66RS0006-01-2020-000299-14
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2020 года
Дело № 2-1005/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2020 года Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ложкарева О.А., при секретаре судебного заседания Птицыной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - детский сад «Детство», Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга об обеспечении финансирования и создании безопасных условий образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - детский сад «Детство», Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга об обеспечении финансирования и создании безопасных условий образования.
В обоснование иска, указано, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проведены надзорные мероприятия по соблюдению законодательства об образовании, по результатам которых установлено, что в филиале МБДОУ детский сад «Детство» - детском саду № 3 по ул. 40 лет Октября, д. 37Б в г. Екатеринбурге в нарушение п. 6.48 СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНИП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года < № >, отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». МБДОУ детский сад «Детство» с ООО ЧОП Центр безопасности «Арго» заключен договор об охране указанного выше объекта посредством использования тревожной сигнализации которое, однако, к системе войск национальной гвардии России не относится, что свидетельствует о том, что в детском саду №3 по ул. 40 лет Октября, д. 37Б в г. Екатеринбурге канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» не оборудован. Более того, обязанность дошкольного образовательного учреждения принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности закреплена Законом. Ненадлежащее соблюдение требований по антитеррористической защищенности образовательных учреждений ущемляет права воспитанников и работников, как находящихся в настоящее время в учреждении, так и тех, кто будет находиться в будущем, на получение дошкольного образования и осуществление ухода в безопасных условиях. Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга просит обязать Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование оборудования канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112»; обязать МБДОУ детский сад «Детство» в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» в филиале - детском саду №3 по ул. 40 лет Октября, д. 37Б в г. Екатеринбурге.
Старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Коршун А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске доводам, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга Стахеева Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Дала пояснения аналогичные изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам настоящего дела.
Представитель ответчика МБДОУ детский сад «Детство» Иванова И.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 26 января 1990 года, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации № 35-ФЗ от 26 февраля 2006 года «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с пп. «б», «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму являются выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, обеспечении безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года < № >и введенного в действие с 01 января 2013 года с изменениями, внесенными и утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 августа 2014 года < № > введенными в действие с 1 сентября 2014 года, а также изменениями, утвержденными и введенными в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 3 декабря 2016 года < № > c 04 июня 2017 года; приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 сентября 2019 года < № >, введенными в действие c 26 ноября 2019 года, для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Согласно п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 2 ч. 3. ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу п. 7.1 ст. 14, п.7.1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в границах поселения отнесено к вопросам местного значения.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что между ООО ЧОП «Центр безопасности «АРГО» и МБДОУ - детский сад «Детство» заключен договор < № > об оказании услуг по охране и техническому обслуживанию средств тревожной сигнализации для МБДОУ - детский сад «Детство» в 2020 году от 30 декабря 2019 года, по условиям которого в целях обеспечения нужд заказчика исполнитель в соответствии с требованиями и условиями настоящего договора обязуется по заданию заказчика оказать услуги по охране и техническому обслуживанию средств тревожной сигнализации для МБДОУ - детского сада «Детство» в 2020 году и передать полученные при оказании услуг результаты.
Вместе с тем, в ходе проведенных прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга надзорных мероприятий установлено и ответчиками в судебном заседании не оспаривалось, что филиал МБДОУ детский сад «Детство» - детский сад №3, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. 40 лет Октября, д. 37Б, не оборудован системой охранной сигнализации и каналом передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что оборудование в дошкольном образовательном учреждении канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» является обязательным, направленным на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств и учредителем подведомственных учреждений и выделяет из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» денежные средства на установку и функционирование канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в соответствии с Положением о порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования «город Екатеринбург» и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30 декабря 2015 года < № >, распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга от 18 сентября 2016 года < № > «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, в отношении муниципальных организаций, учредителем которых является Департамент образования Администрации города Екатеринбурга, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания» в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, что следует из письменного отзыва на исковое заявление.
План финансово-хозяйственной деятельности и корректировки в него формируются в соответствии с Положением о порядке составления и утверждения плана финансовохозяйственной деятельности муниципального учреждения, утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29 июня 2011 года < № >, по заявкам образовательных учреждений.
В силу подпункта 8 пункта 11 «Положения о Департаменте образования Администрации города Екатеринбурга», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 24 июня 2014 года < № >, в целях исполнения возложенных на него полномочий Департамент образования Администрации города Екатеринбурга выполняет функции по обеспечению выполнения муниципальными образовательными и подведомственными организациями мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принятию ими мер по профилактике терроризма, созданию безопасных условий и соблюдению требований охраны труда.
Согласно подпункту 26 пункта 11 названного Положения Департамент образования Администрации города Екатеринбурга осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета муниципального образования "город Екатеринбург", а в соответствии с подпунктом 1 этого же пункта от имени Администрации города Екатеринбурга создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные и подведомственные организации, утверждает их уставы, изменения (дополнения) в уставы, новые редакции уставов, осуществляет иные функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных и подведомственных организаций.
Собственником имущества МБДОУ детский сад «Детство» является муниципальное образование «город Екатеринбург». Полномочиями учредителя от имени муниципального образования «город Екатеринбург» обладает ответчик Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга, в компетенцию которого входит решение вопросов о выделении из бюджета города Екатеринбурга средств для обеспечения уставной деятельности МБДОУ детский сад «Детство» и его филиалов, что следует из устава дошкольного образовательного учреждения, приобщенного к материалам настоящего дела.
Возложение на Департамент образования Администрации города Екатеринбурга обязанности обеспечить финансирование оборудования филиала МБДОУ детский сад «Детство» - детский сад №3 каналом передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции названного отраслевого органа Администрации города Екатеринбурга.
Доводы ответчика об утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности на 2020, плановые 2021, 2022 годы, не является основанием для освобождения ответчика от предусмотренной законом обязанности, кроме того внесение корректировок в план финансово-хозяйственной деятельности возможно на основании заявки образовательного учреждения.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания малолетних в дошкольных образовательных организациях и работников этих дошкольных образовательных организаций.
Таким образом, финансовое обеспечение оборудования дошкольного образовательного учреждения каналом передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» является прямой обязанностью Департамента образования Администрации города Екатеринбурга.
Согласно п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
В соответствии с п.п. «в», «г» п. 18 указанного Постановления воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму (п. 19 Постановления).
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму (п. 20).
Минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006).
Ссылка ответчиков на то обстоятельство, что требования к антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения исполнены ответчиками до обращения прокурора с настоящим иском путем заключения между МБДОУ - детский сад «Детство» и ООО ЧОП «Центр безопасности «АРГО» договора об оказании услуг по охране и техническому обслуживанию средств тревожной сигнализации, а также о наличии телефонов для связи со службой 112, не освобождает ответчиков от обязанности оборудовать канал передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», поскольку данная обязанность установлена действующими императивными нормативными актами Российской Федерации в отношении дошкольных образовательных учреждений, подлежащими применению при системном их толковании.
Несоблюдение требований, установленных действующим законодательством в части антитеррористической защищенности здания дошкольного образовательного учреждения, противоречит положениям статей 20, 41 Конституции Российской Федерации и конституционно закрепленному принципу равенства всех перед законом (статья 19 Конституции Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, поскольку Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга обязан обеспечить финансирование оборудования канала передачи тревожный сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала МБДОУ - детский сад «Детство» - детском саду № 3 по ул. 40 лет Октября, д. 37Б в г. Екатеринбурге, а МБДОУ - детский сад «Детство» обязано установить канал передачи тревожный сообщений, в здании своего филиала по указанному адресу, суд приходит к выводу, что требования прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об обязании обеспечить финансирование и установку оборудования канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» подлежат удовлетворению.
Иные доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, потому отклоняются судом.
В то же время, требование прокурора о возложении на ответчиков обязанности по финансированию и организации канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) удовлетворению не подлежит, поскольку такая обязанность действующим законодательством на момент рассмотрения настоящего спора не установлена.
С учетом отсутствия обоснованных возражений сторон, суд полагает возможным установить срок - 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по требованию к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга обеспечить финансирование оборудования каналом передачи тревожных сообщений дошкольное образовательное учреждение, а само учреждение в течение 3 месяцев после выделения денежных средств оборудовать канал передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала - детском саду № 3 по ул. 40 лет Октября, д. 37Б в г. Екатеринбурге.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование оборудования канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в филиале муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Детство» - детском саду № 3 по адресу: г. Екатеринбург, ул. 40 лет Октября, д. 37Б.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Детство» в течение трех месяцев со дня поступления финансирования оборудовать канал передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в филиале муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Детство» - детском саду № 3 по адресу: г. Екатеринбург, ул. 40 лет Октября, д. 37Б.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья О.А. Ложкарева