являлась собственником недвижимого имущества – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №1-109/2014, а также земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №1-109/2014.
Налоговым органом на основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации был исчислен Лакшеевой Н.Ю. налог на имущество физических лиц, земельный налог за 2014 год, направлено налоговое уведомление №1-109/2014 со сроком уплаты до <дата>, направлено налоговое уведомление №1-109/2014 со сроком уплаты до <дата>.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
То есть, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока. Именно это и было сделано судом первой инстанции. Проанализировав сложившиеся обстоятельства, суд не счел их уважительными и указал, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины в силу положений названных норм является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Как видно из материалов дела, Лакшеева Н.Ю., являясь в 2014 году плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога оставила без исполнения направленные ей требование N 29371 об уплате налога и пени в срок до <дата>. (л. д. 16).
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в данном случае истекал <дата> и <дата>.
<дата> налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи от <дата> заявление было возвращено на основании ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (не были представлены документы, подтверждающие заявленное требование).
То есть, в данном случае имело место ненадлежащее обращение с заявлением, которое не повлекло за собой наступления никаких правовых последствий.
<дата> административное исковое заявление поступило в Красноуфимский районный суд Свердловской области.
При этом, материалы дела не позволяют установить какие-либо причины, наличие которых объективно препятствовало либо затрудняло в обратиться с административным исковым заявлением в суд.
Сведениями о неисполнении Лакшеевой Н.Ю. обязанности по уплате налогов административный истец располагал уже после <дата> (срока, который был установлен в требовании). Между тем, при реализации своих полномочий, для налоговой инспекции не исключается возможность обратиться с таким заявлением заблаговременно. Такое заблаговременное обращение позволяло бы избежать наступления неблагоприятных последствий. Однако, не совершив, по сути, до истечения шестимесячного срока никаких действий по взысканию недоимки административный истец, в то же время, считает допустимым утверждать об уважительных причинах пропуска шестимесячного срока, что само по себе никак не согласуется и противоречит факту столь длительного не принятия своевременных мер по взысканию недоимки.
Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд налоговой инспекцией не было приведено, возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки имелась, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд не представлено.
Несоблюдение межрайонной ИФНС России №2 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по причине пропуска срока на обращение в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290,293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №2 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 170,00 ░░░░░░ ░ ░░░░ 1,40 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 457,00 ░░░░░░ ░ ░░░░ 5,93 ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░