Решение по делу № 2-485/2019 от 17.12.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    15 февраля 2019 года         г.Ачинск Красноярского края,

                                                                                                         ул. Назарова, 28-Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,

при секретаре Кононюк Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фроловой Е. П. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Белоярская средняя школа» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Фролова Е.П. обратилась в суд с иском к МБОУ «Белоярская средняя школа» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что с 2012 года она работает в МБОУ «Белоярская средняя школа» в качестве . Согласно трудовому законодательству месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Установленный законом за работу в местностях с особыми климатическими условиями районный коэффициент и процентная надбавка должны быть начислены к совокупной заработной плате работника, размер которой без этих коэффициентов не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01 июля 2017 года составлял 7800,00 руб., с 01 января 2018 года – 9489 руб., с 01 мая 2018 года – 11163,00 руб. Следовательно, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, заработная плата работника, отработавшего полный рабочий месяц на полную ставку, не может быть менее: 12480,00 руб. в период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года; 15182,40 руб. в период с 01 января 2018 года по 30 апреля 2018 года, 17860,00 руб. с 01 мая 2018 года. Между тем, размер начисляемой и выплачиваемой ему работодателем заработной платы меньше указанных сумм. В связи с указанными обстоятельствами, просила взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченную заработную плату за период с 01 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года в размере 34122,30 руб. (л.д.2-3).

В судебное заседание истец Фролова Е.П., извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.43), не явилась, при обращении в суд ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.3).

Представитель ответчика МБОУ «Белоярская средняя школа», извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.44), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.13). Согласно представленному письменному отзыву на исковое заявление по требованиям возражал, указав, что заработная плата работнику выплачивалась в соответствии с региональным соглашением, исходя из действующего трудового законодательства (л.д.14-16).

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Фроловой Е.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

Согласно положениям ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

На основании ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.

На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.

Исходя из положений ст.ст. 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ, коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 14 июля 2004 года Фролова Е.П. была принята на основную работу в МБОУ «Белоярская средняя школа» на должность (л.д.17).

Приказом от 10 января 2012 года № 2л/с Фролова Е.П. переведена с должности технички на одну ставку должности .

10 января 2012 года между Фроловой Е.П. и МБОУ «Белоярская средняя школа» заключен трудовой договор, согласно которому Фролова Е.П. принята на работу в МБОУ «Белоярская средняя школа» на должность (л.д.19-20).

Согласно разделу 5 трудового договора Фроловой Е.П. установлена заработная плата в размере: должностного оклада – 1735,00 руб., а также дополнительные выплаты: стимулирующего характера и компенсационного характера - районный коэффициент в размере 30% и северная надбавка к заработной плате - 30%.

Из представленных расчетных листков за сентябрь 2017 года – август 2018 года (л.д.35-39) следует, что исходя из отработанного времени заработная плата Фроловой Е.П. начислялась ежемесячно с предоставлением региональной выплаты до размера заработной платы, установленного п. 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29 октября 2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета», включающей в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда (МРОТ), на который должны начисляться районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда составлял: с 1 июля 2017 года – 7800,00 рублей в месяц, с 1 января 2018 года – 9489,00 руб. в месяц, с 01 мая 2018 года – 11163,00 руб. в месяц.

С учетом установленного размера районного коэффициента – 30% и северной надбавки – 30%, размер начисленной заработной платы Фроловой Е.П., с учетом выполнения ею нормы рабочего времени в заявленный ко взысканию период, должен был составлять из расчета на 1 ставку: с июля по декабрь 2017 года – не менее 12480,00 руб. (7800,00 руб. ? (1,3 +1,3)); с января по апрель 2018 года – не менее 15182,40 руб. (9489,00 руб. ? (1,3 +1,3)), с мая 2018 года не менее – 17860,80 руб. (11163,00 руб. х (1,3+1,3)).

Учитывая, что размер заработной платы истца за заявленный период с сентября 2017 года по 31 августа 2018 года не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, суд считает исковые требования Фроловой Е.П. в части взыскания заработной платы обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего расчета:

период норма факт всего начис-лено, руб. подлежало начислению, руб. подлежит доплате, руб.
дн. Час дн. Час МРОТ северн. Надб. Район. Коэф. Всего
сент.2017 26 26 10592,00 7800,00 2340,00 2340,00 12480,00 1888,00
окт.2017 26 26 10592,00 7800,00 2340,00 2340,00 12480,00 1888,00
нояб. 2017 25 25 10592,00 7800,00 2340,00 2340,00 12480,00 1888,00
дек. 2017 26 19 14264,84 (за минусом больничного) 5700,00 1710,00 1710,00 9120,00 0
янв. 2018 17 17 11016,00 9 489,00 2846,70 2846,70 15182,40 4166,40
фев. 2018 19 19 11016,00 9 489,00 2846,70 2846,70 15182,40 4166,40
март 2018 20 20 11016,00 9 489,00 2846,70 2846,70 15182,40 4166,40
апр. 2018 21 21 11016,00 9 489,00 2846,70 2846,70 15182,40 4166,40
май 2018 20 20 11163,00 (за минусом отпускных) 11163,00 3348,90 3348,90 17860,80 6697,80
июнь 2018 20 0 отпуск 0
июль 2018 26 14 6010,85 (за минусом больничного) 6010,85 1803,25 1803,25 9617,35 3606,50
август 2018 27 6 2480,67 2480,66 744,20 744,20 3969,06 1488,39
итого: 34122,29

В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 1223,67 руб., исходя из размера удовлетворенных судом требований 34122,29 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фроловой Е. П. удовлетворить.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя школа» в пользу Фроловой Е. П. заработную плату за период с сентября 2017 года по май 2018 года включительно в размере 29027 (двадцать девять тысяч двадцать семь) рублей 40 копеек.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя школа» в пользу Фроловой Е. П. заработную плату за период с июня 2018 года по август 2018 года включительно в размере 5094 (пять тысяч девяносто четыре) рубля 89 копеек.

Решение суда в части взыскания заработной платы за период с июня 2018 года по август 2018 года обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя школа» в доход бюджета муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 1223 (одна тысяча двести двадцать три) рубля 67 копеек.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                                                Г.А. Киняшова

2-485/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фролова Елена Павловна
Ответчики
МБОУ "Белоярская средняя школа"
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Дело на странице суда
achinsk.krk.sudrf.ru
21.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2020Передача материалов судье
21.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2020Подготовка дела (собеседование)
21.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее