Копия
Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 мая 2019 года г. Зеленодольск РТ
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи И.И. Садыкова
при секретаре И.Г. Зверевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.В. Трубникова, А.Н. Трубниковой, С.Э. Романенко, М.М. Сингатуллина, А.Н. Сабирова к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» о признании незаконным заключение экспертной комиссии и обязании устранить нарушения,
установил:
Г.В. Трубников, А.Н. Трубникова, С.Э. Романенко, М.М. Сингатуллин, А.Н. Сабиров обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» о признании заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Благоустройство территории дендрарии ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп от ДД.ММ.ГГГГ. (Государственная экологическая экспертиза), утвержденное Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязании административного ответчика в лице ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов путем прекращения вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории Волжско-Камского государственного природного заповедника.
В обоснование требований указано, что административные истцы проживают в непосредственной близости от территории Волжско-Камского государственного природного заповедника (далее Заповедник). Осенью 2018 г. на территории Заповедника началась вырубка лесных насаждений. Административные истцы обратились в ФГБУ "Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник" и иные уполномоченные органы, в том числе в Минприроды РТ, Управление Росприроднадзора по РТ, Прокуратуру РТ, Зеленодольскую городскую прокуратуру РТ, с письмом о прекращены дальнейшей вырубки. По информации, полученной от директора Заповедника Ю.А. Горшкова № от ДД.ММ.ГГГГ., на основании задания на проектирование, утвержденного директором ВКГПБЗ Ю.А Горшковым от ДД.ММ.ГГГГ, ООО "НефтьСтройПроект" были подготовлены проектные материалы "Благоустройство территории дендрария ВКГПБЗ для сбора туристических групп", в которых отражена вырубка древесно-кустарниковой растительности и корчевание пней на общей площади около 4500 кв.м. Из письма следует, что указанные проектные материалы получили положительное заключение государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ и были утверждены приказом Управления Росприроднадзора по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ При этом, текст Приказа, положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также проектные материалы "Благоустройство территории дендрария ВКГПБЗ для сбора туристических групп" в открытом доступе отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ в целях выяснения оснований для вырубки лесных насаждений территории Заповедника в адрес ФГБУ "Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник" было направлено письмо с просьбой предоставить информацию по материалам проектной документации по проекту "Благоустройство территории дендрария ФГБУ "Волжско-Камский государственный заповедник" для сбора туристских групп". Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ФГБУ "Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник" уведомило о возможности получения материалов. ДД.ММ.ГГГГ по результатам ознакомления со всеми материалами по проекту "Благоустройство территории дендрария ФГБУ "Волжско-Камский государственный заповедник" для сбора туристских групп" административными истцами установлено, что вышеуказанный приказ Управления Росприроднадзора по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также положительное заключение государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы административных истцов, поскольку участок застройки расположен в хозяйственной зоне дендрария, в которой не предусмотрено размещение автостоянок: использование предусмотрено только под пашни сотрудниками и пенсионерами заповедника; при подготовке Проекта благоустройства не была рассчитана величина загрузки дороги движением, не учтено многократное увеличение нагрузки на дорожное полотно, а также минимально допустимая ширина подъездных путей; вырубка лесов, негативное воздействие на животный и растительный мир; участок застройки находится в непосредственной близости от жилой зоны. Поэтому административные истцы вынуждены обратиться в суд.
На судебном заседании административные истцы Г.Т. Трубников, А.Н.Трубникова, С.Э.Романенко и их представители М.Р.Салахов и Л.И.Хайруллина, действующие также в интересах М.М.Сингатуллина, А.Г.Сабирова на основании доверенностей и дипломов о высшем юридическом образовании, на требованиях настаивали.
На судебном заседании представители административного ответчика Управления Росприроднадзора по РТ Е.Е.Попова, А.П.Панков, А.А.Аглямзянова, действующие на основании доверенностей, административные исковые требования не признали, просила в иске отказать.
На судебном заседании представитель административного ответчика ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» Ю.А.Горшков, действующий на основании приказа, административные исковые требования не признал, просил в иске отказать.
На судебном заседании заинтересованное лицо Э.М. Сабирзянова административные исковые требования не поддержала.
На судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «НефтьСтройСервис» А.Г.Пичугин, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не поддержал.
Заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РТ, Прокуратура РТ, Зеленодольская городская прокуратура РТ, Исполнительный комитет Раифского сельского поселения ЗМР РТ, Исполнительный комитет ЗМР РТ на судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежаще.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пп. 7.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
В соответствии п. 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
В силу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.
3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.
4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.
Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.
6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.
7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Согласно п. «г» ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма.
В соответствии с п. 2 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; е) ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма.
В соответствии с п. 4 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р была утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года.
Настоящая Концепция определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - особо охраняемые природные территории), а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.
Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, а также с учетом российского и международного опыта в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
Целью настоящей Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.
Согласно раздела 10 Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, для обеспечения развития познавательного туризма необходимо: разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде; обеспечить обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными; создавать новые и модернизировать существующие музеи и информационные центры для посетителей; провести оценку предельно допустимых нагрузок и определить пути минимизации негативного воздействия на природные экосистемы; разработать и внедрить систему добровольной сертификации экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов на особо охраняемых природных территориях; создать инфраструктуру для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путем привлечения инвесторов; разработать серию типовых проектов элементов туристической инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов и др.) под единым брендом; разработать предложения по формированию и совершенствованию экономических механизмов развития системы познавательного туризма, в том числе с учетом международного опыта; содействовать развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, крестьянско-фермерских хозяйств, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.); разработать правила, регулирующие поведение посетителей на особо охраняемых природных территориях, с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам; содействовать налаживанию партнерских связей заповедников и национальных парков с крупными российскими и иностранными туристическими компаниями и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.
Согласно Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о дендрологическом парке федерального значения "Дендрарий" основными задачами дендрологического парка являются: экологическое просвещение, включая осуществление учебно-педагогической и научно-просветительной деятельности в области ботаники и экологии, селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.
В соответствии с п.12 Положения дендрарии, на территории дендрологического парка проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, предназначенных для обеспечения функционирования дендрологического парка, иная хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением настоящего Положения и Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №, ст. 4290; 2008, №, ст. 1130).
В соответствии с п.12 Положения дендрарии, строительство и реконструкция объектов капитального строительства на территории дендрологического парка допускается по разрешениям, выдаваемым Минприроды России (подпункт 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, №, ст. 6586; 2016, №, ст. 325).
На судебном заседании установлено.
Согласно Положения о ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» (с изменениями, утвержденными приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ. № и приказами Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ №) Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник образован постановлением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.31), приказом Главохоты ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.32) и распоряжением ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №-Р (л.д.32 оброт-33). Заповедник входит в состав природно-заповедного фонда РФ и РТ. Заповедник является государственным природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типических и уникальных экологических систем зоны смешанных лесов, а также получение научной информации о происходящих в природе процессах. Заповедник расположен в <адрес>, его границы установлены в соответствии с постановлением ФИО7. Площадь Раифского участка 3864 га. Для обеспечения заповедного режима вокруг заповедника Постановлением Кабинета ФИО8 РТ № от ДД.ММ.ГГГГ создана охранная зона. Юридический адрес заповедника <адрес>
Согласно п.17 Положения о ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» на территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения функциональной деятельности заповедника.
В соответствии с п.18 Положения о ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» на территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на ведение эколого - просветительской работы, в том числе массовых мероприятий (экологические экскурсии, День Земли, экологические лагеря допускаются только на территории дендрария, музея природы и визит центра).
Согласно п.49 Положения о ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» основными направлениями эколого-просветительской деятельности в заповеднике являются: организация и проведение в установленном порядке экологических экскурсий в дендросаду и музее природы заповедника (л.д.25-30, том 1).
ООО «НефтьСтройПроект» по заданию ФГБУ «Волжско-Камский государственный биосферный заповедник» была выполнена проектная документация «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп. Проектная документация была разработана в соответствии с заданием на проектирование, документами об использовании земельного участка для строительства, техническими регламентами, в том числе устанавливающими требованиями по безопасной эксплуатации строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.
Главой Раифского сельского поселения ЗМР РТ было издано Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении публичных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) объектов государственной экологической экспертизы (л.д.202 том 2).
Во исполнение требований п.4.3 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Главы Раифского сельского поселения ЗМР РТ № от ДД.ММ.ГГГГ была опубликована информация (о месте размещения проектных материалов и предварительных материалов ОВОС; о месте и дате проведении общественных слушаний) на интернет-сайте ФГБУ «ВКГЗ» (www.vkgz.ru), а также в СМИ: газета «Российская газета» № (7324) от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Республика Татарстан» № (28289) от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Зеленодольская правда» № (14768) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63-68 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ с 09 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. в здании администрации Раифского сельского поселения ЗМР РТ по адресу: <адрес> состоялись общественные слушания по материалам ОВОС намечаемой деятельности.
На общественных слушаниях присутствовали представители администрации Раифского сельского поселения ЗМР РТ, представители ФГБУ «ВКГЗ», ООО «НефтьСтройПроект», а так же местное население.
По окончании слушаний составлен Протокол от ДД.ММ.ГГГГ по проведению общественных слушаний по проектным материалам и материалам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» для сбора туристических групп. По итогам общественных слушаний планируемые мероприятия по благоустройству участка территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный биосферный заповедник» для сбора туристических групп, были одобрены (л.д.203 оборот-204 том2, 205).
На основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, утвержденного приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление по поручению центрального аппарата Росприроднадзора организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня.
Письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ центрального аппарата Росприроднадзора, Управлению поручены организация и проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» для сбора туристических групп.
Состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник был утвержден приказом Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №.
Уведомление о начале работы экспертной комиссии, содержащее информацию о сроке ее проведения, дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии было размещено на официальном сайте Управления в разделе «Новости».
Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ проект «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» признан соответствующим экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Намечаемое воздействие на окружающую среду при реализации проекта «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» признано допустимым. Реализация проектных решений возможной. Срок действия настоящего заключения установлен на 3 года.
Вышеуказанное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы было утверждено Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12 т.1).
Уведомление о результатах проведения государственной экологической экспертизы проектной документации «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» для сбора туристических групп» в установленные сроки направлено в Центральный аппарат Росприроднадзора, исполнительный комитет ЗМР РТ.
Информация о результатах проведения государственной экологической экспертизы размещена на официальном сайте Управления.
На судебном заседании привлеченные в качестве заинтересованных лиц эксперты экспертной комиссии Э.М.Сабирзянова, Ю.И.Павлов, Л.В.Мельников пояснили, что рассмотренный ими проект «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп», обеспечивает исполнение поставленных перед заповедником задач (экопросвещение, развитие туризма, массовые мероприятия) с помощью допустимых форм строительства (обеспечивающих функциональную деятельность) на разрешенной территории, его реализация не противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Положению о федеральном государственном учреждении «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник».
Из пояснений представителя административного ответчика Управления Росприроднадзора по РТ Е.Е. Поповой следует, что в соответствии с порядком проведения государственной экологической экспертизы, экспертная комиссия рассматривает материалы представленного объекта. В данном случае это проектная документация «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» для сбора туристических групп». Материалы проекта направлены на реализацию требований ст. 7 ФЗ № «Об особо охраняемых природных территориях» в части: «…экологическое просвещение и развитие познавательного туризма..» и п. 10 «Концепции развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 г.», утвержденной Распоряжением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р., в части: «создать инфраструктуру для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в т.ч. путем привлечения инвесторов» и «разработать серию типовых проектов элементов туристической инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов и др.)..». Положение о дендрарии не оценивалось экспертами в рамках проведения экспертизы. Заключение государственной экологической экспертизы, наряду с экспертной оценкой объекта экспертизы, может содержать предложения и рекомендации, не несущие запретительный характер и не влияющие на принятые решения. Реализация рекомендаций экспертной комиссии, отраженных в заключение государственной экологической экспертизы, ни коем образом не влияет на принятые решения о соответствии проектных материалов требованиям законодательства и возможности реализации объекта и не затрагивают проектные материалы и реализацию проводимых работ в рамках проекта. В настоящее время автобусы, доставляющие посетителей и личные автомобили посетителей, вынуждены проезжать <адрес> практически насквозь, паркуясь на обочинах улиц и любых незастроенных участках поселка, что создает значительные неудобства для жителей поселка, приводит к дополнительному загрязнению атмосферного воздуха и шумовому воздействию. Реализация данного проекта позволит снизить нагрузку на уличную сеть <адрес>, так как протяженность проезда по поселку сократится с 600 - 700 м до 200 м. Это приведет к уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 70 %(с 0,039 г/сек (0,047 т/год) до 0,012 г/сек (0,014 т/год). Соответственно, на 70% сократиться и зона, подверженная шумовому воздействию от проезжающего автотранспорта. Проектируемая подъездная автодорога выходит на поселковую дорогу общего пользования (отнесенная к IV категории) и запроектирована в соответствии с п. 7.2.2 СП 37.13330.2012. Подъезды к отдельным производственным объектам, не являющимся грузообразующими точками предприятия и суточная интенсивность движения, на которых не превышает 100 транспортных единиц в сутки, относятся к вспомогательным дорогам с невыраженным грузооборотом и приняты по нормам дорог IV-в категории. Данная подъездная автодорога запроектирована в пределах землеотвода (хозяйственная зона дендрария (Кадастровый № Категория земель: Земли особо охраняемых территорий и объектов. Для заповедника)). Конструкция проектируемого дорожного покрытия выбрана с учетом сезонности эксплуатации данного участка и малой пропускной способностью данной площадки. Основанием для разработки проектной документации по объекту «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» является задание на проектирование объекта, утвержденное директором ФГБУ Ю.А.Горшковым от ДД.ММ.ГГГГ и согласованного начальником отдела изысканий ООО «НефтьСтройПроект» И.И. Якуповым. В объем проектирования входил только земельный участок территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник». Дорога по <адрес> является существующей поселковой дорогой (Кадастровый №. Категория земель: Земли поселений (земли населенных пунктов) территория общего пользования и её реконструкция, расширение, обустройство не входит в объем проектирования благоустройства территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник».
Из пояснений представителя заинтересованного лица ООО «НефтьСтройПроект» А.Г.Пичугина следует, что по техническому заданию разрабатывалось благоустройство территории для приема туристических групп на территории дендрария. Кроме этого, было рассмотрено несколько вариантов подъезда. Расстояние дороги по которой сейчас осуществляется подъезд туристических групп составляет около 1 км. Выбранный маршрут составляет 182 м. – это съезд от основной трассы до дендрария.
Таким образом, государственная экологическая экспертиза проекта «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» была проведена в установленном законодательством порядке. Реализация проекта «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» не нарушает права и законные интересы административных истцов и жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду, не оказывает негативного воздействия на флору и фауну на территории заповедника.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", руководствуясь ст. 175-180, 298 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Г.В. Трубникова, А.Н. Трубниковой, С.Э. Романенко, М.М. Сингатуллина, А.Н. Сабирова к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» о признании незаконным заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ; об обязании ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов путем прекращения вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории Волжско-Камского государственного природного заповедника.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись
Копия верна
Судья Зеленодольского городского суда РТ И.И. Садыков
Секретарь суда:
Дата:
Подлинник в деле № Зеленодольского городского суда РТ
УИД №