Дело № – 269/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кулом 24 июня 2015 года
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Федоровой И.В.,
при секретаре Морохиной М.И.,
с участием:
зам.прокурора Усть-Куломского района Скворцова А.В.,
представителей ответчика АМР «Усть-Куломский»: ФИО1 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №№), ФИО2 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №№
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Кебанъёль» об обязании разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и представить ее в Совет поселения для утверждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования сельского поселения «Кебанъёль» о признании бездействия администрации сельского поселения «Кебанъёль» в части неисполнения обязанности по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения незаконным, обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и представить ее в Совет поселения для утверждения. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанности по утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельских поселений. Генеральный план МО СП «Кебанъёль» утвержден решением Света сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кебанъёль»». В нарушение требований закона программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения в течение 6 месяцев с даты утверждения генерального плана поселения, не разработана и не утверждена.
В судебном заседании прокурор Скворцов А.В. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в заявлении.
ФИО3, глава сельского поселения «Кебанъёль», извещен надлежащим образом; направил заявление о рассмотрении заявления в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен.
Представителя АМР «Усть-Куломский» с заявленными требованиями не согласились по основаниям, приведенным в возражениях.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.
В силу п.8 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений. Данная норма была введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ.
Согласно ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.
Положения части 5.1 статьи 26 применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ (с 01.04.2013). При наличии генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу указанного Закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года.
Судом установлено, что решением Совета сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден генеральный план МО МП «Кебанъёль». Таким образом, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры подлежала утверждению Советом сельского поселения «Кебанъёль» не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Совет МР «Усть-Куломский» принял решение № XXXI-297 о передаче органам местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав МО МР «Усть-Куломский», полномочий по решению вопросов организации в границах поселения водоснабжения населения.
ДД.ММ.ГГГГ между АМР «Усть-Куломский» и АСП «Кебанъёль» заключено соглашение № о передаче поселению полномочий по решению вопросов водоснабжения населения.
ДД.ММ.ГГГГ Совет МР «Усть-Куломский» принял решение № XXXIII-313 о передаче органам местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав МО МР «Усть-Куломский», полномочий по решению вопросов организации в границах поселения теплоснабжения населения.
ДД.ММ.ГГГГ между АМР «Усть-Куломский» и АСП «Кебанъёль» заключено соглашение № о передаче поселению полномочий по решению вопросов теплоснабжения населения.
Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 502).
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должна включать в себя: паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению; характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста); план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана; перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований; анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой; обосновывающие материалы.
Кроме того, более детальный порядок разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры отражен в методических рекомендациях по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Приказом Госстроя от 01.10.2013 № 359/ГС.
Согласно информации администрации сельского поселения «Кебанъёль» от ДД.ММ.ГГГГ № разработаны и утверждены в 2014 году Схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения сельского поселения «Кебанъёль». Данные нормативные документы являются составной частью плана комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения.
Таким образом, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией сельского поселения «Кебанъёль» не разработана и не утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения.
В свою очередь отсутствие разработанной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не позволяет в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органам местного самоуправления сельского поселения «Кебанъёль» разрабатывать условия технического задания и утверждать инвестиционные программы организации коммунального комплекса.
Кроме того, согласно пп. «в» п. 9.9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории соответствующего муниципального образования схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения, схемы водоотведения, программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры после вступления в силу обязательных требований о разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, администрация поселения не способствует улучшению (модернизации) систем коммунальной инфраструктуры, их рационального использования, повышения энергетической эффективности, внедрению энергоснабжающих технологий, снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, что нарушает права граждан на получение коммунальных услуг бесперебойно и надлежащего качества.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В результате вышеуказанных нарушений ущемляются не персонифицированные интересы неопределенного круга лиц – граждан, проживающих в муниципальном образовании сельского поселения «Кебанъёль», поскольку вышеназванные нарушения в целом не позволяют реализовывать государственную политику, направленную на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Довод представителя АСП «Кебанъёль» об отсутствии в Уставе спорных полномочий несостоятельны. Обязанность по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры возложена на сельские поселения в силу прямого указания закона. В то время как Устав является подзаконным актом, не должен противоречить нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Кебанъёль» об обязании разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и представить ее в Совет поселения для утверждения удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения «Кебанъёль» в части неисполнения обязанности по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения «Кебанъёль» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Кебанъёль» и представить ее на рассмотрение Совета сельского поселения «Кебанъёль» для утверждения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.
Председательствующий -
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2015 года