Решение по делу № 33-12539/2016 от 08.09.2016

Судья – Маркелова Т.В.

Дело № - 33 – 12539

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В., Выдриной Ю.Г., при секретаре Ощепковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 24 октября 2016 года дело по апелляционной жалобе Кобрусева М.В. на решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 20 июля 2016 года, которым постановлено –

Исковые требования Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.

Расторгнуть договор найма служебного помещения №131 от 21 августа 2013 года, заключенный между ГУ МВД России по Пермскому краю и Кобрусевым М.В. с 13 августа 2015 года.

Выселить Кобрусева М.В., Бражкину К.В., У. из однокомнатной квартиры общей площадью 53,3 кв.м., расположенной по адресу: ****, без предоставления другого жилого помещения.

Снять с регистрационного учета Кобрусева М.В., Бражкину К.В., Упорова С.А. по адресу: ****.

Исковые требования Кобрусева М.В. оставить без удовлетворения

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., объяснения представителя истца Сальникова А.Г., действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры Зелениной М.В. об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ГУ МВД России по Пермскому краю (далее по тексту – Управление) обратилось в суд с иском к Кобрусеву М.В., Бражкиной К.В., Упорову С.А. о расторжении договора найма служебного жилого помещения № ** от 21 августа 2013 года, выселении из однокомнатной квартиры, общей площадью 53,3 кв.м., расположенной по адресу: ****, без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета по месту жительства.

Предъявленные требования мотивированы тем, что 21 августа 2013 года с Кобрусевым М.В. заключен договор найма служебного жилого помещения № **, а именно: однокомнатной квартиры, общей площадью 53,3 кв.м., расположенной по адресу: ****. Квартира, находящаяся в федеральной собственности, передавалась Кобрусеву М.В. и членам его семьи за плату во владение и пользование для постоянного проживания в ней на время прохождения службы. Квартира предоставлялась в связи с прохождением службы Кобрусевым М.В. в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых отдела полиции (дислокация г. Горнозаводск) МО МВД России «Чусовской». 24 июля 2015 года жилищно-бытовой комиссией ГУ МВД России по Пермскому краю принято решение о продлении вышеуказанного договора. Дополнительным соглашением от 31 июля 2015 года к договору, срок его действия продлен до 19 августа 2017 года. Однако ответчик дополнительное соглашение не подписал. Приказом отделения МВД России по Горнозаводскому району от 12 августа 2015 года №** Кобрусев М.В. уволен из органов внутренних дел. 04 сентября 2015 года и 06 октября 2015 года ответчику направлялись письма с уведомлением о прекращении договора найма служебного помещения и необходимости его расторжения.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе ответчик Кобрусев М.В., ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка, судом неправильно применены нормы материального права. Считает, что с учетом положений статей 40, 55 Конституции, статей 10, 83, 93, 99, 100, 101, 102, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, положений международного права, статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудников внутренних дел», Федерального закона «О ветеранах» он не может быть выселен без предоставления другого жилья, поскольку, общая продолжительность его службы составила более 10 лет, при этом он состоит на жилищном учете, однако, жилым помещением на основаниях договора социального найма до настоящего времени не обеспечен. Просит учесть, что в настоящее время он работает на предприятии, подведомственном МВД РФ, обладает правом на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», его семья признана малоимущей в целях принятия на жилищный учет.

Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам данного дела и неправильным применением норм материального права (подпункты 3 и 4 пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела судом установлено, что Кобрусев М.В. с 2002 года по 12 августа 2015 года служил в органах внутренних дел Горнозаводского района Пермского края.

21 августа 2013 года между ГУ МВД России по Пермскому краю (наймодатель) в лице начальника тыла В. и Кобрусевым М.В. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения (л.д.7-10), согласно которому Управление передало Кобрусеву М.В. и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из однокомнатной квартиры, общей площадью 53,3 кв.м., расположенное по адресу: ****, для постоянного проживания в нем на время прохождения службы. Жилое помещение предоставлено в связи с прохождением службы в должности *** (дислокация г. Горнозаводск) Межмуниципального отдела МВД России «Чусовской».) Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: Бражкина К.В., ** года рождения, – жена, У., ** года рождения – сын жены. Жилое помещение предоставлено на срок по 20 августа 2015 года. Договором установлено, что н прекращает свое действие в связи с окончанием срока службы. Сторонами также оговорено, что в случае прекращения договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

21 августа 2013 года квартира №** в доме №** по ул. **** в г. Горнозаводске Пермского края передана Кобрусеву М.В. в ней по месту жительства зарегистрированы Кобрусев М.В., Бражкина К.В., У. (л.д. 11, 90)

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю от 24 июля 2015 года договор найма служебного помещения от 21 августа 2013 года № 131 продлен (л.д. 18-22). Дополнительным соглашением к договору найма служебного жилого его действие продлено на срок до 19 августа 2017 года (л.д. 12).

Приказом Отделения МВД России по Горнозаводскому району от 12 августа 2015 года №** Кобрусев М.В. уволен из органов внутренних дел. Выслуга лет Кобрусева М.В. на день увольнения составляет в календарном исчислении 15 лет 08 месяцев 01 день, в льготном исчислении 19 лет 03 месяца 04 дня (л.д. 13).

Принимая решение об удовлетворении исковых требований Управления о выселении Кобрусева М.В. и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения, суд исходил из того, что ответчик проживает в служебном жилом помещении, прекратил отношения с работодателем, оснований для продолжения пользования служебным жилым помещением в настоящее время не имеется.

Указанный вывод суда не основан на совокупности собранных по делу доказательств и нормах действующего законодательства.

Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.

Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.

Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 897 (в ред. от 01.10.2004 г. с изм. от 16.03.2013 г.) сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 897 (в ред. от 01.10.2004 г. с изм. от 16.03.2013 г.), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.

Установление пунктом 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации дополнительных по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.

Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону «О полиции», в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.

При таких обстоятельствах утверждение представителя ответчика, высказанное в суде апелляционной инстанции, о том, что Типовое положение в части пункта 28 распространяется лишь на лиц, которым служебное жилое помещение было предоставлено до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года), нельзя признать правильными, основанными на положениях действующего законодательства.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным применить к спорным правоотношениям нормы пункта 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, поскольку из материалов дела следует, что Кобрусев М.В. имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет (боле 15 лет в календарном, более 19 лет – в льготном исчислении).

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. В удовлетворении исковых требований Управления следует отказать в связи с отсутствием законных оснований для их удовлетворения.

Заявление Кобрусева М.В. об отказе в удовлетворении требований Управления и оставлении договора найма служебного жилого помещения без изменения, поименованное ответчиком в качестве встречного иска (л.д. 74-78), не подлежит рассмотрению судебной коллегией по существу, поскольку фактически выражает правовую позицию ответчика относительно исковых требований Управления, однако, каких-либо самостоятельных требований, которые могли бы быть отнесены к исковым, не содержит. С учетом изложенного, основания для рассмотрения вышеуказанного заявления Кобрусева М.В. в порядке искового производства в данном случае отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 199 и 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 20 июля 2016 года – отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю к Кобрусеву М.В., Бражкиной К.В., Упорову С.А. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения – отказать.

Председательствующий -

Судьи –

33-12539/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУ МВД России по Пермскому краю
Ответчики
Бражкина К.В.
КОБРУСЕВ М.В.
Другие
Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации
Филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации по
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Выдрина Юлия Глебовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.10.2016Судебное заседание
27.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее