Дело № 2-244/2017
Поступило в суд: 16.06.2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2017 года с.Венгерово
Венгеровский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Пентюкова А.В.
При секретаре Корецкой Ю.Н.
С участием помощника прокурора Венгеровского района Ефимовой В.Я.
Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Венгеровского района Новосибирской области к администрации Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Венгеровского района Новосибирской области обратился с заявлением в суд указав, что прокуратурой Венгеровского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения органами местного самоуправления.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257 - ФЗ) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона №257 - ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движении» (далее - Федеральный закон №196 - ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Федерального закона №196 - ФЗ). Согласно п.5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №257 - ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии ч.3 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ч. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
В соответствии с п.п. 4 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В силу п.3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской федерации от 27.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05.02.1982 Минавтодором РСФСР (далее - Инструкция), определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 Инструкции техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Пунктом 5.1 Инструкции установлено, что паспорт автомобильной дороги представляет собой книгу в жестком переплете размером 297x420 мм и содержит: схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, денежные затраты и основные объемы выполненных работ, линейный график. По существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
С учетом изложенного имеются достаточные основания для применения ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05.02.1982 Минавтодором РСФСР, поскольку указанный нормативный акт не отменен, является действующим, факт отсутствия приведения его в соответствие с действующим законодательством не влияет на обязанность соответствующих субъектов соблюдать установленные в нем требования, которые не противоречат нормативным актам, принятым позднее.
В границах населенных пунктов Вознесенского сельсовета расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения общей протяженностью 12 525 м., на них зарегистрировано право собственности в установленном законом порядке.
Прокурорской проверкой установлено, что инвентаризация и паспортизация автомобильных дорог в границах населенных пунктов Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области администрацией Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области не проведена, что подтверждается ответом главы Вознесенского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.210 ГК РФ, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Недостаточность в бюджете поселения собственных доходов для исполнения расходных обязательств по паспортизации дорог сама по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог. При недостаточности собственных доходов бюджета администрация поселения вправе ходатайствовать о предоставлении межбюджетных трансфертов в порядке главы 16 Бюджетного Кодекса РФ.
Отсутствие технического паспорта дороги влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по содержанию автодорог, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные статьей 24 Федерального закона № - ФЗ.
Прокурор Венгеровского района Новосибирской области просил суд обязать администрацию Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области.
Глава Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области Алхимов А.Н в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, требования прокурора признаёт в полном объёме.
Помощник прокурора Венгеровского района Новосибирской области Ефимова В.Я. в судебное заседание явилась, исковые требования прокурора поддержала в полном объёме.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Реализация прокурором права на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц корреспондирует предусмотренному статьей 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде понуждения к исполнению обязательства в натуре.
Круг лиц, которым может быть причинен ущерб, в данном случае не может быть установлен окончательно и поэтому является неопределенным.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Последствия, предусмотренные ст.ст.39, 173, ч.4 ст.198 ГПК РФ ответчику понятны и разъяснены.
Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно п.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая, что для проведения всех вышеуказанных мероприятий необходимо время и материальные затраты, суд находит возможным предоставить ответчику срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.
С учётом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, районный суд,
РЕШИЛ:
Принять признание иска администрации Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области, удовлетворив иск прокурора Венгеровского района Новосибирской области.
Обязать администрацию Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд, через Венгеровский районный суд, в апелляционном порядке в течение одного месяца.
Председательствующий: Пентюков А.В.