Решение по делу № 2-2796/2017 от 15.09.2017

Дело № 2-2796/17

Решение

Именем Российской Федерации

Г. Иваново 09 октября 2017 г.

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Н.В.

при секретаре Пономаревой К.А.,

с участием представителя истца Куриловой М.В. – Широковой Ю.И.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области – Фомичевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Куриловой Марины Витальевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию,

установил:

Истец обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию. Иск мотивирован тем, что 22.05.2017 г. Курилова М.В. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохма и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее – УПФРФ) о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренной п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ. Решением УПФ РФ от 22.08.2017 г. Куриловой М.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа (30 лет) для назначения данного вида пенсии. По мнению ответчика, специальный стаж Куриловой М.В. составляет 26 лет 04 месяца 18 дней, при требуемом стаже 30лет. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение ей страховой пенсии по старости, ответчиком не были включены периоды с 20.07.1994 г. по 15.07.1997 г. работы в качестве медицинской сестры в эндокринологическом отделении, с 01.04.1997 г. в должности медицинской сестры палатной в отделении анестезиологии и реанимации Объединения 4-ой городской клинической больницы г. Иваново, с 11.01.2002 г. по 05.04.2002 г., с 04.06.2007 г. по 02.07.2007 г., с 15.05.2012 г. по 09.06.2012 г., с 17.11.2014 г. по 28.11.2014 г., с 13.03.2017 г. по 07.04.2017 г. обучения на курсах повышения квалификации. С решением комиссии истец не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее право на пенсионное обеспечение. Истец полагает, что периоды работы в должности медицинской сестры в Объединении 4-ой городской клинической больницы г.Иваново подлежат включению в специальный стаж на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г., Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, поскольку указание в наименовании лечебного учреждения слова «объединение», не должно умалять право на включение указанных периодов в специальный стаж, из наименования учреждения усматривается осуществление истцом деятельности именно в городской клинической больнице. Периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, поскольку в эти периоды за работником сохраняется место работы, должность и средняя заработная плата, с которой работодатель уплачивает страховые взносы в Пенсионных Фонд. Кроме того, Курилова М.В. считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении, так как в спорный период времени она занимала должность медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации, которая предполагала льготное исчисление специального стажа. В этой связи Курилова М.В. просила обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж в календарном исчислении период с 20.07.1994 г. по 31.03.1997 г. работы в должности медицинской сестры в эндокринологическом отделении Объединения 4-ой городской клинической больницы г.Иваново, включить в специальный стаж в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев) периоды с 01.04.1997 г. по 15.07.1997 г. работы в должности медицинской сестры палатной в отделении анестезиологии и реанимации Объединения 4-ой городской клинической больницы г. Иваново, с 11.01.2002 г. по 05.04.2002 г., с 04.06.2007 г. по 02.07.2007 г., с 15.05.2012 г. по 09.06.2012 г., с 17.11.2014 г. по 28.11.2014 г., с 13.03.2017 г. по 07.04.2017 г. обучения на курсах повышения квалификации; назначить досрочно страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения; взыскать расходы по оплате государственной пошлины 300 руб., расходы по оплате услуг представителя 15 000 руб.

В судебном заседании представитель истца требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Так, в частности указала, что периоды работы в должности медицинской сестры в эндокринологическом отделении, медицинской сестры палатной в отделении анестезиологии и реанимации Объединения 4-ой городской клинической больницы г.Иваново не подлежат включению в специальный стаж, поскольку учреждение – «объединение городской клинической больницы» Списками учреждений здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., №1066 от 22.09.1990 г., постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 не предусмотрено. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пункт 5 Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации данным перечнем не предусмотрены. В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Третье лицо ОБУЗ «Городская клиническая больница № 4» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

22.05.2017 г. Курилова М.В. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренной п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-Ф3.

Решением от 22.08.2017 г. комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Куриловой М.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 10-14).

По мнению комиссии, специальный стаж Куриловой М.В. составляет 26 лет 04 месяца 18 дней, при требуемом стаже 30 лет.

Комиссией в специальный стаж Куриловой М.В. не включены, в том числе периоды с 20.07.1994 г. по 15.07.1997 г. работы в качестве медицинской сестры в эндокринологическом отделении, с 01.04.1997 г. в должности медицинской сестры палатной в отделении анестезиологии и реанимации Объединения 4-ой городской клинической больницы г. Иваново, с 11.01.2002 г. по 05.04.2002 г., с 04.06.2007 г. по 02.07.2007 г., с 15.05.2012 г. по 09.06.2012 г., с 17.11.2014 г. по 28.11.2014 г., с 13.03.2017 г. по 07.04.2017 г. обучения на курсах повышения квалификации.

Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии социальные пособия устанавливаются законом.

До 01.01.2002 г. условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации регулировались Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2002 г. – Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2015 г. условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-Ф3 «О страховых пенсиях».

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (далее – Закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 30 Закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 3, 4 ст. 30 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001г.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», применяются:

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, с применением положений абз. четвертого и пятого п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее - Список № 464);

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее - Список № 1066);

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее - Список № 781).

Из материалов дела следует, что Курилова М.В. работала с 20.07.1994 г. по 21.05.2017г. в качестве медицинской сестры в эндокринологическом отделении, с 01.04.1997г. в должности медицинской сестры палатной в отделении анестезиологии и реанимации, с 01.04.2008 г. в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации Объединения 4-ой городской клинической больницы г.Иваново, с 16.07.1997 г. МУЗ «Объединение городской клинической больницы № 4» г.Иваново, с 26.10.2000 г. в МУЗ «Городская клиническая больница № 4», с 20.12.2011 г. в МБУЗ «»Городская клиническая больница № 4», с 27.12.2012 г. в ОБУЗ «Городская клиническая больница № 4», что подтверждается трудовой книжкой от 20.07.1994 г. на имя Куриловой (Г.) М.В., справкой ОБУЗ «Городская клиническая больница № 4» от 13.07.2017 г. (л.д. 15-16, 17-18).

В соответствии постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, правом на досрочное назначение пенсии пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Так, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласно постановлению Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., включалась работа в должностях медицинская сестра, в больницах всех наименований.

В соответствии с п.п. «б» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии в пп.11 п.1 ст.27 Закона, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, правом на льготное исчисление специального стажа работы (год работы засчитывается как год и 6 месяцев) пользуются, в частности, лица, работающие в должности медицинской сестры палатной в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии больниц всех наименований.

Аналогичное правило содержалось в Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, однако с той лишь разницей, что Постановлением от 06.09.1991 г. №464 один год работы засчитывался за год и 6 месяцев всему среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии независимо от должности.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, выданной ОБУЗ «Городская клиническая больница № 4» от 13.07.2017 г. , Объединение 4- ой городской клинической больницы на основании приказа ГЗО № 158 от 26.10.2000г. переименовано в МУЗ «Городская клиническая больница № 4»; 20.12.2011 г. приказом управления здравоохранения администрации г. Иваново № 143 от 18.11.2011 г. МУЗ «Городская клиническая больница № 4» переименована в МБУЗ «Городская клиническая больница №4»; 27.12.2012 г. МБУЗ «Городская клиническая больница № 4» на основании приказа № 151 от 12.12.2012 г. Департамента здравоохранения Ивановской области переименована в ОБУЗ «Городская клиническая больница № 4» (л.д. 28).

Суд считает, что отсутствие в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Списке, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. с учетом которых оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение, такого наименования учреждения здравоохранения как «объединение больницы» не должно умалять право гражданина на признание его работы в данном учреждении работой, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку наименование учреждения здравоохранения явно свидетельствует об осуществлении истцом профессиональной деятельности именно в больнице. Использование в наименовании учреждения здравоохранения слова «объединение» не может служить основанием для исключения этого периода из специального стажа и ставить истца в неравные условия с лицами, работающими в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Оценивая ту или иную должность, тип учреждения на предмет включения в список должностей, учреждений, дающий право на пенсию, необходимо исходить, прежде всего, из того, что в соответствии с принципами пенсионного обеспечения досрочно назначаемые трудовые пенсии по старости должны предоставляться только в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из – за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия работы в соответствующих должностях, учреждениях на организм человека.

Пенсия за выслугу лет медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых истец осуществляла трудовую деятельность. Вид деятельности истца определен, это лечебная деятельность в должности медицинской сестры, которая подтверждена, представленными в суд доказательствами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Курилова М.В. на протяжении спорного периода работы осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения, занятость в котором дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в должности медицинской сестры. При этом суд соглашается с доводами истца в части того, что Курилова М.В., работая в должности медицинской сестры Объединения 4-ой городской больницы выполняла должностные обязанности характерные для медицинской сестры в учреждениях здравоохранения.

На основании Положения об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 г. № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», отделение (группа) анестезиологии-реанимации организуется в составе лечебно-профилактического учреждения. В составе отделений анестезиологии-реанимации могут организовываться палаты для реанимации и интенсивной терапии, в том числе городских лечебно-профилактических учреждениях.

Суд, проанализировав Положение, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 г. № 841, в соответствии с которым в составе лечебно-профилактического учреждения организуется отделение (группа) анестезиологии-реанимации, приходит к выводу, что медицинская деятельность медсестры-анестезиста могла протекать только в обозначенных указанным Положением отделениях (группах) анестезиологии-реанимации, поскольку другими структурными подразделениями ЛПУ данная должность не предусматривалась.

При таких обстоятельствах, учитывая положения письма № 2510/1835-95-27 от 14.07.1995г. Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «О льготном пенсионном обеспечении», принимая во внимание, что функциональное назначение отделения и функциональные обязанности истца не изменились. В спорные периоды истец работал в должности медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации, что является основанием для включения спорного периода работы Куриловой М.В. в специальный стаж в льготном исчислении. Суд соглашается с доводами представителя истца в части того, что истец, работая в должности медицинской сестры палатной в отделении анестезиологии-реанимации объединения 4-ой городской клинической больницы выполняла должностные обязанности характерные для медицинской сестры палатной в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а так же реанимации и интенсивной терапии учреждений.

Указанные обстоятельства и представленные истцом доказательства в своей взаимосвязи подтверждают доводы Куриловой М.В., изложенные в исковом заявлении и представителем истца в судебном заседании, которые ответчиком не опровергнуты, а так же свидетельствуют о тождественности выполняемых истцом в спорные периоды времени в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии отделения анестезиологии и реанимации, медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации, функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), а так же виде (типе) учреждения (организации), которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении.

Руководствуясь указанными выше нормами закона и принимая во внимание правовую позицию Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ суд считает, что периоды работы истца с 20.07.1994 г. по 31.03.1997 г. в должности медицинской сестры в эндокринологическом отделении Объединения 4-ой городской клинической больницы г.Иваново подлежит включению в стаж в календарном исчислении, период работы с 01.04.1997 г. по 15.07.1997 г. в должности медицинской сестры палатной в отделении анестезиологии и реанимации Объединения 4-ой городской клинической больницы г.Иваново подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев), поскольку основанием применения льготного исчисления стажа работы является вид и характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций работниками здравоохранения. При этом наименование структурного подразделения стационара, должности само по себе не предопределяет различие профилей отделения, а также условий и характера профессиональной деятельности работника. Отсутствие наименования структурного отделения учреждения здравоохранения и должности в Списке при условии выполнения истцом тождественных функций, трудовых обязанностей, аналогичным структурным подразделениям и должности, предусмотренными Списком с учетом конкретных обстоятельств дела не может являться основанием для отказа во включении этого периода в специальный трудовой стаж в льготном исчислении.

Судом установлено, что Курилова М.В. в период работы в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации в ОБУЗ «Городская клиническая больница № 4» находилась на курсах повышения квалификации с 11.01.2002 г. по 05.04.2002 г., с 04.06.2007 г. по 02.07.2007 г., с 15.05.2012 г. по 09.06.2012 г., с 17.11.2014 г. по 28.11.2014 г., с 13.03.2017 г. по 07.04.2017 г., что подтверждается справкой ОБУЗ «Городская клиническая больница № 4» от 13.07.2017 г., сертификатами о повышении квалификации.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии с п. 8 ст. 79 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 232-ФЗ медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Периоды обучения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ, то есть, в полном объеме выполняется условие, предусмотренное п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, о том, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 10 Закона.

В пункте 9 тех же Правил дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Период повышения квалификации с отрывом от производства в данный перечень не входит, сам перечень расширительному толкованию не подлежит.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, и одним из лицензионных требований при ее осуществлении является повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица (постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30)

Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), устанавливает, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В период нахождения на курсах повышения квалификации медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в тех же самых неблагоприятных условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку обучение происходит на базе клинических учреждений здравоохранения и медицинский работник в период учебы также находится в контакте с больными, подвергается воздействию неблагоприятных психоэмоциональных, физических и иных факторов.

Таким образом, требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов обучения на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению.

Поскольку в указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец состояла в трудовых отношениях с ОБУЗ «Городская клиническая больница № 4» в должности медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации, то суд считает правомерным льготное исчисление данных периодов (1 год за 1 год 6 месяца).

С учетом включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению, Куриловой М.В. периодов в календарном исчислении период с 20.07.1994 г. по 31.03.1997 г. работы в должности медицинской сестры в эндокринологическом отделении Объединения 4-ой городской клинической больницы г.Иваново, включить в специальный стаж в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев) периоды с 01.04.1997 г. по 15.07.1997 г. работы в должности медицинской сестры палатной в отделении анестезиологии и реанимации Объединения 4-ой городской клинической больницы г. Иваново, с 11.01.2002 г. по 05.04.2002 г., с 04.06.2007 г. по 02.07.2007 г., с 15.05.2012 г. по 09.06.2012 г., с 17.11.2014 г. по 28.11.2014 г., с 13.03.2017 г. по 07.04.2017 г. обучения на курсах повышения квалификации, стаж Куриловой М.В. на момент обращения в суд и рассмотрения дела в суде будет составлять требуемый 30-летний стаж.

В силу ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области назначить Куриловой М.В. досрочную пенсию по старости с момента первоначального обращения.

Согласно п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. 00коп., что подтверждается квитанцией (л.д. 3-4), поскольку иск удовлетворен, расходы в части оплаты государственной пошлины подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела следует, что между Куриловой М.В. и индивидуальным предпринимателем Ш.В.А., сотрудником которого является Широкова Ю.И., заключен договор на оказание юридических услуг от 11.09.2017 г. Расходы на оплату услуг представителя составили в общем 15 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 11.09.2017 г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцом произведены расходы по оплате услуг представителя, а также о наличии связи между понесенными истцом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст.ст. 2, 35 ГПК РФ, ст.ст. 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, ст. 112 КАС РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, ст.ст. 111, 112 КАС РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь принципом разумности и соразмерности, соблюдая баланс между правами лиц, участвующих в деле, учитывая позицию Конституционного суда РФ, изложенную в определениях от 20.10.2005г. № 355–О–О, 22.03.2011г. № 361-О-О, приняв во внимание обстоятельства спора, степень его сложности, объем выполненных представителем работ по заключенному сторонами договору, временных затрат представителя истца, количество судебных заседаний, в которых непосредственное участие осуществлял представитель, соотношение судебных расходов с объемом защищаемого права, заявление со стороны ответчика о чрезмерности заявленных ко взысканию судебных расходов, с учетом разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области расходы по оплате услуг представителя в размере 5 500 руб. в пользу Куриловой М.В.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Куриловой Марины Витальевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию – удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Куриловой Марины Витальевны периоды:

в календарном исчислении:

с 20.07.1994 г. по 31.03.1997 г. – работы в должности медицинской сестры в эндокринологическом отделении Объединения 4-ой городской клинической больницы г.Иваново,

в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев):

с 01.04.1997 г. по 15.07.1997 г. – работы в должности медицинской сестры палатной в отделении анестезиологии и реанимации Объединения 4-ой городской клинической больницы г. Иваново,

с 11.01.2002 г. по 05.04.2002 г.,

с 04.06.2007 г. по 02.07.2007 г.,

с 15.05.2012 г. по 09.06.2012 г.,

с 17.11.2014 г. по 28.11.2014 г.,

с 13.03.2017 г. по 07.04.2017 г. – обучения на курсах повышения квалификации.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области назначить Куриловой Марине Витальевне досрочную пенсию по старости с момента первоначального обращения.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Куриловой Марины Витальевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы по оплате услуг представителя 5 500 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 13.10.2017 г.

2-2796/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Курилова М.В.
Ответчики
УПФ РФ
Другие
Широкова Юлия Игоревна
ОБУЗ "Городская клиническая больница №4"
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Дело на сайте суда
frunzensky.iwn.sudrf.ru
15.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2017Передача материалов судье
20.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2017Судебное заседание
13.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее